Электричество как орудие и оружие

Груздев Вячеслав
Электричество вошло в нашу жизнь настолько прочно, что поворачивая выключатель, мы уверены - оно у нас есть, и начинаем понимать, что это такое, когда оно вдруг исчезает. Но кроме бытового и промышленного применения электричество стало грозным и невидимым средством уничтожения человека.
Более 2000 лет потребовалось человечеству, чтобы понять полезность электричества, открытого в VII в. до н.э. древнегреческим философом Фалесом Милетским, пока в 1600г. придворный врач английской королевы Елизаветы I, пионер изучения магнетизма и электричества и автор самого термина «электричество», Уильям Джильберт (1544-1603), не опубликовал результаты своих исследований в своём шести томном труде «De Magnete, Magneticisque Corporibus, et de Magno Magnete Tellure» (О магните и магнитных телах, а также о Великом магните Земле), где впервые рассказал о многообразии явлений, возникающих при воздействии электричества на человека, а врач и якобинец, Жан-Поль Марат, видный деятель Великой французской революции, в 1779г. опубликовал «Памятку об электричестве в медицине», где впервые рассматривал возможное применение электричества в системе здравоохранения населения.(1)
Многие историки считают, что первым человеком, погибшим от электрического тока, был русский профессор экспериментальной физики, коллега М. В. Ломоносова,  Георг Вильгельм Рихман (1711–1753), который 06.08.1753г., проводя эксперимент на установке по исследованию атмосферного электричества в лаборатории своего дома на Васильевском острове в Петербурге, был убит грозовым разрядом. А профессор Петербургской медико-хирургической академии (ныне Санкт-Петербургская Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова) Василий Владимирович Петров (1761-1834), к сожалению, сегодня почти позабытый, академик Петербургской Академии наук, основоположник отечественной электротехники, в 1802г. при наладке гальвано-вольтовой батареи высокого напряжения, случайно коснулся оголенного токопроводящего провода в 1500 В  и …остался жив. 
В связи с этим в 1803 г. он опубликовал свой труд – «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров посредством огромной наипаче баттереи, состоявшей иногда из 4200 медных и цинковых кружков, находящейся при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии», отпечатанный» в Санкт-Петербурге, в типографии Государственной медицинской коллегии 1803 года», где впервые в истории попытался  научно объяснить этот случай, дал подробную оценку численным значениям электрического напряжения и тока, и воздействия их на организм человека.
Эта работа получила широкое признание учёного мира, начались многочисленные исследования медицинского применения электротока совместно с лекарственными препаратами для лечения человека, появились ионная терапия, ионофорез и др.
А вот француз Жюль Верн ещё в 1860-х гг. предложил казнить преступников «гуманным» и «бескровным» способом при помощи сильного электрического разряда, пропущенного через человека, но во Франции этот способ казни так и не прижился, видимо гильотина всё-таки была лучше…
Фантаст также предложил подводную лодку капитана Немо, «Наутилус», защищать электричеством.
Итак, идея применения электричества в качестве орудия казни и защиты особо важных объектов озвучена, теперь инженерам необходимо реализовать этот виртуальный проект известного фантаста.
1881г., город Баффало (Buffalo), штат Нью-Йорк, врач Альберт Саутвик случайно стал свидетелем гибели человека, прикоснувшегося к контактам электрического генератора, и был поражён быстрой и внешне безболезненной смертью. А вскоре, по его инициативе, в штате Нью – Йорк, невзирая на 8-ю и 14–ю поправки к Конституции США,  с 01.01.1889г. вступил в силу «Закон об электрической казни» как о более гуманном способе казни человека.
1890 г., электрик тюрьмы г. Оберн, округ  Кайюга, штат Нью-Йорк, Эдвин Дэвис, разработал первую конструкцию электрического стула, который 06.08.1890г. здесь же и был опробован: впервые в истории, в присутствии 17 свидетелей, был казнён 30-ти летний убийца Уильям Кеммлер, и был он убит со второй попытки переменным током, когда напряжение подняли выше 2000 В. За более, чем столетнее применение электрического стула было казнено около 4300 человек.(2)    
А в реальной хозяйственной жизни техасские фермеры, заботясь о сохранности своего стада, впервые начали применять  электрические заграждения в виде простого проволочного забора, т.е. типа «электропастуха», и это были первые электрозаграждения применённые человеком в мирных целях.
Общеизвестно, что для человека и крупных животных смертельным является электрический удар силой тока более 0,10 А при напряжении 250 и выше Вольт, и при действии более 3,0 секунд. Но уже при силе тока 0,025 А возникает эффект судорог рук и прилипания к проводнику с электротоком, человек уже не может самостоятельно оторваться от него, в связи с этим увеличивается время прохождения электротока по человеку, который и приводит к летальному исходу.
