Сахалинская мозаика - 1

Любовь Гиль
Воспоминания о самых пронзительных впечатлениях  детства, юности, молодых лет и поры зрелости   всегда с нами. Когда прожито немало лет многое видится иначе и каким-то загадочным образом  складывается в единую картину. Бывает, казавшееся ранее несвязанным, неожиданно соединяется,  как будто  незримо перетекает  в одну ячейку памяти. Одна из таких ячеек у меня  - Сахалин. Я никогда не жила на Сахалине, но часто там бывала и всегда  радовалась встрече с этим островом.  Не знаю даже, как это объяснить, но как только из окна самолета были видны очертания острова и  начиналось приземление,  каждый раз меня охватывало какое-то щемящее чувство.
   Детство мое протекало в небольшой комнате коммунальной квартиры. Когда наступало лето, многие дети нашего двора уезжали, кто  в пионерские лагеря,  кто  к морю, кто к бабушке в деревню. Я  же никуда не ездила до 11 лет, у моих родителей  лишь один раз появилась возможность  провести со мной месяц у Черного моря. Для меня эта поездка была великим событием.
  С тех пор мне начали сниться  дальние страны. Телевизора у нас не было, так как его некуда было поставить, поэтому стала частенько заходить к соседям, родственникам, подружкам  на телепередачу о путешествиях. Помню и походы  в харьковский кинотеатр «Хроника», где шли фильмы о разных странах, зачастую экзотических.
     В одной квартире с нами жила семья,  были  у них две дочери – Галя и Таня. Галя была моей подружкой и ровесницей, а Таня на 3 года моложе. Когда Гале и мне исполнилось  9 лет,  их семья  уехала на 3 года на Сахалин. Помню тот день, когда они вышли из нашего двора и как мы их провожали. После отъезда моей подружки  мне стало очень грустно, ее мне явно не хватало.  В нашей же квартире жили их родственники.  Галина двоюродная сестра, на год старше нас, всегда рассказывала мне, о чем писали ее родственники с Сахалина.  Ждала писем и весточек от Гали с нетерпением и я. Она писала о снежных сугробах, о сопках, на которых каталась на лыжах и однажды "полетела с сопки". А мы с Людой недоумевали: как можно кататься на сопке? Нам сопка представлялась чуть-ли не скалой. Потом, через много лет, узнала, что на Сахалине называют сопками горы, не всегда крутые, а вовсе не скалы, как мы полагали тогда. Каждое новое известие от Гали волновало воображение. В 1959 году  их семья  вернулась, мы с Галей подружились еще сильней, учились в одном классе, какое-то время сидели за одной партой. Помню рассказы  подруги о городке Невельске на Сахалине.  Спустя много лет мне довелось увидеть этот город, это было сразу после наводнения 1981 г. 
 
    Несколько лет назад от одноклассников пришло печальное известие -  Галя и ее сестра Таня  рано ушли в мир иной. Светлая им память.

               
                Поездки на Сахалин

Побывать на Сахалине  - мечта моего  детства. Но появилась я там впервые по воле судьбы лет  так через  25  после  отъезда  Гали,  в марте 1981 года, когда на Сахалине  еще зима.  Попала туда  как раз в снежную бурю, увидела сугробы высотой,  достигающей порой человеческого роста и прекрасно ощутила, что же это  такое.  Мы, группа преподавателей Института Связи,  прилетели из Хабаровска  в Южно-Сахалинск провести зимнюю сессию с нашими студентами-заочниками, жителями Сахалина и Курильских островов.  В один из первых дней нашего пребывания началась снежная буря. Мы решили, что  прорваться через снежные заносы нереально. Однако моя коллега, преподаватель физики, наша очень прилежная Ирина Павловна, всё же решилась пойти.  Мы были уверены, что она вскоре вернётся. Но ее более часа не было, а следующая пара по расписанию была моя. Следуя примеру этой отважной женщины,  решила  и я попытать  счастье.  Ой, как это  было не просто, людей на улице никого, снега намело видимо-невидимо, да еще ветер неслабый. Лишь на следующий день начали сгребать снег и прокладывать дорожки.  Но главное – я прорвалась и пришла вовремя к началу лекции. Но, к моему сожалению, из наших студентов почти никто не  явился, смогли  добраться только трое. Всё же, решила  прочитать лекцию.  Даром что-ли мы продирались сквозь сугробы,  и несмотря на непогоду собрались?  На следущий день, правда, пришлось  лекцию повторить для всех.
        Так началось мое знакомство с Сахалином.
   Вступительные экзамены для абитуриентов и выездные сессии  для студентов заочного отделения  в разные регионы Дальнего Востока, на Сахалин, на Камчатку, во Владивосток и  в Магадан организовывало Управление Связи. В Южно-Сахалинске коллектив Управления нас встретил как родных. Очень тепло нас  встретили сотрудницы управления - Лариса Тимофеевна, Валентина Андреевна и Нина Федоровна, которая  очень гордилась сыном своей близкой подруги, русским Моцартом, Игорем Николаевым, так его назвала Алла Пугачева. В день приезда нас поместили в юутную квартиру, привезли всё необходимое, особенно запомнилось  чаепитие с вареньем  из «клоповочки»; водится на Сахалине такая кисленькая ягода с особенным ароматом.    Наше общение с этими гостеприимными хозяевами продолжалось в течение 10 лет, на несколько лет позже к ним присоединилась Надежда. Запомнилось  их искреннее  тепло и  радушие.  Вот где я почувствовала, какие замечательные люди живут на Сахалине.  Благодаря им мы познакомились не только с Южно-Сахалинском, а также с другими местами  и экзотической природой острова. Там действительно  есть чем полюбоваться и чему удивиться. Это и теплые озера, и лопухи высотой 2 метра, и шиповник на берегу Охотского моря, плоды которого  размером с небольшое , а порой и среднее яблоко,  и еще немало  диковинок.

