Человек и город. Индивид и град. Муравей и муравейник.. Все чаще я размышляю про взаимоотношения двух этих субъектов. Город – это просто неодухотворенное строение или объект определенной плоскости человеческого сознания и мировоззрения? Вопрос. Думаю, что в основе данного вопроса лежит философская составляющая. Но, учитывая, что основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) философия решает в теоретической форме, можно диагностировать, что современный город - это новый тип какой-то новой рациональности. Философию как науку, интересует сам объективно существующий мир без человеческой роли в нем. Но вся философия имеет биполярную структуру: ее смысловые узлы - мир и человек. Абсолютно ясно, что человек это человек, а город - это мир или нет? Конечно, город – это часть мира, а значит и есть мир. В любом случае, город материален, а материальный мир – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Да и в духовном мире человека город существует как отдельный феномен природы во всем своем многообразии. Впрочем, философская доктрина определения города (если таковая вообще существует в природе) это немного другой предмет.
Любой город подвержен бесконечной трансформации – либо в сторону плюса, либо в сторону минуса. А в условиях современного времени и в обе эти стороны. Но то же самое можно сказать и о человеке. Человек создает город, а город впитывает человека в себя. Затягивает и переваривает. Город безжалостен в своей монументальной черствости. Бетонными наступательными шагами он раздавливает человека в лепешку, но сначала порабощает человека, заставляя делать (в том числе) прорву ненужной и бессмысленной работы, загоняя ему под сердце острую бритву депрессий и безысходности, превращая человека в муравья, у которого только одна обязанность – тащить и строить, строить и тащить. В городе на постоянной основе реализуется одна общеизвестная идея: человек - существо не только активное, но и страдающее. Город дает человеку свободу, но и ограничивает ее, диктуя человеку как следует жить. Город равнодушен своей монолитностью к человеку. Равнодушен и молчалив, как камень. Как нависшая над миром глыба, сверху вниз он смотрит на человека с глухой беззвучной надменностью.. Камень.
Но ведь и у камней должна быть душа?