Теоретически идею использования электризуемых заграждений для военных целей ещё в 1894 г. выдвинул в своём рассказе «Не быль, но и не выдумка» русский электротехник Владимир Николаевич Чиколев (1845-1898). Он предложил изготавливать электрические изгороди из медных оголённых проводов, прикреплённых к деревянным кольям с помощью фарфоровых изоляторов, а электричество высокого напряжения подавать от стационарных электрогенераторов или от высоковольтных линий электропередач.
1857г., в Санкт-Петербурге учреждена Электротехническая Военная Школа (Техническое Гальваническое заведение), которая в 1894 г. была преобразована в Военную Электротехническую школу, началась подготовка военного персонала по электротехнике. (3) 
Первые электризуемые заграждения с наибольшей эффективностью в боевой практике, были применены русскими войсками во время Русско-японской войны 1904-05 гг. при обороне крепости Порт-Артур, где по предложению лейтенанта Николая Васильевича Кроткова (1875-1942), устраивались электрические изгороди в виде «русского забора». При этом гладкая проволока, по которой пропускался электрический ток высокого напряжения, прикреплялась к деревянным кольям с помощью фарфоровых изоляторов, по аналогии с предложенными ещё в 1894 г. В.Н.Чиколевым. Напряжение на электрозаграждения подавалось от центральной электростанции крепости. Удачное их применение особенно проявилось 26.11.1904 г., при ночном и самом интенсивном японском штурме Курганной батареи крепости Порт-Артура. В эту ночь около 150 самураев заживо сгорели на электрозаграждениях и, пожалуй, это было первое массовое истребление противника электротоком.(4)
Конечно, электрозаграждения имели свои технические недостатки, но, пожалуй, основными их достоинствами были огромные моральный и психологический эффекты, производимые на противника, которые вызывали животный страх при виде ничем необъяснимой гибели солдат, коснувшихся проволочных препятствий.
Удачное применение электрозаграждений при обороне крепости Порт–Артура, и в связи с началом Первой мировой войны, в 1915 г. на курсах в Запасном электротехническом батальоне Высшей электротехнической школы (ВЭТШ), созданной в Петербурге в 1894 г.,  был увеличен приём слушателей до 6000 унтер-офицеров и рядовых солдат, и за успешное окончание которой выпускникам вручался нагрудный знак, утверждённый императором Николаем II и Военным министром 09.06.1895 г. (5) 
После Октябрьской революции 1917 г. ВЭТШ прекратила своё существование, но уже через два года большевики  создают свою «Высшую военную электротехническую школу комсостава Рабоче-крестьянской Красной Армии» (ныне Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М.Будённого Министерства обороны Российской Федерации).
Внедрением электрозаграждений успешно занимались и иностранные военные инженеры. Например, немцами была смонтирована и подключена высоковольтная электрическая граница в виде «забора смерти» между оккупированной в 1915 г. Бельгией и нейтральной Голландией. Протяжённость этого «забора», напряжением в 2000 В, составляла  около 200 км, на котором погибло несколько тысяч мирных жителей, пытавшихся бежать в Голландию.       
Германская схема питания электропрепятствий в основном выполнялась от местных источников с использованием стандартных трансформаторов для получения 1200 В. Для быстрой сборки схемы на вооружении у них имелись специальные комплекты, куда входил набор проводов, кабелей и других монтажных материалов, а кабельную сеть укладывали в канавки глубиной 30—40 см, причём землёй засыпались только распределительные кабели, расположенные непосредственно на боевых позициях.
В годы Первой мировой войны электризация заграждений широко применялась всеми воевавшими странами: Францией, Италией, Германией – на западноевропейских фронтах; Австрией – в Галиции и Буковине; Россией – на юго-западном фронте и на рижском участке (в районе 12-й армии).
Австрийцы и немцы для электризации заграждений преимущественно пользовались стационарными установками большой мощности, а русские, французы, итальянцы применяли в основном передвижные электростанции, автомобильного и гужевого типа, относительно небольшой мощности. (6)
Начиная с 1915 г. инженерами германской армии прорабатывались вопросы электризации почвы. Однако положительных результатов опыты не дали, так как заграждения требовали большую электрическую мощность, нуждались в  частом ремонте и в огромном количестве коммутационных устройств.
Конструкции электризованных заграждений претерпели за время Первой мировой войны большие изменения и достигли к концу её значительного совершенства, а для вероятного поражения противника электрическим током был принят только переменный ток напряжением 1000-2000 В. Также широко применялась проволочная сеть электропрепятствий, беспорядочно развешенных на деревьях и кустах. Например, в лесу, на высоте 2–3 м. от земли, протягивался стальной трос, прикреплённый к деревьям на изоляторах, трос прятали в листве, к нему подвешивались тонкие, едва заметные, свободно висячие голые проволочки, не доходящие до земли около 0,5 м., и  отстоящие друг от друга на 0,2-0,3 м. К тросу подавалось высокое электрическое напряжение и проволочки становились смертельно опасными препятствиями для продвижения противника в лесу.
