Трагедия хоккейной команды ВВС МВО

Полковник Чечель
      Вчера я написал отзыв о книге А.Ю.Гарнаева «Аэроузел-3», которую закончил читать накануне, а сегодня попалась на глаза вот эта информация:

      Трагедия, которую скрывали в СССР. В авиакатастрофе погибли 13 хоккеистов, полет в непогоду разрешил сын Сталина

                Страшные события из 1950-го.
 
Источник: Sport24

        Для отечественного хоккея самой страшной трагедией вот уже почти 9 лет считается крушение самолета Як-42Д, в результате которого погибли игроки и тренеры ярославского «Локомотива». Для многих болельщиков, журналистов, хоккеистов и тысяч других людей день 7 сентября 2011 года разделил жизнь на до и после. Вместе с семьями погибших под Ярославлем тогда скорбила вся страна.
 
    А вот о другой трагедии, которая случилась за 61 год до ярославской, знает гораздое меньшее количество людей. Причина банальна — правительство СССР решила скрыть информацию о ней, в те времена это еще было возможно. Что же произошло 7 января 1950 года?
 
Источник: РИА "Новости"
 
        В этот день команда ВВС МВО отправилась на очередной матч чемпионата СССР в Челябинск. Для этого личным указанием Василия Сталина, курировавшим клуб, был выделен военный самолет Ли-2. В 6 часов утра этот самолет вылетел с московского аэродрома на Ленинградском проспекте в направлении Казани, где была намечена промежуточная остановка. На борту находились 6 членов экипажа и 13 хоккеистов ВВС МВО.

       А как же тренеры? Играющим тренером команды был Борис Бочарников, которому и суждено было сыграть роковую роль в этой истории. Сразу после приземления самолета в Казани, стало известно, что Свердловск (игроки ВВС МВО должны были лететь именно в этот город, а уже оттуда добираться до Челябинска) из-за неблагоприятных метеорологических условий (температура -39 градусов) не готов принять военный борт. Но Бочарникову не хотелось тратить время на поездку на поезде, и он решил позвонить сыну Сталину. Тот после долгих уговоров дал распоряжение разрешить полет.
 
        В тот день свердловский аэропорт Кольцово принимал самолеты из разных городов, загруженность была запредельной, диспетчеры в первую очередь давали разрешение на посадку переполненным пассажирским самолетам. Из-за этого «хоккейный» борт долго время находился в зоне ожидания, а заждавшиеся посадки игроки ВВС МВО собрались в хвосте воздушного судна, что сильно затруднило управление им.

      Дальше случилась еще одна роковая ошибка. Неподалеку от аэропорта Кольцово находилась плохо оборудованная посадочная полоса военного аэродрома Арамиль. Именно на ее частоту настроился штурман Ли-2, в итоге при снижении командир самолета не обнаружил посадочную полосу и зашел на второй круг. Всего было выполнено три захода, в результате последнего воздушное судно столкнулось с землей. Возгорания не случилось, хоккеисты и члены экипажа погибли от силы удара.
 
       Все жертвы авиакатастрофы были похоронены на кладбище поселка Кольцово, но саму трагедию тогдашним руководителям Советского Союза удавалось скрывать почти 20 лет. Как такое возможно? В отсуствии интернета и каких-либо хоккейных СМИ это было не так уж и сложно, к тому же, для сохранения тайны использовались самые изощренные способы.

       Например, вместо погибшего Юрия Жибуртовича в состав ВВС МВО был срочно вызван его младший брат Павел. Весь хоккейный опыт последнего до этого ограничивался одним матчем, но это никого не смутило. Когда Жибуртович-младший начал забрасывать шайбы, дикторы на стадионах объявляли только его фамилию. К слову, карьера Павла в итоге получилась успешной — он играл еще 14 лет и добрался до сборной СССР.

                РЕЗЮМЕ

     Вот смотрите – во-первых, что получается, когда далёкие от авиации люди, вмешиваются в процесс принятия решения на вылет (производства посадки) Командиром Воздушного Судна как последней инстанции перед Богом – жить вам или не жить? Не перечесть, сколько было тяжёлых лётных происшествий из-за нарушения этого правила, и тем не менее, катастрофы всё происходят и происходят. Наиболее яркая – гибель польской делегации на ТУ-154м при заходе на осадку в Смоленске, в условиях ниже минимума командира корабля, 10 апреля 2010 года.

