Павловская реформа 1991 года

Лев Ольшанский
До сих пор народ с ужасом вспоминает павловскую реформу 1991 года, которая, по всеобщему мнению, ограбила миллионы советских людей.

К 1991 году СССР подошел в весьма плачевном состоянии. Экономика трещала по швам, а дефицит товаров был усугублен выступлением Николая Рыжкова, показанном в прямом эфире по телевидению; после этого выступления люди в течение нескольких часов смели всё с прилавков магазинов.

22 января 1991 года Президент СССР М. Горбачев издал Указ об об изъятии из обращения купюр образца 1961 года номиналом в 50 и 100 рублей. Автором масштабного проекта был министр финансов СССР Валентин Павлов (по его имени и прозвали реформу). Главной целью денежной реформы было борьба с ростом цен и дефицитом товаров (изъятие лишних денег из обращения), а также с теневыми доходами и фальшивыми деньгами (борьба с поддельными рублями была формальной причиной реформы).

Об Указе сообщили по телевидению в 9 вечера по Московскому времени, а на следующий день он вступил в силу. На обмен дали всего 3 дня (после 25 января обмен прекращался), причем один человек не мог обменять сумму более 1000 рублей без рассмотрения его дела в специальной комиссии.

Обмен денег производился на работе, в почтовых отделения и в сберкассах, где выстроились огромные очереди (на обмен дали всего 3 дня).

А как перенесли это испытания лично я и моя семья? Зарплату мы с женой получали обычно 9 числа ежемесячно, да в 20-х числах выдавали аванс. Ко дню реформы от зарплаты почти ничего или ничего не осталось, а аванс был настолько маленький, что его выдавали десятирублёвыми купюрами, так что, 50- и 100-рублёвых купюр у нас в женой не было, и нам не нужно было суетиться и о чём-то беспокоиться.

Рассказывали, что эти три дня цыгане на автомобилях мотались по городу с мешками 50-ти и сторублёвок и предлагали желающим обменять крупные купюры на мелкие деньги (за 50-рублёвую купюру они просили 40, 30 и даже 20 рублей). Но не думаю, что находилось так уж много желающих. В конце концов, один из цыган выбросил мешок с деньгами на улицу.

Другие предприимчивые люди "ловили" таксистов и расплачивались с ними крупными купюрами, получая сдачу мелкими. Третьи бросились в кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов; закупив билеты на более позднюю дату, они заблаговременно сдавали билеты и получали свои деньги почти в полном объёме. Но это были совсем небольшие деньги.

Хорошим вложением была бы покупка дорогостоящих ювелирных изделий, но уже несколько лет в ювелирных магазинах ничего не продавалось, лишь изредка "выбрасывали" какие-либо изделия, за которыми тут же выстраивались огромные очереди. В частности, продавали "колья" (колье) по 12 тысяч и более рублей за изделие (при зарплате в 200-300 рублей в месяц); "колья" продавались, как горячие пирожки.

К 1991 году, благодаря легализации кооперативов и общему бардаку в стране, у людей скопилось очень много денег; разбогатели и цыгане, занимаясь своим незаконным промыслом (продажа спиртного и наркотиков).

В результате реформы из обращения были выведены 14 млрд рублей (а хотели изъять 81,5 млрд) или 10,5% от всего количества наличных денег в СССР. В ходе реформы множество людей потеряли свои сбережения, накопленные годами. Многие не успели обменять деньги, потому что не смогли отстоять очередь или были в командировке.

Не понимаю, как можно было потерять свои честные трудовые деньги, если деньги тогда все хранили в сберкассах, а павловская реформа обесценила только наличные деньги. Ну, разве что бережливые бабушки по старой привычке держали свои накопления в чулках и ни за что не хотели легализовать их и положить в сберкассу. Но это уже клиника, этих бабушек было не вылечить. В подполе у таких хранились немалые запасы круп, спичек, мыла, спиртного, деньги в стеклянных банках... Чего только не находили после умерших бабушек!

Ну, а подавляющее число пролетариев тянулось, как могло, от получки до аванса и далее - снова до получки. Очень трудно при нашем безденежье потерять какие-то деньги, это нужно было умудриться. Я не слышал, чтобы кто-то из моих знакомых потерял при реформе Павлова хоть копейку; вообще, разговоров о реформе не было.

В принципе, государство может повторить этот эксперимент хоть сейчас и запретить обращение пятитысячных; то-то слёз и стонов будет! "Ограбили, в очередной раз обманули!"
У простого труженика нет и не может быть пачек пятитысячных купюр.