Но не менее опасными для жизни человека стали электрозаграждения из колючей проволоки, так называемая «колючка», впервые применённая для отпугивания животных ещё в 1863 г. кузнецом из Техаса Майклом Келли, но запатентованная 27.10.1873 г. фермером из штата Иллинойс, Джозефом Глидденом. Впервые в военных целях «колючку» применили  испанские защитники города Сантьяго-де-Куба в 1898 г., во время трёхмесячной испано-американской войны. 
Не было исключением применение «колючки» и в годы русско-японской войны 1904-05 гг., когда при обороне Порт-Артура русские инженеры впервые применили уже электрозаградительную «колючку» в виде «русского забора», представляющий из себя обычный деревенский частокол, между кольями которого натянута электропроводящая проволока.
Военные инженеры продолжали заниматься и электролизацией почвы. В середине 1930-х гг., три советских института проводили работы по созданию «непроходимых зон при помощи электризации почвы» – Харьковский электротехнический институт (ХЭИ), Военно-электротехническая академия (ВЭТА) и Научно-исследовательский институт инженерной техники РККА (НИИТ).  ВЭТА и НИИТ вели разработку на принципе изоляции почвы, для прокладки  провода, первая – резиной, второй – смесью битума и гудрона, а Харьковский институт – на принципе «голого провода». Причём в Харькове пытались разработать более экономные и тактически подвижные способы снижения необходимой мощности до параметров имеющихся передвижных электрических станций, но к началу войны 1941-45 гг. система электризации почвы так и не была полностью разработана.
Тем не менее, отдельные недостатки и недоработки не отменяли целесообразности устройства, как электрических наземных препятствий, так и электризованных участков почвы по защите оборонительных сооружений.  В качестве источников тока для таких устройств применялись специальные электрогенераторы, смонтированные как на стационарных установках, так и на передвижном транспорте. Конечно, применение штатных линий электропередач напряжением от 400 до 6000 и выше Вольт с установкой понижающих трансформаторов в защищённых пунктах, являлось самым оптимальным вариантом, но такая возможность была довольно  редкой.
Ещё в годы Первой мировой войны хорошо зарекомендовали себя войсковые передвижные электрические станции небольшой электрической мощности. Снабжение иностранных войск подобными станциями в течение  войны постоянно увеличивалось, но русская армия, к сожалению, имела небольшое их количество и то, в основном, импортного производства. Только в советское время, с созданием отечественного автопрома, у нас появились свои передвижные электростанции переменного и постоянного тока на автомобильной тяге, что позволило резко повысить оперативно-тактические возможности электропрепятствий.   
На предвоенных автомобильных трёхфазных электростанциях,в генераторном автомобиле  располагался сам электрический генератор, приводимый во вращение собственным двигателем автомобиля через встроенный механический редуктор, а во втором автомобиле располагалось электросетевое и электропусковое оборудование электрозаграждений.   
В 1934 г. в CCCР был построен первый в мире энергопоезд мощностью 700 кВт на базе тепловоза, состоящий из нескольких вагонов, в которых располагалось машинное оборудование и распределительные устройства высокого и низкого напряжения и два таких энергопоезда в 1937 г. поступили на вооружение по заказу Инженерного управления Красной Армии.
Это были первые передвижные электростанции на высокое напряжение - 6 кВ.  Мощность имеющихся трансформаторных подстанций колебалась от 30 до 100 кВа, а зная сопротивление электрозаграждения, как электрической нагрузки, которое обычно составляет от 2,0 до 600 Ом на 1,0 погонный км, можно было выбрать электрическую мощность источника тока, и все устройства можно было разбить на несколько групп по электрической мощности, и тем самым выполнить проекты уже самих электрозаграждений, что давало возможность их унифицировать по размеру и назначению применения, и тем самым удешевить производство. Именно такие проекты позволили весьма быстро решить задачу по созданию нескольких рубежей электрозаграждений в обороне Москвы.
Если кратко, то электропрепятствия предназначены для усиления оборонительных рубежей и являются средством поражения живой силы противника, и могут быть следующих типов: 1. противопехотные из колючей проволоки (все виды проволочных заборов и сетей); 2. малозаметные из тонкой проволоки сетки, пучки проволоки и т. п.); 3. комбинированные, например, забор из колючей проволоки и близко расположенное малозаметное препятствие; 4. специальные виды (электризованные участки воды и почвы). 
