Уроки Снежинки. Шахматные погружения 22-25. Уголки

Алексей Ратушный
Предварительные замечания здесь ! Кликайте!
Погружения 1-5
Погружения 6-10
Погружения 11 - 15
Погружения 16-21

Погружение 22
Фигурки животных. Играем в уголки! Коровку ставим в первый угол доски. Телёночка ставим во второй угол доски. Передвигаем фигурки пальчиком по одной клеточке за «ход». Слово «ход» не произносим. Сказка: «Пошла коровка искать своего телёночка! Ведь его надо покормить» Перемещаем их друг за другом по четырём углам доски передвигаясь строго по краю доски. Коровка никак не может догнать телёночка. Тогда она его зовёт: «Мой малыш! Мой малыш! Почему же ты шалишь? К тебе мамочка идёт, молочка тебе несёт!» В какой-то момент малыш начинает сам перемещать фигурки друг за дружкой. А потом начинает вслед за вами двигать телёночка навстречу маме. И когда они «встречаются» сказка заканчивается, фигурки возвращаете в коробочку. Смотрите мультфильм «Золотые шахматы».

Погружение 23
Фигурки солдатиков. Играем в уголки. Двух солдатиков ставим в два противоположных угла доски по диагонали. Кто быстрее дойдет до другого угла!? Начинаете перемещать их поочередно, как в прошлой игре перемещали коровку и телёночка. Приговариваете: «Раз!», «Два!», «Три!»… и так далее для обоих солдатиков. Траектория движения по краю доски, например: а1-а8, h8-h1. Естественно, что выигрывает тот, кого начинаете перемещать первым. Но пока малыш этого не регистрирует. Смотрите, как он повторяет Ваши маневры. Хвалите каждое удачное движение. В этих микроиграх ваша похвала для малыша важнее всего остального. Он её ждёт! Завершаете игру похвалив солдатика-победителя и свою малютку. Мультфильм «Золотые шахматы».

Погружение 24
Фигурки шахматные. Играем в уголки. По углам ставим по одной ладье на угол – две белых и две черных. Берем монетку (1 копейка). Орёл – пропуск хода. Решка – единичка. Фигурки передвигаем строго по краю доски по часовой стрелке. Когда белая ладья встаёт с черной ладьёй на одно поле. Чёрная ладья снимается – её срубили. Когда чёрная ладья встаёт на одно поле с белой – белая ладья снимается – её срубили. То есть активная фигура срубает пассивную. Если две ладьи одного цвета оказываются на соседних клетках, ход делается ладьёй, идущей «впереди». Так перемещаются «по кругу» обходя углы доски до полного уничтожения одного из цветов. Завершаем мультфильмом «Золотые шахматы».

Погружение 25
Фигурки шахматные. Играем в уголки. В каждом углу стоит ладья. Между двумя белыми ладьями стоит чёрный король. Между двумя чёрными ладьями стоит белый король. Выставляя, здороваемся с каждой фигуркой. Сегодня играем именно королями, подбрасывая по очереди монетку. Выигрывает тот король, который быстрее съест обе ладьи на своей стороне. Король перемещается по горизонтали из угла в угол, то есть не покидает своей горизонтали, двигаясь то вправо, то влево. Ладья обращается к подошедшему Королю: "Не руби меня! Я расскажу тебе Сказку!" Король отвечает: "А сказку ты мне расскажешь, когда я лягу спатки в свою кроватку". По завершении игры смотрим мультфильм «Золотые шахматы»

Примечание:
Использование монетки вместо кубика
Вообще монетка демонстрирует два базовых состояния фигур на доске: состояние "хода" и состояние "не хода". Монетку лучше всего подбрасывать над пиалкой, глубоким блюдцем или даже кружечкой. Тогда она никуда не закатывается и не сбивает фигурки на доске. Важно, чтобы малыш начинал сам подбрасывать монетку. Это вызывает у него бурю восторга. Главный риск - следить, чтобы он не тащил монетку в рот, ибо всегда есть риск случайного проглатывания и даже вдыхания. Правда на моей памяти при мне такие события не имели места, но у коллег случалось. Впрочем скорая помощь может легко продемонстрировать фото рентгена, когда в легких оказывались и такие фигурки как король или ферзь. Хотя наиболее опасен конечно конь. Поэтому родители должны чётко контролировать всю игру и не допускать отвлечения ведущие к потере контроля над ситуацией.