Собакина, Марфа Васильевна

Людмила Коншина
Собакина, Марфа Васильевна
Собакина, Марфа Васильевна
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Марфа Васильевна Собакина
Мар;а Васильевна ;Собакина;
Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина
Скульптурная реконструкция по черепу С. А. Никитина
3-я русская царица
28 октября — 13 ноября 1571
Предшественник Мария Темрюковна
Преемник Анна Колтовская
Рождение 1552
Коломна, Русское государство
Смерть 13 ноября 1571
Александровская слобода
Место погребения Вознесенский монастырь (Москва)
Род Собакины, Рюриковичи
Отец Василий Степанович Собакин Большой (или Старший)
Мать неизвестно
Супруг Иван IV Грозный
Дети нет
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Собакина.
Царица Ма;рфа Васи;льевна, урождённая Соба;кина[1] (ум. 13 ноября 1571) — третья жена Ивана Грозного, бывшая его супругой лишь 15 дней, дочь коломенского дворянина.

Семья
О происхождении Марфы и о её семье известно мало, причём существуют разночтения. Сохранились сведения, что этот худородный дворянский род происходил из-под Коломны. Её отцом был Василий Степанович Собакин Большой (или Старший)[2], хотя Таубе и Крузе ошибочно называют им новгородского купца Григория Собакина.

Род выдвинулся после женитьбы царя, однако после кончины Марфы снова исчез из виду[3]. Как пишет Б. Н. Флоря, «когда царь в октябре 1571 года отпраздновал свой брак с Марфой, отец жены, Василий Степанович Собакин, был пожалован боярским саном, дядя, Василий Меньшой, стал окольничим, двоюродный брат царицы, Каллист, — царским кравчим, другой сын Василия Меньшого, Семён, — царским стольником».

Варлаам Собакин Меньшой после смерти Марфы был пострижен в монастырь. Двоюродные братья Марфы также пострадали — как отмечает Б. Н. Флоря, «не прошло и двух лет, как Каллист и Семён Собакины были обвинены в том, что „хотели чародейством извести“ царя и его детей, и были казнены вместе со своим отцом».

Указывается, что Малюта Скуратов, судя по всему, приходился Марфе Собакиной дальним родственником[4].

Смотр
Марфа была выбрана в жёны царю после традиционной процедуры смотра невест (1571 год). Это был 2-й смотр, устроенный царём, вдовевшим уже 2 года, и 3-й на Руси вообще. Другая его участница — Евдокия Сабурова, была отдана в жены царевичу Ивану. На него по переписи дворянских «девок» в 1570 году было собрано около 2 тысяч девушек, из которых было отобрано сначала 24, потом 12 девиц.

« Скучая вдовством хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги... Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12... долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочёл всем Марфу Васильеву Собакину [...], в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богдановну Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами. (Карамзин) »
В записках немцев Иоганна Таубе и Элерта Крузе, сохранились сведения об этой процедуре. Когда девушек привозили на смотрины, царь «входил в комнату <…> кланялся им, говорил с ними немного, осматривал и прощался с ними». По свидетельству немцев, последнюю дюжину девушек осматривали уже обнажёнными. При этом присутствовал врач-англичанин Элизеус Бомелиус, выпускник Кембриджа, приехавший на службу в Россию, причём «доктор должен был осмотреть их мочу в стакане»[2].

Как значилось в приговоре Священного собора:

« «...о девицах многу испытанию бывшу, потом же царь надолзе времяни избрал себе невесту, дщерь Василия Собакина»[4]. »
Свадьба
Обручение состоялось 26 июня 1571 года, но наречённая невеста вскоре тяжело заболела и начала «сохнуть».

Брак, тем не менее, состоялся 28 октября 1571 года в Александровской слободе, поскольку 41-летний царь «положа на Бога упование, любо исцелеет».

На свадьбе свахами были жена и дочь Малюты Скуратова, а его дружками — сам Малюта и его зять Борис Годунов. Вероятно, именно Малюта «лоббировал» выбор данной невесты[4]. Известно, что мероприятие было весёлым — из Великого Новгорода прибыли целая ватага скоморохов и подводы с ручными медведями — для царской свадебной потехи. Через неделю, 4 ноября, свадьбу сыграл царевич Иван Иванович, помолвленный в один день с отцом.