Электропрепятствия первых трёх типов (1,2,3) поражают при непосредственном контакте с ними, а специальные же виды (4) могут поражать при приближении к ним. В зарубежной  и отечественной литературе упоминается около десятка различных конструкций электропрепятствий, на которые, в основном, подаётся высокое напряжение от 400 до 3000 В. Наиболее часто применяемые электропрепятствия: водные препятствия – это берега рек, озер, рвы, овраги, наполненные водой, где электродом, на который подаётся высокое напряжение, является изолированный провод; лоток – этот вид электропрепятствий в основном применяется на сухой открытой местности – в поле, на лугах, здесь человек погибает от шагового напряжения; русский забор – этот тип электропрепятствий может применяться на любой местности и круглогодично;  заборы с линейным напряжением и с заземлением, в основном применяются зимой; забор вертикальная сетка применяется круглогодично и представляет из себя три ряда деревянных кольев высотою 0,7 м и с расстоянием между рядами 0,3-0,4 м, а по фронту – 20 м; сетка типа ВЭТА устанавливается как на льду, так и на снегу.
Как следует из этого перечня, электрозаграждения могут быть самых различных типов и их применение определяется видами боя, временем на установку, наличием необходимых материалов и средств. Также в Первую мировую войну австрийцы и немцы применяли разнообразные электризуемые препятствия. Они при помощи специальных устройств выбрасывали тонкие тросы, которые покрывали значительную поверхность земли. К этим тросам подводилось высокое напряжение от передвижной автомобильной высоковольтной электростанции. В связи с сыростью земли наблюдалась большая утечка электрического тока, что приводило к резкому снижению поражающей способности электрозаграждения, но вскоре земля подсыхала и утечка уменьшалась, повышался электрический потенциал в земле, что вело к увеличению его разности между ног бегущего или переползающего противника, и к его поражению. Тем самым электризация любого вида заграждений позволяет увеличить силу препятствия, сделать заграждения активным, невзрывного действия средством обороны.
Но если есть активные средства поражения противника, то должны быть методы и средства защиты от них.
Например, наученные горьким опытом войны 1904-05 гг.,  японцы издали подробное практическое «Наставление по полевой фортификации японской армии»,* в котором говорится об огромном моральном воздействии на противника электропрепятствий, и что именно напряжение 3000 В максимально эффективно, а также приведены различные инструментальные и визуальные обнаружения и ликвидации электрозаграждений.(7)         
1939 год, очередная Мировая война уже началась в Европе, стремительно приближаясь к нашей стране, и в ночь на воскресение, 22.06.1941г., вероломно пересекла её границу. Менее, чем через месяц 29-я моторизованная дивизия из группы Гудериана ворвалась в Смоленск, тем самым открыв дорогу на Москву, а это 400 км…
16.07.1941г. Государственный комитет обороны (ГКО) принимает решение о срочном строительстве Можайской линии обороны Москвы.   Воскресным утром, 20.07.1941 г., в ГКО поступила записка заместителя начальника Главного военно-инженерного управления Красной Армии (ГВИУКА) генерал-майора инженерных войск Ивана Павловича Галицкого о строительстве электропрепятствий на подмосковном оборонительном рубеже, в которой предлагалось построить комплекс электропрепятствий общей протяжённостью с севера на юг Московской области, более  230 км, из них: 164 км – надземных проволочных электропрепятствий (колючая проволока, проволочная сеть), 11 км – водных электропрепятствий, 55 км – участков электризованной почвы.(8)
 В правительстве это предложение поддержали, тем более им было известно, что в Зимней войне 1939-40гг. финнами на линии Маннергейма, были применены электрозаграждения, имеющие высокую  эффективность поражения живой силы.  Поэтому 02.08.1941г. ГКО издает распоряжение № 373сс, «О создании на оборонительном рубеже «полос электризации почвы» и противопехотных заграждений», в котором предписывает ГВИУКА немедленно приступить к созданию оборонительного рубежа полос электризации почвы и противопехотных заграждений с использованием стационарных силовых установок и линий электропередач Московской энергосистемы.
_________________________
* «Наставление…, было переведено на русский язык и опубликовано Государственным Военным издательством Наркомата обороны Союза ССР в 1940 г., когда Европа уже была в огне Второй мировой войны.   В свою очередь командование Красной Армии издало «Пособие для изучения полевого устава японской армии (в вопросах и ответах), часть 2, Воениздат НКО СССР, М.: 1941, где особое внимание было уделено изучению основ электротехники, а также применяемых типов электрозаграждений, методам их разведки и разрушения.


