Хозяин святого Иоанна Русского - начальник сипахов

Дмитрий Сыров
Из Жития святого Иоанна Русского мы знаем, что его пленили крымские татары. Через некоторое время русский солдат попал в Стамбул, и пленника купил некий Ага, военачальник турецких войск. Каких? В большинстве своем пишут про кавалерию, но есть мнения и о том, что Ага руководил янычарами.

Изучая тему, я сделал вывод, что Ага — это не имя, а титул: именно так называли военачальников и у сипахов (турецкая кавалерия), и у янычар (турецкая пехота). Мнение свое я высказал здесь.

Почему Ага — начальник конницы?
И все же: янычарами или сипахами командовал Ага? Думаю, что кавалерией. Во-первых, об этом говорит большинство авторов статей. Во-вторых, в янычары изначально брали детей-христиан и 25 лет готовили их к службе. Про то, что Ага был из христианской семьи, нигде не говорится. Значит, теоретически его могли отдать в янычары из мусульманской семьи.

Мусульманам отдавать детей в янычары разрешили лишь в 1683-м году. Прибавим 25 лет обучения. Получается, что профессиональным воином-янычаром «наш» Ага мог бы стать в 1708 году. Вряд ли за два года он бы дослужился до титула аги (напомню, что святой Иоанн Русский попал в плен в 1710-м году). Поэтому наверняка Ага делал карьеру как кавалерист.

В-третьих, у Аги было имение в Каппадокии: семья, дом, рабы, конюшня и пр. Янычары тогда были воинской кастой и, как правило, без семьи: они полностью отдавали себя воинской службе.

Кто такие сипахи, которыми командовал Ага?
В Средние века в османской кавалерии было два рода войск: легкая и тяжелая конница. К описываемым годам легкая кавалерия была распущена, и на конях воевали лишь сипахи. Кто они?

С персидского sep;h — солдат, войско. С появлением огнестрельного оружия кавалеристы стали носить облегченную амуницию, при этом качество вооружения зависело лишь от богатства воина (его имения).

Сипахи носили кольчато-пластинчатые доспехи, шлемы с бармицами и защитой лица (как вариант — шишаки), карацены и наручи, а защищались щитами-калканами. Врага били саблей, луком и копьем, а кто был побогаче, тот вооружался и пистолетами.

По статусу и порядку мобилизации сипахов можно сравнить с нашими дворянами. В мирное время они управляли своим имением, а во время мобилизации каждые 9 из 10 сипахов призывались в армию (один оставался в резерве). К месту призыва они должны были прибыть во всеоружии и с оруженосцами, при этом группа поддержки также должна была быть вооружена. Попав в полк, воины поступали под командование черибашей (ceribasi), субашей (subasi) и офицеров-алайбеев (alay bey).

Воинский труд сипахов не оплачивался. Но на государевой службе им выделялся тимар — некое доходное предприятие, с которого сипах мог получать прибыль (помимо своих имений). Когда кавалерист уходил на покой, тимар он возвращал государству (если его сын не служил в армии). И доживал свой век в своем имении.

Несколько интересных моментов:

- В 16-м веке сипахов, служащих на венгерской границе, обязали жить и служить в пограничных городах.
- В это же время в Османской империи выросла коррупция, а доходность земельных участков упала. Сипахи стали уклоняться от службы, стараясь перевести тимары в частную собственность.
- В 15-м веке сипахов было порядка 40 тыс, при Сулеймане Великолепном их численность превышала 200 тыс человек, а во времена св. Иоанна Русского их осталось чуть больше 15 тыс. На войну с Россией в 1787-м году удалось мобилизовать вообще лишь 2 тыс сипахов...
- В 1834 году кавалерия сипахов была упразднена в ходе военной реформы. Через десяток лет бывшие сипахи были включены в модернизированную регулярную имперскую кавалерию.
- От персидского слова «sep;h» произошли не только сипахи, но и спаги (французская и итальянская колониальная лёгкая кавалерия), а также сипаи (британские колониальные войска в Индии).

Еще почитать: https://vk.cc/aCvbyN