Уже после смерти Марфы, добиваясь права заключить запрещённый церковью 4-й брак (с Анной Колтовской, занявшей на том же смотре «2-е место»), в третий раз овдовевший Иван клялся духовенству, что из-за болезни невесты и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой — темные силы дьявольские «воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сущу… и тако ей отраву злую учиниша». Высшее духовенство особым приговором подтвердило, что брак не был консуммирован, так как венчанный муж девства невесты «не разрешил».

Смерть
Царица Марфа скончалась через 15 дней после свадьбы. Как и в случае с первыми двумя жёнами Ивана, Анастасией Романовной Захарьиной и Марией Темрюковной, ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении и вызвала гнев Ивана. Официально было объявлено, что Марфу извели ядом: «Дьявол воздвиже ближних многих людей враждовати на царицу нашу, ещё в девицах сущу… и тако ей отраву злую учиниша». По некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек, в том числе трое двоюродных братьев Марфы казнены «за чародейство». Отец Марфы Василий Большой Собакин насильственно пострижен в монахи.

Существовало несколько кандидатур на роль того, кто «извел» невесту ядом. По одной из версий, это были родственники либо первой жены царя, либо второй — Романовы или Черкасские. По другому предположению, какое-то «зелье» Марфе передала её мать, заботясь о её «чадородии». В записках «О Московии» Даниил Принц фон Бухау писал: «В третий брак он вступил с одной боярыней, которая умерла, когда выпила какое-то питье, пересланное ей матерью чрез придворного (с помощью этого питья она, может быть, хотела приобресть себе плодородие); за это и мать, и придворного он казнил»[5].

Духовная грамота царя Ивана Васильевича (июнь-август 1572 г.) упоминает покойных Марфу и Марию Темрюковну с просьбой царевичам Ивану и Федору поминать их: «А что, по грехом, жон моих, Марьи да Марфы, не стало, и вы б жон моих, Марью да Марфу, а свои благодатныя матери [Анастасию Романовну Захарьину],ЗАХА;РЬИНА-Ю;РЬЕВА (За­харь­и­на-Кош­ки­на) Ана­ста­сия Ро­ма­нов­на (2.10.1531 или 1532, или 1533 – 7.8.1560, Мо­ск­ва), пер­вая рус. ца­ри­ца (с 3.2.1547), пер­вая же­на Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го. Из ро­да За­харь­и­ных-Кош­ки­ных. Впер­вые упо­мя­ну­та в 1542/43 в ду­хов­ной род­ной тёт­ки по от­цу, кн. А. Ю. Ро­мо­да­нов­ской. По­сле смер­ти от­ца, Р. Ю. За­харь­и­на-Юрь­е­ва, в февр. 1543 вос­пи­ты­ва­лась ма­те­рью Уль­я­ной. По сви­де­тель­ст­ву «Ле­то­пис­ца на­ча­ла цар­ст­ва...», в ка­че­ст­ве не­вес­ты бы­ла вы­бра­на са­мим ца­рём. Вен­чал их митр. Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Ма­ка­рий в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. Их де­ти: Ан­на Ива­нов­на (10.8.1549–20.7.1550), Ма­рия Ива­нов­на (17.3.1551–1551), Дмит­рий Ива­но­вич (окт. 1552 – 6.6.1553), Иван Ива­но­вич, Ев­до­кия Ива­нов­на (28.2.1556 – июнь 1558), Фё­дор Ива­но­вич. Не­од­но­крат­но со­вер­ша­ла обет­ные па­лом­ни­че­ст­ва, в т. ч. пеш­ком (в Трои­це-Сер­ги­ев мон. в сент. 1548), и осо­бые мо­ле­ния (напр., вме­сте с му­жем у гро­ба прп. Ни­ки­ты в Ни­кит­ском мон. Пе­ре­яс­лав­ля ле­том 1553 при воз­вра­ще­нии из по­езд­ки по сев. мо­на­сты­рям, во вре­мя ко­то­рой по­гиб её сын Дмит­рий).

