Еще одна журнальная вырезка из моей старой папки… На ней два мудреца идут навстречу зрителю, о чем-то умном рассуждая. Один указует пальцем вверх, к небу, другой – приземляет рукой вниз, призывая к земному. Идеалист и материалист, фигуры живые и обобщенные. И, хотя их позиции противоположны, идут они рядом, навечно касаясь друг друга…
Это – центральный фрагмент монументальной фрески гениального Рафаэля Санти, художника итальянского Возрождения. Помните? Леонардо, Микеланджело, Рафаэль – титаны человеческой Культуры…
Величественная храмовая фреска в Риме – поражает. Она содержит в себе свыше 50 фигур! А в целом – изображает мировое сообщество мудрецов, философов и ученых. Здесь и пророк Зороастр, и осужденный на смерть Сократ, и греки Диоген, Гераклит, Эпикур. Также – Архимед, Пифагор, Птоломей…
При всей несхожести философских учений, мудрецы не ссорятся, а беседуют, приводя свои доводы. Ищут в диалогах Истину. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее идея – возможность Гармонии между различными направлениями духовного поиска. Выдающее произведение эпохи Ренессанса.
Седой Платон ратует за идеальное, Аристотель – за ощутимое, практичное. Нас учили в советских школах материализму, отсекая Тонкий мир, как несуществующую выдумку. Нет ничего, кроме материи! Она первична, сознание – ее производное… А - мысли? Так это химия нейронов мозга…
Новое время требует перемены парадигмы, рождая новое мировоззрение. Идеальное и материальное – две неразрывные составляющие Мироздания. Мало того, Идеальное (Бог, Абсолют, Первоначало) - первичный творческий Принцип, от которого зависит все. Мир Идей – это Мир Высшей реальности, Первооснова, Сознание Создателя… Духовный мир строит материальный. Платон – не безумец, как нам твердили в школе. А его идеализм двинул познание к новым открытиям. К квантовой физике, к теории вакуума и торсионных полей. К изучению богочеловеческого Сознания, строящего миры…
Остается подивиться гению молодого Рафаэля, которому в период работы над фреской было всего 25 лет…