Мемуарчики. По памяти - 1

Владимир Звягин
ГДР. 1986 год. Ранняя весна. Город Лейпциг.

Мы с женой (нам по 30), подбросив шестилетнюю дочь к друзьям на "поиграть- понянчиться", легкой рысцой пробегаем по лейпцигским магазинам.
Летом срок нашей трегодичной командировки заканчивается и нам уезжать в Союз, а насущные вопросы одежды-обуви на светлое советское будущее толком даже не обозначены. Но время еще есть и мы - на пути решения наших проблем. Сразу нескольких.

Обувной магазин. Витрину мужского отдела я пробегаю в два-три шага. Для меня там ничего интересного нет. Женский отдел, как обычно, гораздо больше.
Жена, осмотрев заточенным на красоту взглядом несколько полок, выбрала пару-тройку моделей и присела на кожаный пуфик - примерять. Сразу отмечу - это важно - магазин не самый большой и пуфик в нем один.
Я стою на выстойке, внимаю, дабы не проворонить законного вопроса моей благоверной - "ну как"?
У меня натренированная реакция, подразумевающая, что наготове оба ответа  - и "как", то есть "отлично", и "никак", то есть "никак"! Время идет, я весь из себя - помесь напряжения с терпением.

Боковым зрением вижу слева пятно канареечного цвета. Вроде как пальто или плащ! Но я этому наблюдению значения не придаю: какое мне дело до того, кто в этом плаще. Вот жена - это да! А что толку от этих "жёлтиков". Мне они сегодня — точно, что сбоку, что побоку!
Догадываюсь, что в жёлтом женщина. Мужики тогда в канареечном не гуляли даже в ГДР. Тем более, в отделе женской обуви.
В следующее мгновение осознаю - пятно приближается. И ладно. Мне-то что!

Жена поднимает на меня взор, что-то спрашивает, и одновременно подает выразительный сигнал - мол, посмотри. Понимаю - слева!
Делаю вид, что недоумеваю... Куда смотреть, зачем смотреть чего я там не видел? Опасность что ли какая?
Но, следуя, как обычно, совету жены, свой взгляд влево все-таки перевожу.
Попытка сфокусировать его на объекте не удается, поскольку, это жёлтое (я его пока воспринимаю не иначе, как цветовое пятно) плавно опускается куда-то вниз.
Сопровождаю внимательным взором, осознаю - объект наклоняется, при этом, неожиданно и цепко, совсем не поворачивая в мою сторону своей головы и не удостоив взглядом, хватает меня за запястье и опирается на меня. Нет, конечно, всем весом не повисает, но, чувствую, если выдернуть или даже ослабить руку - упадет. Стою на месте не шевелясь, догадываюсь, руку убирать нельзя - опасно для равновесия объекта. Еще не хватало, чтобы я стал причиной падения женщины в магазине. Не знаю, для кого как, но для меня это не приемлемо!

Признаю, что пока на единственном в магазине пуфике сидит, что-то примеряя моя жена то этой даме в канареечном плаще и деваться-то некуда. Один выход -  ухватить покрепче то, что поблизости. Да.
Терплю - куда денешься!
Но и в этом есть кое-что приятное: наградой мне за терпение - источаемый от дамы в плаще запах парфюма. Запах уникальный, удивительно приятный, почти сразу переходящий в обалденный.
Напомню - 86-й год. Франция до нас, советских граждан, доехала еще не вся, то есть не в полном составе и не до всех. Мы, разумеется, кое-что знаем, но не все, не обо всем!

Концентрирую взгляд на желтой спине. Начинаю всматриваться. Фиксирую - стильный желтый плащ, темные, красиво уложенные волосы, краешек шейного платка черного цвета с отблеском, рука в черной лайковой перчатке на моем запястье.
Обозначаю вывод - женщина, стройная, стильно - даже красиво - одетая, явно не немка - те обычно попроще. И держит меня крепко. Начинаю ощущать, что вряд ли вырвался бы, даже если б захотел. Лица пока не лицезрею, но стою, жду, вдруг соблаговолит взглянуть на свою жертву. Что поделаешь - трудна ты доля "женьтельмена"!

А вот жена, судя по всему, узрела-таки на моем лице растерянность и улыбнулась этому обстоятельству. Да так выразительно, тонко и озорно - одними глазами, как умеет только она и никто больше.

И хоть в створ магазинского зеркала я не попадаю и отражения своего не вижу, вид у меня, скорее всего и в правду дурацкий. Я вообще "терпеть ненавижу", когда попадаю в неловкое положение и не могу контролировать самое себя. Тем более, когда меня в такое положение ставят против моей воли, ни разу ни о чем не спросив. Ощущаю изнутри, что внутри нарастает что-то способное вспылить, но пока сдерживаюсь!

На этом фоне меня разбирает любопытство и я начинаю всматриваться в ту, которая меня обездвижила, в чьем плену я нахожусь уже секунд двадцать почти... Но из своего положения пока вижу только ее спину и руку, что на мне.

