Мой журнал Николая Грязева. Чёртов мост. 12

Игорь Тычинин
 Описание битвы у Чёртова моста во многом отличается от того, что многие из нас о ней знают, от того, что мы видим на картинах, в кинофильмах.
Думаем поэтому оно и представляет интерес для читалей, предпочитающих рассматривать разные версии одних и тех же событий.
 Мост охранял французский корпус генерала Лекурба. Меньшая часть корпуса располагалась перед  мостом над глубоким ущельем, а большая за ним, по описанию Николая Грязева. Так вот, из дневника Грязева следует, что основная битва за овладением мостом развернулась перед мостом, а не на нём, и при проходе через него. Авангард русской армии князя Багратиона стремительно атаковал неприятеля, заставив его сначала отступать выше в горы. А затем отряд французов был сброшен к деревушке Оспиталь. Заметим, что в описаниях Грязева будут поражать многие названия, близкие нашему уху: тот же Оспиталь, Таверно, Госпис и другие. Капитанам Грязеву и Панова удалось выбить французов из этого селения. В котором на отдых разместились значительные русские силы. В бою были захвачены 4 французские пушки, пленных русские не брали, скидывая неприятельских солдат с гор прикладами и предоставляя их своей судьбе. По мнению Грязева в этом состояла "небесная необходимость варварского поведения" русских воинов.
 Ещё одну победу над противником одержал генерал Розенберг в долине Урзерн. После чего произошло объединение русской армии. "В один день две победы!" Пишет Грязев в дневнике, но тут же признаёт и допущенную ошибку. Наши увлеклись боями перед мостом, дав основным силам противника не только переправиться через него, но и разрушить и пожечь мост. А дальше мы узнаём и о таком интересном моменте. По ущелью под мостом текла река с прекрасным для русского человека названием. Догадайтесь с трёх раз с каким? Ладно не будем Вас томить. Река именовалась Рус!!! Ну и могли ли русские воины не покрыть себя славой в битве при переправе через неё. Грязев доставил себе удовольствие пройтись по её каменистому берегу и осмотреть полуразрушенный Чёртов мост снизу.
 Ну а дальше следует самое любопытное в его описаниях. Он пишет, что все подробности битвы за мост, известные на родине следуют из рапорта Суворова императору Павлу. В действительности дело обстояло гораздо проще. А геройство русской армии заключалось не в бою на мосту, а в том, как удалось переправить через него большую армию без потерь, имея ввиду его огромные разрушения. Противник же, понадеявшись на то, что это невозможно, отошёл от моста на значительное удаление и переправе не препятствовал. Грязев пишет, что в рапорте Государю было сказано о том, что офицеры связывали обгоревшие брёвна своими шарфами. Ничего подобного он не видел. А мост укрепляли брёвнами и досками. В результате чего переход через мост затянулся, а противнику удалось закрепиться на выбранных им позициях. По мнению Грязева, это отнюдь не умаляет заслуг русских воинов, одержавших две знатные победы над сильным врагом в тяжелейших условиях, и трудностей перевода через мост армии, в первую очередь, лошадей с вьюками и пушек.
 Кстати, лёгкие пушки были предоставлены принцу Сардинского королевства Суворову Сардинским королём. И Грязев завершает свои рассуждения тем, что без приукрашивания событий не обходится ни один подвиг. От этого он не перестаёт быть подвигом в народной памяти. Остаётся с ним только согласиться. И напомнить о том, что наш герой всё-таки находился в стороне от основных событий битвы у Чёртова моста. Он был и проявил себя геройски у селения Оспиталь. А через мост переходил уже арьергарде русских сил.
 Тем не менее, его сообщение о том, что русская армия после перехода через мост встретила неприятеля только через 10 часов после преодоления моста заслуживает внимания.

  Андрей Михайлов.  Игорь Тычинин.