Часть 1. Глава 3

Сергей Конюхов
Глава 3.

   Дома еще в коридоре я уловил  восхитительные запахами доносящиеся  с кухни. Наташа испекла пироги, мои любимые - с капустой. Все мнимые тревоги и волнения сегодняшнего дня мгновенно улетучились. Как же хорошо, когда дома пахнет пирожками, а жена, все еще любимая, хлопочет на кухне. Никогда раньше эта простая мысль не приходила мне в голову. И только теперь, после тревожащего сна, после неожиданного обморока на работе, мне стало уютно и легко, как никогда прежде. Мне вдруг захотелось обнять ее, уткнуться лицом в ее волосы, почувствовать тепло, как много лет назад, когда мы впервые остались наедине.
   С самого начала в нашем знакомстве было что-то таинственное,  мистическое. Наша любовь и то обстоятельство, при котором мы обрели ее, связало нас на много лет счастливой жизни. С годами это стало забавным. Почему то именно этим вечером я отчетливо вспомнил историю нашего знакомства.
   Вам наверняка приходилось бывать на свадьбах, юбилеях или похоронах. И вы, конечно же, замечали, что ни одно такое мероприятие не обходится без людей случайных, попавших в компанию друзей или родственников едва ли не в первый раз. Такие незнакомцы стараются не привлекать  внимания и  ведут себя тихо и незаметно. Они, как правило, оказываются в дальнем конце стола и почти не разговаривают. Только улыбаются или скорбят в зависимости от обстановки.
   Вот и с нами произошла такая история в далеком и цветущем мае. Я тогда был студентом третьего курса и неожиданно оказался на похоронах университетского преподавателя. Я почти не знал его. Юрий Александрович - так звали умершего, вел в нашей группе семинары по математической статистике раз в неделю. Это был тихий незаметный старичок, я и лица его толком  не помню. И вот неожиданно умер прямо перед сессией. Как правило, в молодости смерть не слишком близкого человека проходит почти не заметно, не омрачая привычный ход жизни. Так бы случилось и в этот раз, но в комитете комсомола, где я считался активистом, как прошедший армию человек, мне поручили собрать ребят, чтобы достойно проводить ушедшего из жизни преподавателя. Несколько близких мне по духу сокурсников согласились составить мне компанию, не из-за скорби по усопшему, а скорее из дружеского участия.
   Так мы и оказались на поминках в квартире Юрия Александровича недалеко от метро Фрунзенская. Народу было довольно много, и поэтому за поминальный стол приглашали по очереди. Так получилось, что мы – студенты оказались последним. Коллеги и друзья Юрия Александровича тихо исчезали за входными дверьми, и в итоге,  в квартире остались только близкие родственники и наша студенческая компания.
Все слова уже были сказаны, и за столом воцарилась тишина. Мы все притихли не в силах нарушить эту торжественную печаль и скорбь, воцарившиеся в доме.
- Вы, покушайте, мальчики, покушайте.  – Какая-то бабушка, то ли родственница, то ли соседка, потчевала нас блинами и кутьей.
– Водочки выпейте. Помяните Юрочку. Пусть земля ему будет пухом и царство небесное. – И она несколько раз перекрестилась, обращая свой взор куда-то поверх наших голов.
   Мы молча выпили разлитую по рюмкам водку и не глядя друг на друга и, как будто, стыдясь чего-то, торопливо жевали теплые блины.
Тишина парализовала нашу волю, как будто, кто-то неведомый  пытался силой  удержать нас за этим столом. Надо было сказать несколько слов в память о покойном, тихо попрощаться и уйти из этого дома, из этой гнетущей тишины на улицу, туда, где был май, и бушевала весна. Но мы с приятелями как будто замерли в немом оцепенении. На стене мерно тикали маятниковые часы, да какие-то посторонние звуки изредка доносились с кухни.
   Наконец, я нашел в себе силы, чтобы встать и прервать затянувшееся молчание. Я начал было говорить о Юрии Александровиче. Ничего особенного, самые банальные слова, и в этот момент в комнату вошла девушка. Наши взгляды встретились, и я на несколько мгновений лишился дара речи. От нее исходил такой свет, такое тепло, что я забыл, кто я, и зачем  здесь нахожусь. Так бывает ранней весной, когда солнечные лучи, заливая детскую теплом и светом, падают на лицо ребенка, пробуждая его к новому и радостному дню.
Я кое-как договорил заготовленные слова и опустился на свой стул. Девушка присела на другом конце стола, но наши взгляды постоянно пересекались. Я хотел видеть ее глаза, видеть, как она сидит, склонив голову набок, как поправляет выбившийся локон, как подносит чашку с чаем к губам, как что-то шепчет на ухо скорбящей вдове.
   Наташа, а это была именно она, тоже обратила на меня внимание. Об этом она рассказала мне, когда мы с ней стали встречаться. А в тот вечер я долго ждал ее у подъезда, да так и не дождался.
Вечером следующего дня я вновь оказался у знакомого подъезда. И вновь безрезультатно. В вечер похорон я не успел с ней познакомиться, и поэтому не решился спросить у людей, выходящих из подъезда. На третий день я поехал туда рано утром,  и о чудо, не прошло и часа, как она вышла на улицу.   
Наташа училась в педагогическом институте и жила у своей троюродной тетки, той самой бабушки, которая потчевала нас за поминальным столом. В тот вечер соседи попросили их помочь на поминках, и они не смогли отказать. При таких скорбных обстоятельствах я познакомился с Наташей.
Следующим вечером я ждал ее около подъезда, мобильных телефонов тогда не было, приходилось договариваться заранее. Потом через вечер, и еще через вечер. А еще через неделю я не представлял, как я жил все это время, не видя этих глаз. Я долго и как мне тогда казалось красочно, рассказывал ей о своей жизни, учебе, о своих увлечениях и планах. Наташа говорила редко. Она всегда была  благодарным слушателем.
 Я редко вспоминаю наше знакомство.  Зато все последующие события я бережно храню в своей памяти. Помню, как я радовался ее улыбкам. Ее лицо в такие моменты было таким трогательно-нежным, таким по-детски милым и наивным. Помню, как в первый раз поцеловал ее мягкие губы на лестнице в общежитии. Как впервые ощутил трепет ее молодого тела. Как шептал ей на ушко какую-то ерунду про летающие тарелки, а она в ответ беззвучно смеялась, а потом тепло и властно закрыла мой рот ответным поцелуем.   