Этот рубеж электропрепятствий для усиления Московского стратегического плацдарма должен был войти в оборонительную линию и проходить по линии Хлебниково – р. Клязьма – Сходня – Нахабино – Перхушково – Красная Пахра – Домодедово. Один из её участков огибал деревни Нефедьево, Козино, Желябино, пересекал Волоколамское шоссе западнее Нахабино, шёл по левому берегу р. Истра и заканчивался за Павловской Слободой, Хлебниково (ныне г. Долгопрудный) – Подольск, а сама оборона Москвы строилась как многополосная и глубокоэшелонированная система, к созданию которой советские инженерные войска срочно приступили, и на работу им отводилось всего лишь 16 недель.
К 25.09.1941г. первая очередь электрорубежей протяжённостью в 140 км была введена в строй, где были построены 35 подземных трансформаторных подстанций, созданы поля с  управляемыми и не управляемыми минами, а основные работы завершились уже к концу октября 1941г.
Применённые электрозаграждения представляли собой четырёхрядный противопехотный забор из колючей проволоки, укреплённой на деревянных столбах, внутренний ряд которых, из оголённых проводов, ставился под высокое напряжение и подвешивался на изоляторах или на резиновых вставках. Подземные трансформаторные подстанции получали напряжение от высоковольтной сети «Мосэнерго».  Управление электрозаграждениями Подмосковья выполнялось с диспетчерского пункта «Мосэнерго», находящемся в Москве, в бункере станции метро «Площадь революции».
На схеме системы электрозаграждений  Московского рубежа обороны, показаны трансформаторные пункты и высоковольтные линии электропередачи к электрозаграждениям.(9) 
Как следует из этой схемы система электрозаграждений в Подмосковье работала следующим образом: от крупного источника электроэнергии, расположенного в центре Москвы, по воздушным линиям электропередач (ЛЭП), напряжением 35 кВ и выше, электроэнергия подавалась к четырём местным понижающим трансформаторным подстанциям,  каждая из которых по трём подземным питающим кабелям подавалось напряжение к самим электрозаграждениям. Для повышения надёжности электропитания электрозаграждений местные подстанции высокого напряжения имели между собою кольцевую электрическую воздушную связь по напряжению 35 кВ и выше.

1941 год для советского народа и его вооружённых сил стал годом испытаний, но в конце года свершилось чудо, которое по сей день удивляет многих историков: почти уничтоженная Красная Армия, отбросив врага от Москвы, разгромив его под Сталинградом и захватив в свои руки стратегическую инициативу под Курском, в мае 1945 г. победно завершила эту дьявольскую войну…
Но это было в конце тяжелейшего для Красной Армии пути, а пока нужно было собирать новые силы для будущих побед. Известно, что в начале войны военно-инженерные войска Красной Армии, понесли огромные потери как в живой силе, так в материально-техническом отношении. Опыт первых месяцев войны показал, что для успешной борьбы против танковых и моторизованных соединений противника необходимо иметь мощные подвижные инженерно-технические формирования, специально подготовленные к быстрому устройству массовых заграждений.
В связи с этим Ставка Верхового Главнокомандования в конце ноября 1941г. вводит запрет на использование не по назначению инженерных войск, что позволило военным инженерам активно заняться своим так нужным в боевых действиях делом. 

Об электрозаграждениях под Москвой много сказано и написано, что, к сожалению, этого не скажешь про оборону Ленинграда. Уже ушли из жизни участники этих событий, но разрозненную информацию ещё можно найти в некоторых архивах, музеях Ленинграда, Москвы и в Интернете.
Например, в своём блокадном дневнике директор Ленинградской городской ТЭЦ-5 «Красный Октябрь» (ныне  – Правобережная ТЭЦ ОАО «ТГК-1») Абрам Михайлович Маринов, писал: (11)

25.07.1941г. … «Прошёл партийный актив города. Выступали К.Е. Ворошилов и А.А. Жданов. Рассказали о тяжёлом положении на фронте, об образовании ряда органов обороны Ленинграда и необходимости создания неприступных оборонительных рубежей на подступах к городу. Всем ленинградским хозяйственным и партийным организациям предложено переключиться на работу для фронта. Приехав с актива, И.П.Карась (управляющий «Ленэнерго») сообщил, что перед нами поставлена задача — разработать систему электропрепятствий на оборонительных линиях. «Ленэнерго» поручило непосредственное организационно-техническое руководство этим делом мне. Не знаю точно, с чего начать, а на составление плана дано всего пять дней.

