Кукушка

Кира Николаевна
Мой дед Фёдор, добрейшей души человек, давший мне очень много в детстве и юношестве, был прекрасным рассказчиком. Сколько любопытных историй поведал он мне, сидя у моей кроватки и пытаясь угомонить мой резвый нрав перед сном. Много он рассказывал и о войне. Но удивительно то, что никогда в этих рассказах не было самой войны, трагедии, убийств, смертей. Даже рассказывая о войне, он говорил о жизни.

Дед Фёдор был большим учёным – физиком. Но даже он, человек науки, бывал суеверен. Из рассказов я узнал о его особых отношениях с лесными кукушками. А началось всё в юности, до войны.

Будучи пацаном лет семнадцати, он с двумя друзьями отдыхал в деревне в начале лета. Пошли они рано утром на рыбалку. На обратном пути, довольные уловом, решили немного передохнуть на лесной полянке. Разлеглись на густой траве, щекочущей оголённые ноги и руки, и задремали. Фёдора разбудила лесная кукушка.
- А давайте спросим кукушку, сколько кому лет жизни отведено?
- Ты веришь в это? – усмехнулся один его друг.
- Не знаю, надо проверить. Загадывай первый, - не отставал Фёдор, вечный затейник и заводила.
- Ну хорошо. Кукушка-кукушка, сколько мне годиков жизни ещё отведено?
- Ку-ку... – и тишина.
- Хм, маловато будет, - расстроился друг.
- Да ерунда всё это! Устала она уже просто. Ну, кукушка, а мне сколько ты накукуешь годиков? – резво выкрикнул второй друг.
- Ку-ку, ку-ку… – и тишина. 
- Хм, чуть лучше, но два тоже мало. Давай ты, Фёдор, спроси. Али боишься? – подзадорил его второй друг.
- Кукушка, сколько мне лет ещё на этом свете гулять?
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку…- заладила кукушка.
Долго она куковала, устали друзья считать. Щедро наградила лесная птица Фёдора годами жизни.

И так оно и случилось. Словно гром среди ясного неба началась война тем же летом. Первый друг был смертельно ранен в первый год войны. Второй друг погиб на фронте через два года. И только Фёдор прошёл всю войну, не получив ни одного ранения. Дождался рождения внука и вот уже разменял девятый десяток. С тех пор дедушка больше никогда не спрашивал кукушку, сколько лет ему отведено, потому что верил, что знает она всю нашу жизнь наперёд.

Эта удивительная история, рассказанная ещё в детстве, запала мне в душу. Помнил я о дедушкином поверье и тогда, когда он тяжело заболел. Врачи, в отличие от кукушки, были не столь щедры. Они отвели ему полгода жизни. Я не мог с этим смириться. Дедушка, который щедро одарил меня своей любовью, который делился со мной всеми своими знаниями, воспитал меня и научил мудро воспринимать жизнь и всё, что со мной происходит. Человек добрый и сильный. Разве можно так просто отпустить этого наполненного человека из жизни? Он был уникальным во всём: и в работе, и в любви, и в дружбе. Своим присутствием дед Фёдор делал жизнь любого человека ярче, умел увлечь, развеселить, научить. Именно он подтолкнул меня сделать своё детское хобби профессией. Когда мои приятели думали, какую выбрать специальность, чтобы больше денег зарабатывать, дедушка убедил меня не сворачивать со своего пути и заниматься тем, что мне нравится, что увлекает. «Только тогда ты будешь истинно счастливым человеком, когда будешь занят любимым делом. Оно же тебя всегда и прокормит», - говорил он мне, заглядывая добрыми голубыми глазами в самую мою душу.

