Сказка о растущей сильной чистой реке

Анна Филатова Алеан
Сказка о растущей сильной чистой реке
….Она могучая, светлая, стройная,
Чьи воды несутся, ниспадая и днём, и ночью,
Обилием равные всем водам,
Здесь, по земле текущим,
Она вперёд устремляется, полная силы…
(«Яшт», из гимна Ардвисуре Анахите )

Прошло так много дней – где я? Почему они тянутся всё медленнее, как будто время превратилось в тягучее месиво воды в осенних лужах? Почему не вижу направления, куда мне течь? Повсюду – тьма. Тёмная густая масса воды, смешанная с землёй. И всё труднее маленькой чистой струйке пробиться дальше, она теряется здесь, где нет ни времени, ни направления… В мои прежде чистые воды каждый день падают пожухлые листья, размякают, тонут и гниют, постепенно оседая на дно. Нет никакого движения, лишь редкие порывы ветра иногда создают на застоявшейся глади мелкую рябь, которая появляется на миг, а потом снова движение останавливается, как будто всё загустевает внутри – моя память, мои мысли, мои чувства… Я не помню, кто я и как меня называли, когда я двигалась по своему руслу. Я не помню своего истока. Я почти ничего не чувствую. Ни боли, ни страха, ни любви. Кажется, вот-вот застоявшиеся капельки найдут дорогу, пробьют преграды, источат камень, но будто незримое препятствие сдерживает их. Что это? Скала? Комья земли? Непроходимые заросли? Я не могу понять саму себя. Раньше, кажется, я знала, что видит перед собой каждая моя капелька. А теперь я будто вся разрознена, и я ничего не знаю о жизни своих капель, как будто они уже умерли, утонули сами в себе… Безысходность, бессилие, топь… Кажется, это меня и ждёт, если с приходом весны милосердное солнце не иссушит меня до дна. Я – дух воды… Я – женщина-река, потерявшая направление. Почему я сбилась с пути?
Вернись, вернись, моя память, иначе будет поздно, иначе лишь тупой безликий сон во тьме ожидает меня! Что, разве духи природы не подвержены уничтожению? Но всё же в нас есть что-то, отличное от людей… Есть дух у каждой реки, озера, даже ручья –  нас так много, но при этом есть ещё и Она… И Она присутствует во всех водах! Именно Она ведает о том, откуда исходят и куда текут реки. Если ты хоть раз увидишь Её, то преисполнишься такой красоты, кристальной чистоты и неотразимой мощи, будто Её дух частично войдёт в тебя! Да, именно так зарождаются все реки – Она вдыхает в них жизнь и это Она течёт в наших телах, благодаря Ей наши воды чисты и целительны. Как зовут Её? Люди по-разному Её называли на разных материках. Там, где я протекала, кажется, Её звали Ардвисура… Впрочем, а вдруг это было очень давно? Мои воды хранят такую древнюю память, что я сама неспособна понять, когда, где всё это было. Но разве важно это? Мать Всех Вод до сих пор существует, раз я есть, раз мои воды ещё не совсем потеряли способности течь. Позвать, позвать Её на помощь! Она –  свет и чистота, она укажет, где я сбилась с дороги и найдёт для меня новую судьбу и новое русло!
Удивительно, как много дней я пребывала в забвении и не помнила о Ней! Будто я вовсе не дух реки, а человек, который отделился от всего существования потому лишь, что получил дар сам выбирать свою дорогу, строить свои города, свои семьи, своё счастье…
 Человек! Память потихоньку пробуждается во мне…В мои воды несколько раз входил человек. Я так полюбила его… Я пела ему, когда он робко и неуверенно проводил рукой по моей глади. Но сколько восхищения, восторга, преданности было в его глазах! На нём сверху было так много чего-то чужого, надломанного, скорченного –  я стремилась омыть его целиком, обтечь, расправить… Кажется, у меня это даже немножко получилось. Но со временем было всё труднее и труднее…
– Какая холодная! Пожалуй, я окунусь ниже по течению, – произнёс он, дотронувшись до меня.
– Конечно, ведь непривычен тебе холод и покой ледников, откуда я беру начало. Спустись туда, где солнце чуть-чуть нагреет меня, но там я буду выглядеть иначе, – прожурчала я в ответ.
– Вода здесь какая-то серая. А ведь была бирюзовой! – говорил он то ли в мыслях, то ли вслух там, внизу, где мои воды текли уже спокойнее и медленнее, но не теряли своей мощи, лишь цвет их изменился.
 – Конечно, конечно, мой хороший, мой маленький человек! Ты меня вряд ли слышишь, но знай – там, выше по течению, мои прозрачные воды соединяются с коричневым потоком, и долгое время текут, не смешиваясь, петляя меж скал с зеленоватым камнем, оттого моя вода кажется тебе бирюзовой. Для многих загадка, почему два потока не смешиваются, а я её открою тебе – я позволяю течь всему, что впадает в меня – и радости, и боли, и прекрасному, и страшному.  Потоки бегут и очищаются, боль и страх уходят, когда мои кристальные капельки множество раз ударяются о камни. Ведь я беру исток с великой белой горы, что завещала мне не делать различий и быть на всём пути чистой, сильной, полноводной, целительной, правдивой! Там моя родина, мой исток, а здесь я набрала уже много из тех мест, что встречала по пути, оттого цвет изменился и стал однородным – я уже давно теку по равнине. Но любовь моя к тебе неизменна! Не упрямься же, войди в мои воды – я обниму тебя!