31.07.1941г. Несколько суток работали днём и ночью, продумывая предстоящее мероприятие. Владимир Евстафьевич Мануйлов и другие специалисты в области заземлений непосредственно участвуют в разработке электропрепятствий на оборонительных рубежах. Сегодня ночью И.П. Карась докладывал Комиссии при Военном совете Северо-Западного фронта о проектируемых сооружениях в двух вариантах: на рубежах р.Луги и у Красногвардейска (ныне Гатчина). Принят предложенный нами вариант на р. Луге — около Толмачева. В работе военной комиссии, возглавляемой секретарём Ленинградского горкома партии А.А. Кузнецовым, принимали участие кроме энергетиков учёные, работники промышленности, строители. Не было в комиссии военных, а ведь решался вопрос о выборе рубежей.

24.09.1941г.  «Много воды утекло» за эти полтора-два месяца. На р. Луге нам не удалось использовать электропрепятствия, хотя и работали, не жалея сил, день и ночь. Несколько десятков работников кабельной сети и других организаций «Ленэнерго» сооружали подстанции и питающие линии, прокладывали проводники в инфузорной земле. Армейские части не смогли вовремя предупредить наши отряды о необходимости срочной эвакуации. В результате большая группа наших товарищей попала в окружение. Судьба многих из них так и осталась неизвестной. По указанию командования фронтом мы немедленно переключились на сооружение электропрепятствий у г. Красногвардейска (Гатчина). Здесь мы успели, и эти сооружения сыграли свою роль. Когда немецкие части, переходя в атаку, попали в полосу «шагового напряжения» и начали валиться с ног, психологический эффект оказался весьма сильным, это внесло панику в стан врага и ободрило наши измотанные части, находящиеся в обороне. Так нам передавали военные товарищи, наблюдавшие эту картину, и мы испытывали удовлетворение за свой труд».
Кроме технической задачи по вводу электропрепятствий в эксплуатацию, военные выполняли задания и по захвату пленных. Это было необходимо не только для уточнения мест дислокации немецких войск и планов врага, но и чтобы узнать каким электрическим сопротивлением обладают сапоги немецких солдат, чтобы выставить оптимальное убойное напряжение для получения смертельного шагового напряжения.
Срочно, старшим инженером Центральной Энерголаборатории «Ленэнерго» Галиной Емельяновной Бурцевой, были составлены «Руководящие указания по проектированию, приёмке и эксплоатации электропрепятствий» и согласованы с главным инженером Центральной Энерголаборатории «Ленэнерго» Алексеем Ивановичем Горшковым, но без утверждения главным инженером «Ленэнерго» Усовым Сергеем Васильевичем, (видимо была весомая причина). (12)
Этот документ ранее нигде не опубликовывался и был случайно обнаружен Быстровой Наталией Ивановной, директором Музея истории энергетики Северо-Запада, при недавнем разделе музея «Ленэнерго» на несколько музеев.

В этом довольно ветхом документе всего 17 страниц текста, 5 справочных таблиц и 11 поясняющих рисунков, даны подробные технические указания по проектированию, приёмке в работу и по эксплуатации электропрепятствий, которые были изготовлены и применены при обороне Ленинграда работниками «Ленэнерго». Трудно установить время создания этого документа, но можно предположить, что был он составлен летом 1941г., так как из дневника Маринова А.М. следует, что в пятницу, 25.07.1941 г., он получил от управляющего «Ленэнерго» задание на разработку плана по электропрепятствиям, на которое отводилось 5 дней, т.е. до среды, 30.07.1941г. А в ночь на 31.07.1941г. уже управляющий докладывал Комиссии при Военном совете Северо-Западного фронта о выполненной работе. Видимо в эти дни и было составлено это «Руководящее указание…».
К проектированию были привлечены специалисты энергосистемы «Ленэнерго», Ленинградского физико-технического института им. А.Ф.Иоффе, высоковольтных и кабельных сетей, срочно была создана Центральная Энерголаборатория «Ленэнерго», а разработку основного документа для проектирования, приёмки из монтажа и эксплуатацию разработанных электропрепятствий, в эти же дни, и было поручено старшему инженеру Энерголаборатории Бурцевой Г.Е., которая блестяще справилась со своей работой, создав этот документ, за что получила медаль «За отвагу». В «Руководящем указании…»  приведена масса справочно-расчётных данных, которые с успехом можно применять и сегодня при проектировании и эксплуатации электропрепятствий.      
В свою очередь в системе инженерных заграждений 79-го укрепрайона 42-й армии 13-м электротехническим батальоном (ЭТБ), 2-й отдельной инженерной бригады спецназначения Ленинградского фронта (ОИБр. СН. ЛФ) под командованием капитана Грицая, было установлено около 14 км электропрепятствий и разработана краткая, на 3-х страницах, «Инструкция по применению электризованных препятствий…»13, которая ссылается на 8 не отмеченных в прилагаемых к ней ни на одной из двух секретных карт-схем  участков проволочных электропрепятствий, (видимо были ещё и другие документы), расположения системы электрозаграждений в городской черте Ленинграда, и относились они к концу мая 1943г. Также в Приложении №1 «Инструкции…» приведены цифровые переговорные шифры и пароли для управления электропрепятствиями.
