Трудовой десант в колхоз с дочерью

Георгий Игнатенко
 

  Я помню маленькие пальчики
И щечку нежную Твою,
Походы в детский сад
И  слезы по утру.

Я помню первый класс
И первое желание,
Представить на показ
Пресс-папье бумаги изваяние.

Я помню адский труд
В искусстве просвещения,
Осваивать простой этюд
И прелесть хорового пения.

Я помню чудный баскетбол
Девчонок школьную команду
И вероятно, это он
Наладил спорта пропаганду.

Я помню милую Калугу,
Дитя мое там приютив
И получив азы в искусстве
На дальний путь благословив.

А дальше, Питер наш волшебный
Тобою смело покорен
И создан чудный курс учебный
Который ,вероятно, будет одарен.

Теперь и Ты хлопочешь,
Заботы матери познав,
Своей дочурке Даше
Основы Жизни передав.

 В то время, в Союзе сформировалась система помощи агропромышленному комплексу. Особенно, это касалось колхозов. За каждым городским предприятием закреплялись эти хозяйства, планово, по очереди, выделялись сотрудники из подразделений на уборочные, посевные и другие работы. Не официально, в году, каждый сотрудник должен был отработать две недели. Народ привык к решению, таким образом ,государственных проблем и по своему ориентировался в данной ситуации, оптимизируя двухнедельный срок. Как правило, перед поездкой, в зависимости от вида предстоящих работ, в коллективах подготавливались люди: ответственный за группу-десанта и представители на кухню.
   Был жаркий июнь, из колхоза поступил запрос на помощь в обработке посевных  свеклы, моркови, это окучивание и прополка. За подготовку трудового десанта взялись женщины, зная возможности и быт колхоза, они решили параллельно решить вопрос – куда девать своих школьников. Решили взять их с собой , это были в основном  девчонки 4-8 классы. Была подготовлена программа трудотерапии и досуга. Дети знали друг друга. В этот десант были включены и мужчины, я оказался в их списке. Леночка , моя дочь, закончила 4 класс, молчунья , очень ответственный ребенок, девчонок из формируемого десанта знала и без упрямства дала согласие на поездку. Готовила ее мама, видным элементом ее трудового наряда была большая летняя шляпа-панама. В назначенном пункте сбора трудового десанта собралась очень пестрая и одержимая женская компания, дети были заточены на трудотерапию. И тут появился распорядитель из администрации и объявил, что обстоятельства в колхозе изменились, возникли проблемы с кормами для скота, необходима бригада для заготовки сена, причем для покоса выделяется участок, на котором техника не применима.
 Короче, нужны были мужики с косами.
Женщины с детьми вернулись домой, а оставшихся 12 мужиков загрузили в автобус и отправили в уже ставшим родным – колхоз Нестеры, Спас -Деменского  района.
   Я не помню, как получилось, но Леночка поехала со мной.  Поселили нас в старом детском саду, маленький домик  с поломанным деревянным забором на  участке обозначенной территории. Перед входом , на площадке лежали четыре бревна квадратом, в середине которого остатки костра. Этот квадрат был местом релакса вечером , а днем для сбора команды – планерки. Мне с Леночкой выделили кладовку с раскладушкой. Согревал я этот комочек три ночи, было тесно, но я готов был терпеть.
   По приезду, нам выдали косы и средства для их «оттяжки» . До позднего вечера мы стучали молотками – «оттягивали» косы, а рано утром в 4 часа, нас везли на сенокос. Распорядок у нас был: утренний покос с 4  до 9 часов и вечерний с 16 до 20 часов. Леночка сразу покорила наш мужской коллектив. После первого покоса, все мужики были уставшими и сонными, и какое было неожиданно увидеть - заправленные все постели, порядок и букетики ромашек в комнатах. Мужики -«отпали». А на третий день,  был финал. Прибыв с утреннего покоса, мы увидели перед входом натянутую бельевую веревку, на которой были развешены все полотенца и на краю постиранные трусики. Вечерами, после вечернего покоса, разводили костер, усаживались на бревна и релаксировали. Леночка была в центре внимания, у нее появились почитатели Иван Павлович (аппаратчик) и Юрий Порфирьевич (ведущий инженер. Он Леночку называл Ленок), которые беседовали с ней, как со взрослой. Эти люди помнят Леночку ,и при встрече со мной, передают ей привет. В знак признательности и умиления, когда выдали аванс , наши мужики Леночку задарили шоколадом. От сочувствующих местных, я узнал о лагере для школьников, который размешался в  Нестеровской школе.      Хозяйка лагеря , чудная пожилая женщина, учительница начальных классов, вероятно, педагог от Бога, приняла мою просьбу взять в отряд Леночку. Новый незнакомый коллектив, деревенские дети, своеобразный быт, так сразу, для ребенка…. Я это понимал и по реакции Леночки я познавал своего  ребенка. После беседы с хозяйкой лагеря, в присутствии местных девчонок ,она  спокойно покинула меня и с сумкой ,и шляпой отправилась в корпус, где размещались девчонки. Для меня это был урок и открытие своего ребенка. Распорядок дня школьного деревенского лагеря начинался с завтрака, затем трудотерапия – работа в поле , обед, культурные мероприятия, ужин . Вероятно, что все мероприятия в лагере делались с душой, они захватили Леночку, ей было все интересно, она быстро вошла в контакт с деревенскими , у некоторых побывала в гостях, посетила ферму, увидела наяву  откуда берется коровье молоко. Запомнился эпизод отправки ребят в поле. Карабкались они в тележку (прицеп трактора) в скромных одеждах для работы в поле, Леночка не выделялась. Мне кажется, шляпа-панама так ни разу не была востребована. Пользовалась она обычным легким платком, завязанным как у всех деревенских девчонок. В школе был и инструмент- пианино, на котором вечером исполнялись этюды и пьески ученицей музыкальной школы Еленой Игнатенко. Я с гордостью воспринимал обнаруженные качества моего ребенка, о чем ранее и не задумывался. Две недели пролетели быстро, оставив памятные моменты, закрепленные фотографиями и Почетной грамотой директора сельской Нестеровской школы за примерное поведение в трудовом лагере.