   Чай давно остыл, а я все сидел на кухне, не в силах прервать свои воспоминания.
Куда ушли мои тогдашние волнения порывы, устремления, тревоги? С тех пор прошло более двадцати лет, и я стал другим? Умудренным жизнью и менее эмоциональным? Вроде бы – нет.
Наташа – исключительно порядочный, надежный человек. Она не слишком эмоциональна. Во всяком случае, крайне редко проявляет свой характер. Но, если принимает решение, то идет до конца.
Я же частенько позволял себе балбесничать, так она это называет. Нет, ни об измене, ни о каком-то вранье речь не идет. Просто, я отношусь к жизни не так серьезно, как она. В конце концов, умение посмеяться над собой, да и окружающими всегда было одним из моих любимых свойств характера. Может, потому что она выросла не в Москве, В Коми АССР, и у нее здесь не было, по настоящему, близких людей, кроме меня, конечно.  Такое основательное, северное отношение к жизни. Но, возможно, она как женщина острее чувствует опасность. Не то чтобы опасность, а некоторые обстоятельства, которые могли бы повредить или даже разрушить ее мир. Тот мир, где она прожила последние двадцать лет в спокойствии и любви.

Я по-прежнему люблю Наташу и считаю, что в свое время сделал абсолютно правильный выбор.
Но, Стоп!
Разве можно любить «по-прежнему»? Любовь требует постоянного обновления. Это теорема, которую необходимо доказывать каждый день. С годами мы погрязаем в рутине повседневного существования, наши чувства притупляются, и постепенно мы утрачиваем способность любить. Остается привязанность, привычка к комфортному существованию.
Я услышал звук телевизора, Наташа ушла в комнату и оставила меня наедине с воспоминаниями.
А дальше? Мои мысли продолжали бешено раскручиваться. Неизбежное увядание,  ежедневное раздражение из-за бытовых мелочей. И как итог «счастливой» семейной жизни - двое никому не нужных стариков. Фу! Жуть какая-то. Надеюсь, это не про нас. Но, кто сможет поручиться за это?
 
   Интересно, приходят ли в ее голову такие мысли? Скорее всего – нет. А впрочем, кто знает. Наташа всегда была закрытым человеком. Типичный интроверт. Даже со мной – своим мужем она редко откровенничает. И при этом она в течение нескольких лет преподавала английский язык в школе и была на хорошем счету. Она филолог по образованию, и любит работать с детьми.

   Правда, после рождения Женечки ей пришлось уйти из школы и всю  себя посвятить этому маленькому человечку. Позже, когда Женечка подросла, Наташа стала заниматься репетиторством. У нее и сейчас есть ученики, с которыми она  занимается на дому.
Женечка! Наша любимая доченька. Сейчас студентка Пражского Университета. Жене, как и Наташе, легко давались языки, и поэтому после окончания школы она могла выбирать любой профильный ВУЗ. После некоторых размышлений, она выбрала Прагу.
Я не сразу принял это ее решение. Было бы проще, если бы она продолжала жить и учиться в Москве, в родительском доме и под нашей опекой. Но, Наташа уговорила меня согласиться с этим выбором.
- Ребенок хочет жить самостоятельной жизнью. – Говорила она. – Я ведь также уехала в незнакомый город в семнадцать лет. И ничего – не пропала.   
В конечном итоге, мне пришлось согласиться с их доводами.