– Всё равно холодно! Да и зачем? – он сказал, отвернувшись.
– Хотя бы на миг, мой друг, мой любимый, мой хороший… Хочешь, я часть своих вод направлю в сторону и создам запруду? Там будет тишь и солнечный свет! Посиди там немного, а потом… Как? Ты уходишь? Я потеку вместе с тобой.
Твоя дорога проходит рядом со мной, ты любуешься мной изредка, я знаю.. Я теку среди девственных лесов, лиственниц и кедров, среди скал, среди оврагов, петляя и изгибаясь, привлекая животных и птиц. Я ловлю изредка твой завороженный взгляд. Но чаще вижу другое. Что беспокоит тебя, что застит твой взор? Ты давно не омывался в моей воде, ну что же ты медлишь? Я ведь знаю, что она поможет тебе раскрыть глаза, наполнить сердце светом ледников,  увидеть, что всё в мире прекрасно – абсолютно всё! И ты прекрасен! Ты не представляешь сам, насколько ты прекрасен! Ты не хочешь изменить свое русло, но ты так любишь меня, человек, что я для тебя готова изменить своё… Вот тут, кажется можно отойти чуть-чуть в сторону, поближе к тебе, и вот тут – тебе ведь лучше, когда я теку с тобой рядом? Только почему-то течь стало труднее, но ничего, я справлюсь, мой родной, ради тебя я чего только не сделаю…
Но что же ты сам говоришь, да всё не о том? Я не понимаю твоих слов, ты говоришь о вещах, которые не имеют никакого значения здесь и сейчас! Зачем, зачем ты мне что-то доказываешь и возводишь песчаные замки теорий о том, как я рождалась? Ведь ты не можешь об этом знать! Где летают твои мысли, человек? Я хочу смотреть в незамутненные озёра твоих глаз и видеть там свет любящего сердца! Почему ты не радуешься и не радуешь меня своей улыбкой? Почему смотришь, но не замечаешь меня? Берёшь из меня воду только чтобы напиться, а я жду, когда появишься ты сам, но ты отворачиваешься и уходишь? А ведь я живая, живая! Эй, человек, что ты сделал со мной? Я изо всех сил стараюсь следовать за тобой, но ты, кажется, остановился и никуда не идёшь! Но я река, я не могу не течь! О, что же делать мне?
Кажется, я заблудилась. Куда направить следующий шаг? Я торможу свои воды, вдруг они текут не туда? Как понять, где я имею право течь, любить, дышать, плакать, ждать, а где – нет? Да разве же можно ограничить весь этот поток? Я чувствую одно, а ты говоришь другое. А потом третье, а потом возвращаешься к первому, утверждая, что ты неизменен, – о, как понять тебя? Как помочь тебе? Ведь я вижу, ты просишь напоить тебя, а пить не идешь, просишь омыть тебя, а в воду не вступаешь! Просишь говорить с тобой, а не слышишь!
Время, я стала чувствовать время, чего не было со мной раньше… Оно стало течь слишком медленно. И наступил день, когда ты меня не узнал и ушёл. «Это не она. Она была чистой рекой. А это – грязная запруда. Видимо, это одно из старых русел», – подумал ты. А я читала каждую твою мысль, я кричала тебе, я плакала – ты не слышал. Ты меня осудил… Ты назвал меня нечистой – о, неужели я впрямь потеряла чистоту? И тут я вспомнила о Ней, но было уже поздно... И я не стала звать на помощь. Уж лучше я высохну от стыда, ведь я нарушила все данные мной на горе обеты – течь по уготованному мне руслу, не сбиваясь с пути, одинаково даря свои воды и зверю, и растению, и человеку, не привязываясь ни к местам, ни к живым существам, принимая всё на пути. Но как я пойму, что это и есть то русло, которое уготовила для меня Она, всевидящая, могучая и чистая Ардвисура? Не было сил позвать Её тогда. И я уснула. Мне было легче уснуть, чем видеть каждый день в зеркале своих вод призраки воспоминаний о нём. И теперь мне не хватает ни веры, ни сил взглянуть в глаза моим древним воспоминаниям. Но они были сильнее и пришли ко мне сами.
