Скифы - имя собирательное ч. 9

Николай Мринский
Она представляет собой стилизованную фигуру лежащего с подогнутыми ногами оленя. На его туловище помещены изображения льва, сидящего грифона и прыгающего зайца. Под шеей оленя – лежащая собака; один из его рогов заканчивается головой барана; вместо хвоста – птичья голова. Кто же был похоронен в Куль-Обе с такой пышностью? Первые исследователи высказывали по этому поводу самые различные предположения. Некоторые полагали, что в кургане похоронен боспорский царь. Поскольку курган был сооружён в самой непосредственной близости от Пантикапея, такой вывод казался естественным. На олене имеются буквы «ПАI», - по-видимому, сокращение имени мастера, изготовившего его. Исследователи же решили, что эти буквы – начало имени боспорского царя Перисада (по-гречески Пайрисадес), правившего на Боспоре с 349 по 311 гг. до н.э. и при котором государство достигло наибольшего могущества. Но боспорские цари, хотя они, возможно, и не были греческого происхождения, вели внешне типичный для греков образ жизни, поклонялись греческим богам. А в захоронении заметны черты скифского погребального обряда: захоронение женщины (наложницы), слуги, золотая посуда; над умершим скифы насыпали большой курган. Очевидно, похоронен в Куль-Обе скифский царь, который находился под сильным влиянием греческой культуры. Почему он погребён не в Скифии, а на Боспоре, можно только гадать. Куль-Обинское погребение относится к последней четверти IV в. до н.э., ко времени, когда скифское общество было уже на ступени большого социального расслоения.

Выдающийся учёный, любитель старины, талантливый самородок И.Е. Забелин (1820-1908) занимался раскопками скифских и греческих курганов в южнорусских степях и на Таманском п-ове. Доктор русской истории Иван Забелин создал научную методику раскопок больших земляных курганов. В 1862-1863 гг. он на нижнем Днепре, близ г. Никополя, раскопал знаменитый курган Чертомлык (по названию тогдашней реки). Его ещё в скифское время пытались ограбить, но неудачно. Туннель, прорытый грабителями, обвалился и задавил одного из них. Труп скифа-грабителя остался на месте, а рядом с ним лежало похищенное золото. В кургане оказалось два богатых царских погребения – мужское и женское. Рядом с покойниками находилось 6 убитых рабов, 11 коней и очень много золота. Особую ценность, как произведение искусства и, как исторический источник представлял серебряный сосуд для вина. Он был покрыт высокохудожественными рельефами из цветов, веток и птиц. В верхней части сосуда изображены укрощающие лошадей скифы. Конечно, такие «золотоносные» курганы большая редкость. Только через 50 лет после находки И.Е. Забелина археолог Н.Н. Веселовский вскрыл курган, называемый Солоха, ставший столь же знаменитым, как Куль-Оба, Чертомлык и Толстая Могила (Украина). В Солохе также было обнаружено два царских погребения. Особое внимание привлёк золотой гребень, на рукоятке которого изображены три сражающихся скифа – один конный и два пеших. Работа оказалась настолько филигранной и художественной, что лучшие ювелиры современной Европы не сумели сделать копию.

О пышном ритуале скифских и меотских племенных вождей (царей), описанном Геродотом, свидетельствуют и ограбленные курганы. В одном из них Ульском ауле (Кубань) было обнаружено около 500 убитых при похоронах лошадей. Так называемые «царские курганы» исчисляются десятками, но кроме них, по просторам разбросаны сотни и тысячи небольших курганов, не содержащих ни золота, ни убитых коней. В погоне за золотом раскапывались и эти бедные курганы, но их планомерное и систематическое исследование начал основоположник русской первобытной археологии В.А. Городцов (1860-1945). Он проделал большую работу по изучению в России бронзового века, осуществил хронологизацию и первым доказал его существование в Восточной Европе. Почти 200 названий содержались в списке его научных трудов к концу жизни. Учёного очень интересовали бедные и очень древние курганы, которые археологи время от времени раскапывали на юге России. Интерес был в том, что большинство костяков в погребениях находилось в скорченном положении и было окрашено красной краской (охрой). Но загадка состояла не только в этом. Неясно было, какие племена, обитавшие здесь задолго до скифов, оставили эти курганы. Исследовав ранее добытый материал и раскопав значительное количество курганов, В. Городцов установил, что до появления в южнорусских степях восточных пришельцев – скифов, там обитали племена охотников и скотоводов, этнического имени которых мы не знаем. Учёный-археолог определил для этих племён следующие культуры: древнеямную, катакомбную и срубную.