Не могу сказать, почувствовала ли та дама какую-нибудь неловкость, от закипающего во мне протеста - думаю, вряд ли! Но, какой-то безмолвный сигнал до нее, судя по всему долетел. Она обернулась и подняла на меня глаза...

Блин, она еще и улыбалась!

Может быть ей было неловко, что без предупреждения? - Как бы не так!
Может быть в ее глазах была мольба - потерпите еще чуть-чуть, я сейчас закончу и отпущу вас? - Не заметил! Да и протест сразу куда-то делся. Моментально. Как только увидел ее лицо и наши взгляды встретились… Да, ладно, чего там, держитесь. Сколько хотите!

И что же это было, что так легко и сразу обезоружило меня. Ага - мгновенно и полностью. Ну, конечно, ее улыбка! И это была не просто улыбка - она в моей памяти с детства! Я видел ее раз сто, не меньше! И сейчас я стоял этой улыбкой оглушенный!

Да, я как дурак, тут же мгновенно в ней и растаял, и растворился.
Разумеется не навсегда, лишь на мгновение, на секунду-другую или на пять, но - совсем!
К такой встрече, к такому обстоятельству я был не готов! Каюсь! Не ожидал. Мог ожидать чего угодно, но этого — никак! Да и как тут подготовишься?

Я смотрел в эти глаза и на эту улыбку и пытался понять - кто я, где я?

Вот так, в один момент, мой мир рухнул!

Я не мог понять, на каком я берегу, какого моря, и вообще в каком времени я очутился!

Вам интересно - не сошел ли я с ума? Не снесло ли мне крышу?
Нет, крышу не снесло, хотя, признаюсь - с места подвинуло. Хорошо, что хоть ум остался при мне. Правда слегка помутился, но не надолго. И было отчего.

И все потому, что на меня одними глазами, одним взглядом смотрели сразу и поочередно три самых красивых девушки в мире - Ассоль, Гуттиэре и Офелия.
И еще Бог знает кто смотрел этими же глазами - там глубины не меряно. Но мне хватило и этих трех.
Думаете я шучу? - Как бы не так!

На меня смотрела Анастасия Вертинская.
Собственной персоной!

...Может быть, вы просто не знаете, как Вертинская и ее героини умеют смотреть на мужчин? -
Так вы счастливые люди - у вас все впереди! Посмотрите главные фильмы нашего детства - "Алые Паруса" и "Человек Амфибия"! Посмотрите "Гамлета", "Безымянную звезду", еще какие-то фильмы с участием Анастасии Вертинской! Уверен, вам понравится, вы узнаете, вы вспомните.

Но учтите - там она смотрит на вас с экрана, а тут - живьем! Глаза в глаза!
До сих пор не понимаю, как я остался жив после ее взгляда? Как сердце-то мое бедное не разорвалось, не разлетелось на кусочки?
 
А если бы оно разорвалось, то в этом я совсем не был бы виноват - предупреждать надо!
 
Это же уму не постижимо, как это ей приспичило оказаться в Германии, в Лейпциге, в том же магазине, что и я, набрести на меня в зале женской обуви - фиг ли мне там делать, если разобраться - увидеть меня стоящим без толку и воспользоваться мной, как истуканом, чтобы что-то там примерить!

Но, если честно, то мне подфартило, сподобило оказаться этим полезным, что называется предметом, дабы стать ей надеждой и опорой! Пусть и на десять секунд вечности, но — стать! Не жалею нисколько.

Спасибо моей жене, что пуфик вовремя заняла! А не заняла бы - присела бы на тот пуфик Вертинская, а я прошел бы мимо и не факт, что вообще заметил бы ее. На пуфике. И не почувствовал бы ничего такого, и не понял бы ничего про самого себя.

А так - целое событие, которое со мной до сих пор. И хоть не сразу я осознал, а только когда домой пришел, но кое-что понял!

Конечно, ничего особенного в том, что Вертинская посмотрела на меня, нет. Дело совсем не в этом. Ну, посмотрела и посмотрела — невелико событие. Ну, ухватила за руку машинально — ерунда какая… Главное в том, что это я посмотрел в глаза своему детству, этим милым девчонкам из самых солнечных фильмов в моей жизни!

Спасибо тебе, дорогая Ассоль, спасибо тебе прекрасная Гуттиэре! Вы реально украсили детство миллионов таких же как я мальчишек и девчонок. Мы и тогда любовались вами и сегодня помним ваши глаза и улыбки. Куда там на хрен Голливуду! Глядя вам в глаза, наша страна становилась чуточку добрей и уж точно, красивей... А мне до сих пор кажется, что у меня было самое лучшее детство и вообще все было просто замечательно!..

... А жена моя, ничего из обуви в том магазине не выбрав, поставила обувь на место и подошла ко мне. Сдерживая улыбку, она взяла под руку и повела на выход! А что - имела право!
Надо было видеть, как она смеялась потом!

До сих пор надеюсь, что не надо мной!