Марадона

Константин Жибуртович
25 ноября в возрасте 60-ти лет скончался аргентинский футболист и тренер Диего Армандо Марадона.


Отлично помню, как с интересом прочёл эту статью* в лучшем, на мой вкус, спортивном издании России. Было это в дни Мундиаля в ЮАР-2010, где я отчаянно топил за Аргентину.

Согласившись с автором во многом, я никак не изменил своего субъективного восприятия Марадоны. Можно сказать, конечно, что он являлся кумиром босоты и одновременно олицетворял извечную русскую мечту, начиная со сказок об Иванушке на печи – как жить так, чтобы у меня всё было, чтобы я творил абсолютно всё, что захочу и мне за это ничего не было.

Но суть мне всегда виделась в ином. Искусство и через его язык Мир меняет не Арсен Венгер с интеллигентными упрёками о временах и нравах эпохи Марадоны. Венгер лишь доводит до огранки уже открытые законы бытия. И со ста попыток ни разу не выигрывает Лигу Чемпионов с Арсеналом, как ни печально.

Марадона для футбола явился тем же, кем Сократ для философии, Бодлер для поэзии, Робеспьер для революции. Нормальность и норма там и близко не ночевали. Это невозможно, если ты берёшься расширять границы дозволенного. Прокладывать ту колею, по которой много позже двинутся иные, а эстеты изящно сформулируют её философские постулаты, начисто позабыв, что когда-то на месте этой дороги был непроходимый лес.

Марадона – лучшее доказательство утопии о равенстве людей. Его нет, от сотворения мира и замысла о каждой уникальной личности. И весь социальный гуманизм лишь в том, что каждый, кто честно трудится, должен быть обеспечен насущным.

Марадона – это тот, кому дана свыше привилегия: Ему можно, а вот вы даже и не пробуйте повторить. Что дозволено Юпитеру, то…

Завидовать, кстати, нечему. В конце пути к гению с ужасным нравом и сердцем вечного ребёнка будут те вопросы, которые «простой смертный» не услышит на любом, самом пристрастном, суде.

Слишком многое было дано. Слишком тяжела была ноша. И всего-то 60 лет.

RIP, Диего


*Текст статьи из журнала PROСПОРТ доступен на моей личной странице в Facebook