Другие документы, относящиеся к ленинградским электрозаграждениям, к  сожалению, мною не были обнаружены ни в Музее истории энергетики Северо-Запада (кроме случайно найденного «Руководящего указания…» Бурцевой Г.Е.), ни в Музее энергетической блокады Ленинграда, ни в Музейном комплексе Петербургского электротехнического университета, ни в Военно–историческом музее  артиллерии, инженерных войск и войск связи в г. Санкт-Петербурге.
В битве за Ленинград исключительное значение имела внутренняя оборона города как система оборонительных и предупредительных мер по отражению врага, и примером тому служит защита Дома Советов, (и ныне расположенный на Московской площади в Ленинграде, Московский проспект, 212), так как в сентябре 1941г. в этом, 50-ти метровой высоты здании, были расположены узел обороны и наблюдательный пункт командования артиллерией Ленинградского фронта, а в 1944 г. расположилось командование Ленинградского фронта.
 
Для снабжения блокированного Ленинграда продуктами питания и промышленными товарами с 11.1941г. по 03.1943г. работали две Военно-автомобильные дороги - ВАД № 101 и ВАД № 102, которые ещё называли «Ледовая дорога жизни»,  а для её защиты между деревней Ганнибаловкой, находящейся в 5 км на севере от г. Шлиссельбурга и в 3 км от побережья Ладожского озера, и маяком Бугровый, что на западной оконечности мыса Бугры, в километре от Новоладожского канала, на протяжении 10 км, были установлены электрозаграждения, выполненные из спирали Бруно и сетки типа П-5, что позволило обезопасить транспортную артерию от попыток врага ее нарушить. 
Летом 1943г. состоялось закрытое техническое совещание военных инженеров-электриков 13-го ЭТБ и специалистов «Энерголаборатории», где с докладом выступила инженер, начальник «Энерголаборатории» Г.Е.Бурцева, в котором она ещё раз подтвердила, что диапазон рекомендованных напряжений для питания электропрепятствий лежит от 220 до 3000 В, а значения поражающего электрического тока лежат в пределах от 0,030 до 0,10 А, и напряжение в 300 В можно считать уже смертельным для человека. (14)   
Отсюда следует, что за два года войны, применяемые электропрепятствия, зарекомендовали себя весьма эффективными невзрывными инженерными сооружениями, сдерживающие наступательный порыв противника, и как следует из краткой легенды электрозаграждений, расположенных по тылам 42-й Армии, оборонявшей Ленинград, и обслуживаемых 1-й ротой 13-го ЭТБ, особенно активными были их применения в 3-х районах Ленинграда: Московском, Кировском и Володарском, и представляли собой электризованный проволочный забор и электризованную почву.
Из «Краткой легенды электрозаграждений, расположенных по тылам 42-й Армии…»  проволочные электрозаграждения в виде «русского забора» применялись в Московском и Кировском районах Ленинграда общей протяжённостью около 8,0 км, а корытного исполнения в Володарском районе имели протяжённость более 2,0 км. Все эти электрозаграждения обслуживались 2-й ротой 13 ЭТБ. (15)
Из той же «Краткой легенды…» можно сделать вывод, что суммарная протяжённость электрозаграждений, расположенных по тылам 42-й Армии с августа 1941 г.  и обслуживаемых 13-м ЭТБ, составляла более 33 км, а корытного типа - около 4 км. Проволочные заграждения имели от двух до пяти рядов колючей проволоки с оголёнными проводниками для электрического поражения.
 
А под Красным Селом, в деревне Телези, что в 30-ти км южнее Ленинграда, бригада из пяти ленинградских электриков «Ленэнерго» в течение нескольких дней сдерживала наступление врага, удачно применив электропрепятствия во влажном грунте. (16)
Обычно, где были электрозаграждения, враг не проводил активной разведки, он просто их давил танками или рвал кошками, крюками, привязанными к корпусу танка, поэтому советскими военными инженерами были приняты дополнительные меры обороны, особенно против танков противника. Чтобы сделать электрозаграждение противотанковым было предложено перед ним, на земле, на расстоянии равным половине корпуса танка, на земле раскладывать металлическую сетку, в которой прятали тротиловый заряд массой 10-15 кг, один провод от детонатора заряда подключали к заземлителю, а другой к контактному проводу, и при наезде танка на сетку, находящуюся под напряжением, происходило замыкание цепи через корпус танка на землю, что приводило к взрыву заряда под днищем танка и к его уничтожению. 