Названия даны по различным способам устройства подкурганных погребальных ям. Племена, создавшие археологическую древнеямную культуру, насыпали курган над ямой (эпоха неолита-энеолита), куда помещали покойника; носители катакомбной – в такой же яме для покойника делали ещё боковую пещерку (эпоха энеолита, переходящая в бронзовый век); носители срубной – яму укрепляли срубом (эпоха бронзы). Сев. Причерноморье было местом тесного соприкосновения античной и «варварской» культур. Здесь греки-колонисты встречались со скифами, меотами, синдами и другими местными племенами. Археологи, изучающие античные города Сев. Причерноморья, много внимания уделили вопросу о взаимодействии этих двух цивилизаций. Раскопки велись в Ольвии, Херсонесе и в особенности в городах Боспорского царства, его столице Пантикапее (Керчь), в Фанагории (пос. Сенной Темрюкского р-на) и так называемых «малых городах» - Тиритаке, Мирмекии и др. Огромный археологический материал, накопленный почти за два столетия, позволил при сравнительно малом количестве письменных источников восстановить социально-экономическую историю греческих полисов и варварских племён Сев. Причерноморья. В области материальной культуры греки Боспора преуспели в строительстве городов. Они строились по типу крепостей с валами, рвами и крепостными стенами. Всё это диктовалось суровой необходимостью. Не будь городов, не было бы и Боспорского царства, так как греки были бы изгнаны скифами.

У греков имелись камнемётные машины и тараны, что по тем временам являлось передовой военной техникой. Скифы такой техники не имели, да она была им в степных условиях и не нужна. Однако, при осаде Херсонеса скифским царём Полаком, такие машины были скифскими мастерами изготовлены. Согласно сохранившимся до наших дней преданиям, верховные жрецы скифов имели летательные аппараты собственного изготовления. Их устройство описано в древней индийской книге «Виманикашастри», которая была издана в России до гос. переворота (1917 г.). В области духовной культуры греки оставили богатое наследие в мифологии, философии, медицине, в точных науках. Скифы после себя такого не оставили и не потому, что наследия не было, а в силу того, что по их землям прокатились многочисленные полчища кочевников-завоевателей. То же, что всё-таки осталось, было уничтожено киевским князем Владимиром, при введении христианства. Богатые археологические материалы дают право говорить о том, что у скифов была и богатая мифология, и былинный эпос. Об этом свидетельствуют искусно выполненные изображения на золотой отделке оружия богов, мифических героев, богатырей и животных. Скифы не хуже греков были осведомлены в области медицины, философии и точных науках. Так, например, известно, что один из умнейших людей своего времени, скифский врач Таксорид, посетил Грецию с целью ознакомления с её достижениями. Отметим, что культуры греков и скифов были всё же слишком разными.

Если, скажем, грекам нравились упражнения в красноречии, то скифам это казалось простым пустозвонством. Греков же коробило от заунывных скифских песен, в которых степнякам виделись пылающие зори, подёрнутые туманом камышовые балки и бескрайние просторы ковыльных степей. Одни рождались, жили и умирали в каменных городах, другие – в степях. Но и у греков, и у скифов знанием обладали лишь избранные. Основная же масса была темна, дальше суеверий не шла и была религиозна. Оба народа исповедовали многобожие, но на этом сходство их религий и кончалось. Если греки просто поклонялись богам, то у скифов были ещё и духи предков. Это была не просто религия, а религиозно-философское учение, основанное на Ведах. Что же касается военных дикостей скифов, то грек, нанизывающий скифа на копьё, смотрелся нисколько не лучше, чем скиф, отрубающий голову греку. Скифы приносили в жертву богам пленных врагов, греки же похитили у скифов Деву-богиню – деревянного истукана. Они верили, что, добившись расположения богини, они утвердятся на скифской земле, но для этого и жертвы, приносимые ей, должны были превосходить скифские. Здесь заметим, что скифы в отличие от греков, при ведении военных действий не претендовали на чужие земли. Проживая в тесном контакте в течение столетий, два народа, безусловно, оказывали влияние друг на друга. Со временем Скифия оказалась как бы поделённой на три части. К первой относились территории, входившие в состав Боспора и, на них господствовали эллинские законы.

Ко второй части относились земли, граничащие с Боспорским царством. Здесь соблюдались законы предков, существовало выборное начало, но князья уже обогатились на сборе дани с соплеменников в пользу Боспора и на посредничестве в торговле между двумя народами. Они зачастую позволяли себе нарушать вековые устои. И только удалённые от Боспорского царства территории, в пределах среднего течения Днепра и Дона, жили по законам предков. Греки умело сеяли рознь между скифскими племенами, тем самым ослабляя Скифию. Борьба скифов с греками в течение всего периода Боспора не утихала. Среди скифов выделились – Царские. Они избрали себе царя, построили столицу – Неаполь скифский, обзавелись собственной аристократией и власть царя стала наследственной, чего ранее у скифов никогда не бывало. Укрепившись между Доном и Днепром, царские скифы держали под своим деспотическим контролем степные просторы до Буга и плодородные земли до Полтавы. Все соседние с ними скифские племена были обложены данью. Человек, которому его владыка объявлял смертный приговор, умирал вместе со своими родственниками мужского пола, так как существовал закон, по которому не должна была оставаться в живых ни одна душа, решившая прибегнуть к кровной мести. Начались бунты и их жестоко подавляли. Тогда скифские племена стали откочёвывать подальше от Царских скифов в районы современных городов: Киев, Воронеж, Самара и др. Одно племя спасаясь от зверств, ушло к озеру Балхаш. На Южном Урале в это время проживали скифские племена сарматов - потомки савроматов.

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2021/05/31/1159