               
                Моя  сахалинская подруга
 
   Была у меня  в Южно-Сахалинске  подруга, журналист, замечательная женщина и прекрасный человек .   Мы встречались с Галей  в  каждой моей поездке на Сахалин до моей репатриации в Израиль в 1991 г., она тоже бывала у нас в гостях в Хабаровске.
 Родилась она в 1939 г. в пригороде  Харькова, но в   детстве с родителями переселилась за Урал, рано осиротела. Училась она в Свердловске, окончила факультет журналистики Уральского  университета. Среди ее многочисленных друзей и знакомых по Свердловску был известный  певец  Борис Штоколов. А на Сахалин  Галина прибыла после окончания университета  по направлению.
   Галя была одинока. Когда прекратилась переписка с ней,  я долго не знала  об ее уходе в мир иной. Узнала позже благодаря интернету.  Благословенна светлая память о ней.
   Жила она в самом центре Южно-Сахалинска в старом аварийном доме, занимала одну комнату в трехкомнатной квартире. Семья, проживавшая в двух комнатах, получила новую квартиру, но так как  дом был аварийный, никого в оставленные ими  2 комнаты не вселяли. Гале же никак не удавалось получить новое жилье, и она оставалась одна в этой квартире. В обе комнаты бывших жильцов Галина поместила свое главное богатство – книги. Они  были заставлены книжными шкафами и огромным количеством книжных полок. Сколько у нее было книг! Просто уму непостижимо!
  В свободное от работы время  я иногда засиживалась у нее допоздна, найдя что-нибудь увлекательное в ее библиотеке. Она жила возле парка, там мы часто гуляли, беседуя и по-дружески делясь  сокровенными мыслями. Особенно запомнились эти прогулки осенней порой. На Сахалине, как и на всём Дальнем Востоке, золотая осень  особенно хороша!
 В конце концов, аварийный дом снесли.  Галина получила новую однокомнатную очень комфортную квартиру на окраине города. Там тоже мне довелось несколько раз побывать.
В новой квартире поместить  такую  шикарную библиотеку было негде,  и моя дорогая подруга перевезла  лишь ее часть - что считала наиболее ценным, остальные книги подарила библиотеке. Но даже то, что она  перевезла, тоже негде было разместить, хотя все стены были увешаны полками, в комнате стоял просторный книжный шкаф. Кроме того, еще много книг было не распаковано из картонных ящиков.  В результате осталось  место только для стола посреди комнаты и кровати, но зато  нашлось место для клетки с канарейками. Галя взяла парочку, у них время от времени появлялись птенцы, этих птенчиков она раздавала знакомым, предлагала и мне, но я лететь в самолете с птенцами не решалась. В последний мой приезд, у Галины из двух канареек остался только  супруг канарейки, его половинка покинула этот мир. Галя с одинокой птицей беседовала, оба грустили об ушедшей канарееечке.  Но снова заводить пару и разводить потомство она уже не хотела...
            
               
                Сахалинский  областной краеведческий музей
 
Жила Галина  недалеко от Сахалинского  областного краеведческого музея. Как-то раз она повела меня  в этот уникальный музей. Здание музея  расположено в бывшей резиденции японского императора и является одним из немногих сохранившихся строений японской архитектуры.
               
Посетив однажды этот музей и проведя там часа 3,  отчетливо поняла:  этого времени недостаточно, чтобы насладиться всем,  с чем  можно там ознакомиться. Экскурсовод  была хорошо знакома с Галиной,  она нас все 3 часа водила по музею, показывала и рассказывала, охотно отвечала на вопросы. В следующий свой приезд я провела в музее 5 часов, потом еще несколько раз  посещала  его  и каждый раз находила для себя что-то новое. Больше всего меня привлекала история города, старые рисунки, карты, снимки семей представителей малых народов –  аборигенов Сахалина – айнов, нивхов, ороков, их костюмы, предметы быта. 

               
           Сахалин, А.П.Чехов и его книга «Остров Сахалин»

   Книгу «Остров Сахалин» А.П.Чехова читала задолго до того, как увидела остров. Но после того, как всё увидела своми глазами, услышала названия городов и  поселков:  Корсаков, Холмск, Невельск,  Анива, 1-я  Падь, 2-я Падь,  проезжая мимо или побывав в некоторых из них,  это произведение стало мне близким. Еще в конце 60-х приобрела  восемь томов Антона Павловича Чехова из  огоньковской подписки, и до сих пор перечитываю любимого писателя, снова возвращаюсь и к 8-му тому – «Остров Сахалин». Ищу в интернете, в  записных книжках Чехова дополнительную информацию о той знаменитой поездке писателя 1890 года. На Сахалине А.П.Чехов  почитаем как нигде,  его именем названы теаатры, музеи, библиотеки. В театре им. Чехова Южно-Сахалинска, расположенном рядом с краеведческим музеем,  довелось побывать и оценить высокое мастерство актеров.

Фотография Сахалинского Краеведчееского музея