   С отъездом  Женечки наша жизнь изменилась.
Только теперь мы стали понимать, как много она значила для нас. Как много места она занимала в нашем доме. В нем сразу же стало тихо и как-то пусто. Исчезла нить, связывающая нас в одно целое. Нет. Нет. Мы были все так же близки.  Но, теперь у нас было гораздо больше свободного времени, и мы подчас не знали, чем его занять. Я пытался перечитывать книги из библиотеки, доставшейся мне от родителей. Наташа взяла дополнительных учеников.  Но это не смогло заменить нам нашей любимой доченьки. Того тепла и уюта, которые были в нашем доме все эти годы.
   Мы все больше отдалялись друг от друга. Иногда возникало непонимание и отчужденность, так же как и сегодня утром. Возможно, с отъездом Женечки, наш брак исчерпал себя, так как главная цель – рождение и воспитание дочери была достигнута, и мы не могли найти в себе новые грани семейного счастья и покоя.
А может быть, все эти рассуждения -  следствие моего  плохого настроения. И наша мимолетная размолвка завтра улетучится, как дым вместе с моими дурными мыслями и плохим настроением.

   С Женечкой сегодня разговаривала. – Наташа вошла в кухню, и сразу же стало, как будто светлей.
- Как она там? - Мой чай почти остыл, и я выпил его остатки несколькими большими глотками.
- Она скучает.
- Что, так и сказала?
- Нет, конечно. Я это и без ее слов почувствовала. Кстати, хотела с тобой поговорить. Обижается, что ты ей редко звонишь.
- Надо будет поговорить с ней. Как-то закрутился на работе. И если честно – забыл.
- Да. Отец называется! Когда приедет на каникулы, надо будет купить ей компьютер с веб-камерой.  Тогда чаще сможем ее видеть.
- Конечно. Обязательно купим. А в Москву она не думает возвращаться.
- Я думаю – нет. Хотя, можешь сам у нее спросить. Но, знаешь, я одобряю ее решение. Раз она решила быть самостоятельной, пусть будет.
- Наверное, ты права. И все равно, это так непривычно, мы здесь, а она там.
- Ничего страшного, привыкнем. Да и условия жизни там вполне приличные. Все-таки Европа.
- Ладно, позвоню ей после ужина. Какие еще новости?
- Какие у меня новости? Ждала тебя. Приготовила ужин. Да, еще письмо маме написала.
- Письмо!
- Ты же знаешь, у нее нет мобильного телефона, она так и не научилась им пользоваться. Вот и пишу иногда.
- Интересно. Ты мне никогда раньше об этом не рассказывала. Дашь почитать?
- Да, что там рассказывать. Обычная женская болтовня. Тебе это будет неинтересно. К тому же, не стоит читать чужие письма. Разве тебя не научили этому в детстве?
- Научили, конечно. Но, мне кажется, для меня это не такие уж чужие письма. Впрочем, ты права. Каждый из нас имеет право на личную жизнь. И не стоит туда вторгаться, даже самым близким людям. И что же, она тебе отвечает?
- Конечно! Аккуратно, на каждое письмо.
- Как мне это раньше в голову не приходило. Как у нее дела?
- Все по-прежнему. Дожди размыли все дороги. Теперь до них можно только на тракторе добраться.
- Надо будет как-нибудь съездить к ней в деревню, навестить.
- Ты каждый год мне это говоришь, в итоге я еду всегда одна. Вот и этим летом.
- Помню я, помню. В этот раз у меня был завал, и я никак не мог вырваться.
- Она не в обиде. Гордится тем что, у ее дочери такой уважаемый и занятой муж. Говорит, что был бы бездельником, тогда бы чаще приезжал к нам в деревню на свежий воздух. Пусть не приезжает, зато всегда при деле.
- Передавай ей привет и наилучшие пожелания. В общем, ты сама знаешь, что написать в этом случае. Мне действительно жаль, что мы редко видимся с твоей матерью. Кстати, если хочешь, мы можем перевезти ее сюда к нам. Много места она не займет и тебе по хозяйству поможет.
- Она не поедет. Я уже думала об этом. Она настолько приросла к своему дому, хозяйству. У нее там куры. Она никогда их не бросит.
- Понятно. Кажется, год назад мы уже говорили об этом. В общем, наверное, это и правильно. Каждый должен заниматься своим делом, тогда всем будет проще.
- Ладно, философ. Будешь еще чай? – Первый раз за вечер она улыбнулась. Лицо ее просветлело, морщинки разгладились, и на мгновение мне показалось, что на кухне стало вдруг чуть-чуть светлее.
- Пожалуй, нет. Пойду, полежу немного в ванной и спать. Устал сегодня. Все-таки понедельник – день тяжелый.
- Давай. А я пока посмотрю телевизор. Там как раз сериал начинается.
- Вот и хорошо. Не буду тебе мешать.
– Наши руки разомкнулись, и я почувствовал влажную прохладу, оставшуюся после ее прикосновения.