13. 3 Главная черта

Лариса Болотова
                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского,

слова  Успенского:

(стр.335) «Следующий раз Гурджиев приехал в Петербург в начале сентября. Я попытался расспросить его о том, что в действительности произошло в Финляндии – правда ли, что он сказал что-то, испугавшее меня, а также чего именно я испугался.

- Если было именно так, значит, вы ещё не были готовы, - ответил Гурджиев. Больше он ничего не объяснил.

В это посещение центр тяжести бесед приходил на «главную черту», на «главный недостаток» каждого из нас.

Гурджиев был очень изобретателен, давая определения нашим особенностям. Тогда я понял, что главную черту можно определить не у каждого характера. У некоторых главная черта может быть настолько скрыта разными формальными проявлениями, что её почти невозможно отыскать. Затем, человек может считать главной чертой самого себя, подобно тому, как я мог бы назвать свою главную черту «Успенским», или, как её назвал Гурджиев, «Петром Демьяновичем». Здесь  не может быть никаких ошибок, потому что «Петр Демьянович» любого человека формируется, так сказать, вокруг его главной черты.

В тех случаях, когда кто-то не соглашался с определением своей главной черт, данным Гурджиевым, последний говорил, что сам факт несогласия данного лица доказывает его правоту.

- Я не согласен только с тем, что указанное вами качество – это моя главная черта, - сказал один из наших людей. – Главная черта, которую я знаю в себе, гораздо хуже. Но не спорю: возможно, люди видят меня таким, каким видите вы.

- Вы ничего не знаете в себе, - сказал ему Гурджиев. - Если бы знали себя, у вас не было бы этой черты. И люди, конечно, видят вас таким, каким я назвал вас. Но вы не видите себя так, как они видят вас. Если вы примите то, что я сказал вам, как главную черту, вы поймёте, как вас видят люди. И если вы найдёте путь к борьбе с этой чертой и уничтожите её, то есть уничтожите её непроизвольные проявления, - эти слова Гурджиев произнёс с ударением, - вы будете производить на людей не то впечатление, какое производите сейчас, а то, какое захотите.

Окружающие  видят главную черту человека, как бы она ни была скрыта. Конечно, они не всегда могут её определить, однако их определения зачастую очень верны и очень точны. Возьмите прозвища. Иногда они прекрасно определяют главную черту.

Разговор о впечатлениях ещё раз привёл нас к вопросу о «мнительности» и «внимательности».

- Не может быть надлежащей внимательности, пока человек укоренён в своей главной черте, - сказал Гурджиев, - как, например, такой-то (он назвал одного члена нашей компании). Его главная черта заключается в том, что его никогда нет дома. Как же он может быть внимательным к кому-то или чему-то?

Я был удивлён тем искусством, с которым Гурджиев определил главную черту. Это было даже не психологией, а искусством.

- Психология и должна быть искусством, - возразил Гурджиев. – Психология никогда не может быть просто наукой.

Другому человеку из нашей компании он тоже указал на его черту, которая заключалась в том, что он вообще не существует.

- Понимаете, я не вижу вас, - сказал Гурджиев. – Это не значит, что вы всегда такой. Но когда вы бываете таким, как сейчас, вы вообще не существуете».

                Что значит существовать? Осознавать, что ты существуешь.  Достаточно ли этого? Каким образом, человек осознаёт что существует? Через ощущение окружающего мира, через чувства, через мысли. Допустим, что окружающий мир исчез. Возникнут ли в человеке чувства и мысли? Что будет с человеком?  Физическое тело человека даёт нам возможность ощутить окружающий мир. Астральное тело даёт возможность испытать разные чувства. Ментальное тело – мысли. А если и они исчезнут. Что от человека останется? Сознание? Но сознание необходимо для восприятия окружающего мира. А его нет.

                И как можно увидеть существует человек или нет? Личность в любом случае существует. А вот сущность не всегда. Личность – это наработанная программа. Что тогда сущность? Сущность – это монада человека. Если теряется связь личности с ней, то получается что, сущность не существует. Так ли это? «Я мыслю, значит, я существую». Относится ли к таким мыслям рассуждение словами или речь идёт об интуиции?

«Ещё одному члену группы он сказал, что его главная черта заключается в склонности всегда со всем обо всём спорить.

- Но ведь я никогда не спорю! - с жаром возразил тот.

Никто не мог удержаться от смеха.

Другому из нашей компании – это был человек средних лет, с которым был произведён опыт по отделению личности от сущности и который попросил малинового варенья, - Гурджиев сказал, что у него нет совести.

На следующий день этот человек пришёл и рассказал, что побывал в публичной библиотеке и посмотрел энциклопедические словари на четырёх языках, чтобы понять значение слова «совесть».

Гурджиев только рукой махнул.

Другому человеку, его сотоварищу по эксперименту, Гурджиев сказал, что у него нет стыда, и тот сразу же отпустил довольно забавную шутку о самом себе».