Человек и город

Алексей Бабушкин -Алексеев
     Человек и город. Индивид и  град. Муравей и муравейник..  Все чаще я размышляю про взаимоотношения двух  этих субъектов.  Город – это просто неодухотворенное строение или  объект   определенной плоскости человеческого сознания  и  мировоззрения?   Вопрос.  Думаю, что  в основе данного вопроса лежит   философская составляющая. Но, учитывая, что основной вопрос мировоззрения (об отношении человека к миру) философия решает в теоретической форме, можно диагностировать,  что  современный  город - это новый тип какой-то новой рациональности.   Философию  как  науку, интересует  сам объективно существующий мир без человеческой роли в нем.  Но  вся философия имеет биполярную структуру:  ее смысловые узлы - мир и человек.  Абсолютно ясно, что человек  это человек,   а город - это мир или нет? Конечно, город – это часть мира, а значит и есть мир. В любом случае,  город материален, а материальный мир  – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Да и  в духовном мире человека город существует как отдельный феномен природы во всем своем многообразии. Впрочем, философская доктрина определения города (если таковая вообще существует в природе)  это немного другой предмет.
    Любой город подвержен  бесконечной  трансформации – либо в сторону плюса, либо в сторону минуса. А в условиях современного времени и в обе  эти стороны.  Но то же самое можно сказать и о человеке. Человек создает город, а  город впитывает человека в себя. Затягивает и переваривает. Город безжалостен в своей монументальной  черствости. Бетонными  наступательными шагами он раздавливает человека в лепешку, но сначала  порабощает  человека, заставляя делать (в том числе) прорву ненужной и бессмысленной работы, загоняя  ему под сердце острую бритву депрессий и безысходности, превращая человека в муравья, у  которого только одна обязанность – тащить и строить, строить и тащить. В городе на постоянной основе реализуется  одна общеизвестная идея: человек - существо не только активное, но и страдающее. Город дает человеку свободу, но и ограничивает ее, диктуя человеку как следует жить. Город равнодушен своей монолитностью к человеку. Равнодушен и молчалив, как камень. Как нависшая над миром глыба, сверху вниз он смотрит на человека с глухой беззвучной  надменностью.. Камень.
Но ведь и у камней должна быть душа?