Когда я в первый раз Её увидела, то не могла дышать – это был удивительный свет, в котором пребывала Она, белая и серебряная, с волосами, струящимися до самой земли и дальше, по всем сторонам, куда хватало взора. Она восседала на белой горе, и троном её были снега, которые уже много веков не таяли… В руках Её был кувшин из горного хрусталя, и оттуда текла вода нескончаемым потоком... А сам кувшин наполнялся Её слезами. Она смотрела куда-то вдаль и плакала. На юном величественном лице покоилась светлая улыбка. Она знала что-то такое, чего не знали мы, но от Её слез всё преображалось – природа наполнялась жизнью, росли деревья, и мы обретали мудрость. Мы понимали, что потечём в мир, где много страданий и бед; что много раз поменяются наши русла… И наша задача – нести незамутненной чистоту слёз Ардвисуры. Туда, куда упала прядь Её волнистых волос – туда пойдёт русло новой родившейся реки. Пряди иногда сплетались, и точно также сплетались и мы, духи рек, резвясь вместе в бурлящих потоках брызг. И от нашего смеха на песчаном дне появлялась мелкая золотая пыль.  Ардвисура жила и текла в нас. Мы были Её продолжением здесь, на земле. Мы были более плотными, но все же, Она была всеми нами сразу. Когда Она в первый раз взглянула мне в глаза, я чуть не захлебнулась от Её сияния! Я хотела опустить взгляд, ведь казалась себе такой маленький и слабой рядом с Ней. Но Она мне сказала: «Не опускай глаз никогда. Ты – это я. Не забывай об этом. Помни обо мне всегда. Так твои воды всегда останутся чистыми, а русло приведёт тебя к великому океану».
Как могла я забыть, как могла нарушить это слово? Но будто само воспоминание о Ней растревожило замутившиеся воды. Сколько грязи, горечи, обид, разочарований поднялось со дна! И как теперь поверить, что Она и я – одно? Но тут Её улыбка осветила меня множеством капелек – из моих вод вырастала радуга! «Не важно, сколько грязи ты накопила в себе. Важно, что ты не потеряла своей текучей сути! А ты её не можешь потерять, ибо ты – вода, и я – вода, и у нас единая природа! А вся муть и грязь – не ты», – и это был ответ! Пусть во мне есть горечь прошлых ошибок, но я никогда не перестану быть водой, а значит, смогу течь и найти свое истинное русло! О Ардвисура, приди, укажи мне новый путь!
Она стояла надо мной, огромная, серебряная, рассветная, улыбающаяся. У Неё в руках был прозрачный сосуд. Она взяла меня в руки, и моё сердце тоже стало сосудом в Её руках – оббитым со всех сторон, потрескавшимся сосудом, на дне которого таились разочарования. «Любое разочарование – это дверь в новый путь. Это значит, твой прежний путь тебя завёл не туда. И ты признала это и попросила открыть тебе твою истинную дорогу. Путь никогда не кончается. Река не может не течь», – с этими словами Она наполнила мой кувшин волшебной водой из своего сосуда. Там были слёзы. И были они чище капель росы на заре, чище горного хрусталя. Глаза мои открылись, и я стала видеть и понимать свое прошлое и настоящее. И теперь не боль и разочарования, а благодарность и благословение ко всем, кто когда-либо приходил к моей воде, заструились волшебными слезами из моих глаз. Я поняла тогда, почему плачет Ардвисура и почему её слезы несут в мир прозрение и исцеление. Она смотрела на меня и была тем алхимическим присутствием, благодаря которому мои воды очищались и обретали направление.
«Теперь у тебя есть особое свойство – давать силы тем, кто разочаровался и впал в отчаяние. Твои воды вдохнут в них жизнь. И в конце пути тебя встретит Тот, кто настолько глубоко проник в пустоту всего сущего, что сможет дать место всем твоим водам, и бирюзовым, и серым, и глубоким, и холодным, и медленным, и быстрым, и замутнённым, и прозрачным, через какие бы долины и города ты ни протекала. Это моё тебе благословение», – с этими словами во мне проснулась неимоверная сила, и мощный напор воды сдвинул камни. Потоки воды хлынули вниз огромным водопадом. Из меня уходила вся грязь, вся боль, вся моя ложь и желание угодить тому, чьи глаза не могли разглядеть во мне свет, который я утеряла, но он не исчез! Я набирала скорость и мощь. Мое течение пробивало гранит, размывало песок, рушило мосты, вырывало с корнями деревья. Я неслась вперед, не зная сомнений, с каждым мигом очищаясь и осознавая новый путь, на котором не боялась ничего и ни к чему не привязывалась, ничего не ждала и никого не осуждала. И русло моё было похоже на ползущую змею – такое волнистое, извилистое… Я находила радость в этом полном жизненной силы беге…
Однажды на закате я увидела Его – синего, огромного. Мои глаза не видели Его конца и края. Мои струи не знали, куда уходит Его дно и есть ли оно вообще. Океан впустил в себя мои воды и не вышел из берегов, только волны поднялись, раздвинулись и опустились куда-то в глубину, куда шла и я… Его воды смешались с моими. Его воды были теплее и мягче. Он знал что-то такое, чего не знала я – тишину и покой прозрачного глубокого дна. И именно там, в тишине, когда мои воды достигли его глубин, он впервые навал меня по имени:
 –  Вечная, растущая, сильная, чистая… Ардвисура Анахита…
октябрь 2018