Диалог с доктором

Александр Алешков
Действующие лица:
Вера Сергеевна – врач-невропатолог районной больницы с многолетним стажем, не замужем, детей нет, аккуратно, но без шика одетая, волосы зачесаны назад и прихвачены на затылке резинкой, слегка усталый взгляд, почти не заметный макияж, а  на руках не броский маникюр.
Николай Николаевич – пациент, направлен для обследования участковым врачом после консультации по собственной инициативе. Пожилой мужчина 65 лет, коротко стриженный, далеко не красавец, сильно уставший вид, взгляд беспокойный, одежда чистая, но без лоска.
День 1 «Встреча»
Кабинет врача, белые стены, стандартный стол, два стула, в углу шкаф для бумаг и вешалка для одежды. Слева  от места врача в углу на стене икона Святого Николая…
В.С. – Здравствуйте!
Н.Н. – И Вам не хворать!
В.С. – Давайте знакомиться, меня зовут Вера Сергеевна
Н.Н. – А меня не зовут, я сам прихожу, когда считаю нужным. Вот Вам букет принес… хризантемы…
В.С., открывая карту больного и начиная с ней знакомиться – Спасибо большое! (с грустью): Это мои любимые цветы… (как бы очнувшись от мыслей): Николай Николаевич, на что жалуетесь?
Н.Н., пристально разглядывая ее – На жизнь, милая. Жизнь, то у нас какая? Вот то-то и оно!
В.С. – Скажите, что Вас беспокоит, у Вас проблемы со здоровьем?
Н.Н. – Беспокоит меня многое, но Вы разве поймете? Вот я на днях дохтухру говорю, что ночами плохо сплю – всё сны разные вижу. Они меня то пугают, то радоваться заставляют. А дохтур что? А дохтур говорит, что у меня с головой беда!.. Вот к Вам направил…
В.С. – Николай Николаевич, скажите, а голова то часто болит?
Н.Н. – Голова? Да что ты, милая! Голова у меня на месте… Душа болит… Вот, сколько людей вокруг живет, детей рожают, семьи создают… А потом как плохо станет, глянешь, а таблетку дать некому… Дохтуру говорю сны плохие, а он мне – у Вас голова больная!..
В.С. – Николай Николаевич, давайте я Вас осмотрю. Встаньте прямо, закройте глаза, вытяните руки вперед. Та-ак… Теперь дотроньтесь указательным пальцем правой руки до кончика носа… Та-ак… Теперь левой рукой… Откройте глаза. Присаживайтесь на стул.
Н.Н. – Что, матушка, нынче так вот диагнозы ставят? Ткни пальцем в нос и вот тебе диагноз?
В.С. – Николай Николаевич! Я Вам назначу травяные таблеточки успокаивающие и понаблюдаю за Вами пару дней. Вы не против?
Н.Н. – Так я что? Я не против.
День 2 «Знакомство»
В.С. – Здравствуйте Николай Николаевич! Как Вам спалось сегодня у нас? Сны не беспокоили?
Н.Н. – Да и Вам доброго утра! Какие сны?! Таблетку выпил и только утром очухался…
В.С. – А вот и хорошо! Голова у Вас не болела?
Н.Н. – Чего ж тут хорошего?  Вот Вы сегодня сами как спали?
В.С. – Ну это не важно!
Н.Н. – Ну как не важно? Вот, ты, дочка всё с больными возишься, а самой о себе некогда подумать…
В.С. – Давайте оставим меня в покое и поговорим о Вашем здоровье
Н.Н. – Откуда у Вас такое отношение к себе? Вам кто-то зла много сделал?
В.С. – Николай Николаевич, и все-таки мы говорим о Вас…
Н.Н. – А-а-а… Вон, в чем дело… Вы так и не можете его забыть… Ушел к другой?.. Ну, это сейчас модно… Неужели он ни капли не любил Вас? Разве можно вот так делать больно дорогому человеку?..
В.С., отворачиваясь к окну и сдерживая слезы – Вам-то какое дело?
Н.Н. – А ты поплачь, поплачь. Дома, наверное, вся подушка мокрая?.. Я ведь тоже один остался. Так сначала даже чуть глупостей не наделал… А потом стали сны разные сниться… Так я же говорил…
В.С. стоит у окна, смотрит в даль и молча плачет
Н.Н. – Ты поплачь, а я пойду, скажу, что ты занята…
 День 3 «Анамнез»
В.С. – Здравствуйте, Николай Николаевич!
Н.Н. – Здравствуйте Вера Сергеевна! Как Вы сегодня спали?
В.С. – Это я Вас хотела спросить, как Вы спали сегодня?
Н.Н. – Я –то ничего… сосед по палате ночью бредил, всё какую-то Валю звал… Я ему еще вчера сказал, что Вали давно нет, а он истерику учинил…
В.С. – Николай Николаевич, а Вы откуда знаете, что Вали нет? У Вашего соседа жена Валя еще два года назад умерла…
Н.Н. – Так я Вам говорю, что сны разные вижу. Вот и знаю, что Вали здесь нет… А Вы, вот, всё забыть не можете Василия… А он, ведь, Вас не бросал… Он, когда на работу ехал, его КАМАЗ сбил… Да так сбил, что опознать вообще не представлялось возможным…
В.С., в ужасе – Откуда Вы это знаете?!
Н.Н. – Так, я же Вам говорил… сны, будь они не ладные… Так он потому меня и нашел, что бы Вам сказать, что не бросал он Вас!.. Он Вас любил… А то, что Вы поругались в тот день, так это всё ерунда! Он хотел после работы цветы купить… хризантемы…
В.С. стоит у окна и с изумлением смотрит на пациента
Н.Н. – Да, еще он просил передать, чтобы ты подумала о себе и открыла свое сердце для новой жизни… вот, вроде, всё… да! И хризантемы…
У В.С. по щекам текут слёзы, ее плечи начинают содрогаться в безмолвном рыдании…
Н.Н. подходит к В.С., гладит ее по голове и приговаривает – ну-ну, поплачь, поплачь, дочка, завтра всё будет уже по другому… совсем по другому…
Н.Н. тихонько выходит из кабинета…
День 4 «Диагноз»
Утром В.С. просто бежала на работу. У нее в голове было огромное количество вопросов к человеку, который заставил ее удивиться. Она не спала всю ночь и то плакала, то смеялась… А утром ей стало совсем легко и снова захотелось жить! Вбежав в отделение, она быстрым шагом подошла к дежурной медсестре и спросила, как прошла ночь у ее пациента – Николая Николаевича.
Медсестра на всякий случай сверила списки пациентов и удивленно глядя на В.С. почти прошептала – а у нас… нет такого пациента…
…и только изображение на иконе в кабинете врача вдруг стало чуть светлее…