Для разведки и защиты человека от электрозаграждений во время боевых действий ещё в 1930-е гг. советские военные инженеры активно вели работы по созданию специальных индивидуальных средств защиты.
Например, группой студентов и инженеров, руководимой полковником Александром Константиновичем Шубниковым, преподавателем электротехники Ленинградского Краснознамённого высшего инженерного училища им. А.А. Жданова, был разработан и опробован в работе защитный костюм из медной проволочной сетки. (17)
 Этот специальный комбинезон из медной сетки применялся для разведки и преодоления проволочных электрозаграждений, и позволял за короткое время выполнять проходы без ущерба для жизни человека под напряжением до 5000В.
В основном эти работы выполнялись в ночное время, когда противник подавал высокое напряжение на электрозаграждения для собственной безопасности.
За годы Великой Отечественной войны военно-инженерными войсками Красной Армии было введено в действие около 8800 электрозаграждений. (18)
Применяют электрозаграждения и сегодня, в основном в качестве пограничных заграждений и при охране особо важных объектов. Например, еще в 1956 г. Франция, на алжиро-тунисской границе, установила электрозаграждения, а Израиль, в начале 2000-х гг., установил более, чем 700 километровый разделительный барьер высокого напряжения, отделяющий его от  Западного берега реки Иордан, где в качестве защиты от палестинских террористов применяет высокое напряжение.
Но, в основном, все электрозаграждения имеют контактное действие, поэтому разработки электрозаграждений, воздействующих на противника не летально, бесконтактно и дистанционно, являются особенно актуальными. Например, работы по созданию таких заграждений активно ведутся в Военном институте (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).  По предварительным расчётам энергозатраты на такие бесконтактные электрозаграждения могут составить не более 4,0 кВт на 1,0 погонный км. в режиме «поражения», и до 0,1 кВт в режиме «ожидания». Простой и надёжный такой комплект может стать надёжным средством защиты объектов особой важности, а также личного состава силовых структур в зонах вооруженных конфликтов.(19)
В заключение можно сказать, что в течение нескольких столетий военные инженеры искали пути укрощения энергии электричества, добиваясь её эффективного использования, как в мирных, так и в военных целях, и которая, в виде электрических заграждений, успешно показала себя в боевых действиях, и по сей день продолжает активно применяться для охраны особо важных объектов.
_________________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Как считают многие историки науки и техники, самое древнее литературное упоминание об электрических и магнитных свойствах материалов содержится в древнекитайском литературном источнике IV в. до н. э., названным в честь его автора, Гуй Гу Цзы,  (буквально, «Мудрец Долины Призраков».
2. «Лучше бы топором рубили». Как в США впервые казнили на электрическом стуле. //Интернет-ресурс: https:// «Лучше бы топором рубили».
3. Ишимов С.Л. и др. Гордость академии. Военно-исторический журнал. №2, 2020. С.52-61
4 Четвёртый штурм крепости. Гибель эскадры. //Интернет-ресурс: http://militera.lib.ru/h/sorokin_ai/13.html. 
5 Нагрудный знак об окончании офицерской электротехнической школы. // Интернет-ресурс: http://cris9.auers.ru/rossimperia_oetsch.htm.
6  Кравченко Г.В. и др. Історичні аспекти. Історiя розвитку засобiв в вiйськовоi енергетики. Системи озброєння і військова техніка, 2010, № 4(24).
7  Наставление по полевой фортификации японской армии 1938 г. Перевод с японского. М.: Гос. воен. издат. Наркомата обороны Союза ССР, 1940. – С.33-34
8 Кириллов Ю.Н. Энергетики Мосэнерго в годы Великой Отечественной войны. Электрические станции. №5, 2005. С.7-8.
9 История электризуемых заграждений (ЭЗ). //Интернет-Ресурс:http:// pikabu.ru/story/istoriya_...zagrazhdeniy…
10  Там же.
11 Маринов А.М. //Интернет-Ресурс:https://prozhito.org/notes?date=-01-01
01&diaries=   
12 Архив Музея истории энергетики Северо–Запада, арх. №4, 20.03.1967г.
13 Инструкция по применению электризованных препятствий на рубеже обороны  79 УР 42 Армии, установленных 13-м ЭТБ 2-й ОИБр. СН. ЛФ. Сайт: lendot.ru Фортификация Ленинграда. Документы. Архив.   
14 Там же.
15 Там же.
16 Груздев В.Б. и др. Подвиг ленинградских энергетиков в годы блокады 1941-44гг. – Вопросы истории. - №4, 1985. С.100-108.
17 Экспозиция Военно–исторического музея  артиллерии, инженерных войск и войск связи», г. Санкт-Петербург.
18 Бей немца электротоком! // 19 Электризуемые заграждения неконтактного принципа