Так я стал часовщиком. С детства часовые механизмы меня завораживали. Я любил разбирать старые механизмы, изучать бесконечные шестерёнки, колёсики. Пытался собирать обратно. В юности я разобрал и собрал все часы в доме, потом перебрался на часы друзей. А сейчас, будучи уже взрослым человеком, я собираю новые часы. Меня приглашали работать в Швейцарию, но я остался дома, в России. Дедушка меня научил любить свой Дом и не бросать его, ибо только дома человек может быть по-настоящему счастлив. Если дома что-то не нравится, не спеши его покидать, попробуй сделать его лучше. Вот я и решил сделать лучшие часы у себя на родине. В Швейцарии и так хватает хороших часов. Ко мне обращались за консультациями, приглашали давать мастер-классы из разных стран. И я никогда не отказывался. А в Москве у меня была своя мастерская, где я чинил старые и создавал новые часы. Мои часовые механизмы славились точностью, никогда не давали сбоев.

В тот день, когда врачи поставили деду Фёдору неутешительный диагноз, что сердце его сможет биться не дольше полугода, мне в голову пришла гениальная идея – создать часы с кукушкой, голос которой будет максимально приближен к голосу настоящей птицы. И тем самым заставить дедушку поверить, что жить ему ещё долго. Ведь главное поверить, а через веру мы способны творить свою судьбу.

 Я целыми днями гулял по лесу и «ловил» голоса кукушек, записывая их на лучшую аппаратуру. В мастерской перекладывал записи на новый механизм часов. Через месяц кропотливой работы часы с натуральной кукушкой были готовы.
Дедушке диагноз врачей и отведённый ему скудный срок жизни мы не сообщили. Жарким летним днём я предложил ему прокатиться со мной на дачу, где заранее установил часы с кукушкой в незаметном месте на самом верхнем этаже. Задумка моя заключалась в том, чтобы в 12 часов (в тех часах я настроил своё время, отличное от общего) кукушка прокуковала двенадцать раз. Ведь мне хотелось подарить дедушке как можно больше лет жизни. Предварительно деда Фёдора надо было подготовить к этому, ведь он с тех довоенных пор отказывался слушать этих лесных предсказательниц.

Дом мой дачный располагался у самого леса. Накрыв стол за домом, со стороны леса, моя жена пригласила деда Фёдора отведать её домашних угощений. Слово за слово, мы стали вспоминать моё детство, дедушкины истории и ту, про кукушку. Дедушка помрачнел, не хотел он вспоминать тот день, когда его друзья были ещё живы, весело проживали свои последние месяцы… Но время, когда кукушка должна была пропеть двенадцать часов, неумолимо приближалось. Нервничая, я пытался всё же подвести дедушку к этому разговору, убедить его послушать предсказание кукушки. Но он не сдавался, уводя нас на другие темы разговоров. А моя кукушка почему-то предательски молчала. В назначенное время она не прокуковала. Через час была тоже тишина. Мне хотелось отойти проверить её.

- Что ты всё ёрзаешь на своём стуле, чего нервничаешь? – поинтересовался дедушка, от внимательного взгляда которого ничего нельзя было утаить.
- Да, так, деда, не обращай внимание. Работа всё из головы не уходит.
- Не волнуйся, время не остановится, даже если ты не починишь в срок часы.
-А вдруг? – хитро подмигнул ему я, думая о своём.
- Никаких вдруг. Если что, за твои часы время кукушка откукует. А вот и она.

Дед Фёдор замолк, и мы все услышали кукушку.

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку, - пробили, наконец, мои часы.
- Вот так, три года ещё с вами поживу, - улыбнувшись, сказал дедушка.

Почему часы пробили только три и во внеурочное время? Впервые сделанный мной механизм часов дал сбой.

Часы дали сбой, а кукушка нет. Дедушка с того дня прожил ещё ровно три года, назло всем прогнозам врачей. За эти три года он успел повидать новорождённого правнука, рассказать ему свои чудесные добрые истории, сделать ещё одно открытие в физике и порадовался моим профессиональным успехам. Больше мои часовые механизмы никогда не давали сбоев, а та кукушка замолкла навеки. Это был первый и последний часовой механизм, который отказался мне подчиниться.