Ходьба по краю

Олег Виноградов 2
    На недавнем заседании комитета Госдумы обсуждение отечественной науки превратилось в констатацию ее умирания. Было прямо сказано о том, что мы не в состоянии конкурировать с ведущими державами в космосе. По словам Президента РАН наша космическая наука финансируется в 60 раз меньше чем научные проекты НАСА. Постоянно недофинансируются и проекты в других областях науки. Урезается федеральная космическая программа. Экономия происходит на самом элементарном-например, на приборной базе, которая безнадежно устарела морально и физически. На обновление приборов в 2020 г. было запланировано потратить около 10 миллиардов рублей и лишь к 2024г. эта сумма должна возрасти до 90 миллиардов рублей.
 "Но что такое 90 миллиардов рублей,- задался вопросом Президент РАН,- это всего лишь сумма выделяемая в год на финансирование одного(!) европейского института". А ведь успех науки и уровень ее конкурентоспособности зависит прежде всего от владения уникальными инструментами.

   Мы отстаем во всем. Исследовательский ядерный реактор, который был передан в институт М.Ковальчука еще в 2010г., до сих пор не введен в строй. США и Китай в следующем десятилетии планируют запускать к Луне пилотируемые станции и создавать на ней научные городки. Мы же только к 2024 г. запустить аппараты "Луна-25" и "Луна- 26".  То есть даже в планировании мы не заглядываем дальше обоза.

   Председатель Комитета В.Никонов дополнил эту унылую картину тем, что указал на наше отставание и по количеству ученых. В Китае их больше в 6 (!) раз, в США - в два. Ежегодно только один процент выпускников вузов идет в науку.

   Обсуждение показало, что наша наука не живет, а выживает, все более утрачивая кадровый и технологический потенциал, но, что хуже всего,- уровень претензий. Она не обеспечивает развития страны, не укрепляет экономический и военный потенциал.
 И мы все больше отстаем от передовых стран, которые, по мере того как мы слабеем, все более вожделенно поглядывают на наши просторы.

  Хочешь быть наравне с лидерами, бросай все силы на развитие образования и науки. Делай эти эти сферы как можно более доступными для большинства, повышай их престижность. Прославляй не спортсменов и артистов, а ученых и творцов, и эти усилия отблагодарят тебя авторитетом страны, ее экономической и военной силой.

 Ни с какой стороны не являюсь поклонником государства Израиль, но именно оно, а также современный Китай являют образцы конвертирования науки и творческой мысли в державную мощь.

 А если не хочешь? Если страна и ее население тебе "по барабану"?

 Тогда делай то, что сейчас: вводи повсеместно ЕГЭ и дистанционку, разрушай академию наук, перекрывай финансирование науки, заполняй экономическое и научное пространство "эффективными менеджерами", а, проще говоря, барыгами и ворами, омертвляй мысль и дух тошнотворным телевидением.
 И ты обязательно получишь то, в чем мы сейчас и пребываем, а именно жизнь без веры, без смысла и без движения вперед. Это даже не пропасть, это болото.

 Состояние науки это диагноз общества. Потому и говорю о ней развернуто. Но разве только наука у нас в плачевном состоянии?  Разве мы не видим что происходит с отечественными образованием, медициной, культурой, да и всем другим на что падает взгляд? 
 Все названное относится к системным недостаткам, и их невозможно устранить косметическими средствами. Тут нужен капитальный ремонт.

 Мне кажется, что пришла пора оценивать себя по гамбургскому счету.

 Надо быть честными: мы гибнем как определенный тип цивилизации. Уже не важно специально нас подвели к этой черте или мы заблудились в дороге. Важно говорить правду. Если мы не стадо, безвольно бредущее к месту забоя, то обязаны остановиться и нащупать пути к спасению.

Вот мое видение. На мой взгляд должна уйти вся обанкротившаяся система. Простая замена лидеров, перестановки в правительстве и парламенте ничего не изменят. Это было бы тем, что в народе метко обозначено фразой: " Тех же щей, да пожиже влей."
Без коренной перестройки всей системы экономической и политической власти мы будем лишь имитировать движение, рождая в массе еще большее отвращение ко всем институтам власти.

 Однако и глубокая перестройка системы без кардинальной смены приоритетов бессмысленна. Необходимо понять, что ставка на олигархат, как главную общественную ценность, изжила себя без остатка. Он во всех смыслах только пожирает общество. Приоритетной общественной ценностью должно стать само население, прежде всего русское.

 Предвижу упреки в нереалистичности. Если считать происходящее нормой, а упомянутые мной проблемы проявлением частных недостатков, то эти упреки справедливы.

 Но все дело в том, что мы пребываем в чрезвычайной ситуации ( я бы назвал ее предкатастрофой). В этой ситуации обычные подходы и мерки не годятся. Мы все-хочу подчеркнуть это особо- все: богатые и бедные, либералы и патриоты находимся на палубе тонущего корабля. Стихия не выбирает жертв по их социальному статусу или партийной принадлежности. Подлинный выбор-это не место на палубе, а ответ на вопрос нужен ли нам сам корабль. Я полагаю, что он нужен всем.
 Никто не может чувствовать себя в безопасности вне своего государства( во всяком случае подавляющее большинство точно). Это относится и к олигархам также. Пример Березовского лучшая иллюстрация этой мысли.

 Нынешняя власть не имеет никакой стратегии. Все, чем она занимается последнее время, это оттягивает социальный катаклизм. Но этим нельзя заниматься вечно.
 Беда усиливается тем, что в стране нет политической оппозиции, способной предложить альтернативную политику. Политическое поле тщательно зачищено властью.

 Устранив всех политических конкурентов, российская элита взяла на себя единоличную ответственность за происходящее в стране. И альтернатива такова: либо элита жертвует своей монополией на богатство и власть, сохранив тем самым страну и собственное благополучие, либо мы сохраняем высокий риск насилия как единственно оставшегося средства разрешения скопившихся противоречий.

 Вопрос только в том есть ли среди власть имущих люди способные думать не только категориями ближайшей выгоды.