    Во-вторых, трагедия с хоккейной командой ВВС МВО началась с вмешательства в процесс организации этого вылета играющего тренера Бориса Бочарникова, который уговорил Василия Сталина дать разрешение на этот полёт, а далее последовала ошибка штурмана ЛИ-2, который настроил радиокомпас не на тот привод, и закончилось всё ошибкой командира корабля, который уже после первого неудачного захода на посадку должен был прекратить снижения и уйти на запасной аэродром.

    Увы, наша память – несовершенный инструмент, всё забывается, а ЕСЛИ к этой «забывчивости» добавляются СМИ, по указанию правительства, повторение таких катастроф в будущем становится НЕИЗБЕЖНЫМ…

    Вот почему любые книги или воспоминания лётчиков о таких событиях становятся естественным подспорьем к официальным аварийным материалам, которые периодически доводятся до всего лётного состава, точнее, должны доводиться, но, увы – это происходит не всегда…

    Продолжая разговор на эту тему, отмечу, что в ноябре сего года я, помимо книги А.Ю.Гарнаева «Аэроузел-3», прочёл ещё одну книгу. Это «Северодвинск и дальше» лётчика-испытателя Бориса Алексеевича Аксёнова, изданная тиражом всего 200 экземпляров, но сейчас, в эпоху интернета, это уже не столь важно, т.к. аудитория читателей становится всё равно на несколько порядков шире. Чтобы не быть голословным, приведу свой пример. Херсонское издательство на мою пенсию выпускает первоначально каждую из 15 уже напечатанных книг в количестве аж 20 штук, и лишь потом я печатаю по 1-2 книги под заказ. Поэтому мои опусы и получаются такие дорогие, но в интернете моя читательская аудитория перевалила через 115 тысяч читателей, и один этот факт говорит мне, что я на правильном пути. Такое количество народа всякую хер…ю - (галиматью) читать не будет. Кто не согласен – читайте рецензии…

    Но возвращаясь к книге Аксёнова, отмечу, Борис Алексеевич никогда не вёл дневников и не собирался стать писателем, да и времени на это не было. Лётно-испытательская работа забирала всего без остатка, заставляя колесить по миру, меняя города, страны, континенты, не меньше, чем у Александра Юрьевича Гарнаева, но в один прекрасный момент захотелось, как он сам выразился – «прикоснуться к вечному». Потому что, ещё Булгаков сказал в «Мастер и Маргарите»: «Рукописи не горят», а народная мудрость подтвердила поговоркой: «Что написано пером, не вырубишь и топором».

    Есть такое понятие «ноосфера Земли», которая включает в себя чувства, эмоции и мысли всех жителей Земли. Собственно, от этого и зависит нравственный микроклимат жизни на планете. И когда ты пишешь «правильную книжку», как пел Владимир Высоцкий, ты способствуешь общему счастью всех людей. Это один момент, а второй – Борису Алексеевичу захотелось оставить какие-то сведения о себе дальним и близким родственникам, а общее дело – я имею в виду Авиацию, от этого его желания, буквально штрихами, написать о себе и друзьях книгу, только выиграло. И хотя в ней нет глубокого анализа авиационных происшествий, как у А.Ю.Гарнаева, зато она показывает, каким непростым путём зачастую попадают в Школу лётчиков-испытателей, и какой интересной может быть эта работа в дальнейшем. Т.е. я рекомендую эту книгу для прочтения лётному составу и особенно молодёжи. Она поможет вам ощутить, по плечу ли вам эта работа или лучше не тратить время, а сразу выбрать занятие для себя менее хлопотное и рискованное.

   И последнее, точнее, крайнее, чем хотелось бы закончить эти размышления вслух в связи с трагической гибелью хоккейной команды ВВС МВО, ребята-пилоты и лётчики, инженеры и техники, не стесняйтесь писать о своём пройденном пути. Этим вы продлите память о друзьях, которые ушли в поднебесный мир значительно раньше вас, и ваши воспоминания в той или иной форме будут способствовать повышению безопасности полётов в настоящем и будущем времени, потому что в Авиации, как ни в каком другом роде деятельности нельзя учиться на своих ошибках, и крайне важно изучать и перенимать чужой опыт. А для этого, надо прежде всего им делиться, как это сделали Гарнаев, Аксёнов и ещё много и много товарищей, фамилии которых я не перечисляю… Про то, что эти записки пригодятся вашему Роду даже не говорю - это очевидно...

•    И ещё – давайте отложим у себя в памяти слова замечательного лётчика и писателя, графа Антуана де Сент Экзюпери: «Прошлое — это то, что сплело твое настоящее. С ним уже ничего не поделать. Прими его и не двигай в нем горы. Их все равно не сдвинуть с места.
• Успех рождается множеством безуспешных усилий.
• Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму»...