Со­про­во­ж­да­ла му­жа в «по­хо­дах по мо­на­сты­рям»: в Трои­це-Сер­ги­ев мон. (февр. 1547, июнь 1548; дек. 1552 – для кре­ще­ния Дмит­рия), мо­на­сты­ри Цен­тра и Се­ве­ра стра­ны (май – июнь 1553), вновь в Трои­це-Сер­ги­ев мон. и в пе­ре­яс­лав­ский Ни­кит­ский мон. (сент. 1556) и др. По­сле по­се­ще­ния мо­на­сты­рей не­ред­ко сле­до­ва­ла за ца­рём в объ­ез­дах ближ­них и даль­них цар­ских ре­зи­ден­ций, двор­цо­вых сёл, охот­ничь­их уго­дий (1548, 1556), в по­езд­ках по во­ен­но-по­ли­тич. де­лам (ле­том – осе­нью 1559 в Мо­жайск). Уча­ст­во­ва­ла в при­двор­но-цер­ков­ных це­ре­мо­ни­аль­ных «встре­чах» и «от­пус­ках» чу­до­твор­ных икон (св. Ни­ко­лы Ве­ли­ко­рец­ко­го в авг. 1556, Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» и др. об­ра­зов из Нар­вы в авг. 1558).

По ини­циа­ти­ве ца­ря и его ок­ру­же­ния по­ве­де­ние вен­це­нос­ной па­ры по­сте­пен­но при­об­ре­та­ло пуб­лич­ный, эти­кет­но-нор­ма­тив­ный ха­рак­тер с ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вых форм об­ще­ния и преж­них тра­ди­ций. На­ча­ло Ка­зан­ско­го по­хо­да 1552 со­про­во­ж­да­лось офиц. по­се­ще­ни­ем Ива­ном IV по­ко­ев З.-Ю., об­ра­щён­ной к ней ре­чью, пла­чем ца­ри­цы и ещё од­ной ре­чью ца­ря к ми­тро­по­ли­ту с прось­бой-по­ру­че­ни­ем иметь по­пе­че­ние о всей его се­мье. Как ца­ри­ца З.-Ю. рас­по­ря­жа­лась чле­на­ми Го­су­да­ре­ва дво­ра, нёс­ши­ми свою при­двор­ную служ­бу при ней, вклю­чая лиц с дум­ны­ми чи­на­ми. Под её при­смот­ром и управ­ле­ни­ем на­хо­ди­лись ряд мас­тер­ских и про­из­водств в сис­те­ме двор­цо­во­го ве­дом­ст­ва.

Брак ца­ря с З.-Ю. при­вёл к карь­ер­но­му рос­ту её близ­ких род­ст­вен­ни­ков (клан род­ных и двою­род­ных её брать­ев, близ­ких к ним лиц был осо­бо влия­те­лен в 1548–54, а за­тем уже по­сле кон­чи­ны З.-Ю.), од­на­ко са­ма она за­мет­ной по­ли­тич. ро­ли не иг­ра­ла. Во вре­мя мар­тов­ско­го кри­зи­са 1553 (в дни тя­жё­лой бо­лез­ни ца­ря часть пра­вя­щей эли­ты со­би­ра­лась при­ся­гать ста­риц­ко­му кн. Вла­ди­ми­ру Ан­д­рее­ви­чу, а не мла­ден­цу ца­ре­ви­чу Дмит­рию Ива­но­ви­чу) З.-Ю. по при­сяж­ной гра­мо­те кн. Вла­ди­ми­ра Ан­д­рее­ви­ча по­лу­ча­ла не­ко­то­рые пра­ва опе­кун­ши. Эти нор­мы и воз­мож­ные вла­стные пре­ро­га­ти­вы в слу­чае смер­ти Ива­на IV по­лу­чи­ли де­таль­ную раз­ра­бот­ку в май­ской кре­сто­це­ло­валь­ной за­пи­си кн. Вла­ди­ми­ра Ан­д­рее­ви­ча, со­став­лен­ной по ре­ше­нию Ива­на IV в свя­зи со смер­тью ца­ре­ви­ча Дмит­рия Ива­но­ви­ча и ро­ж­де­ни­ем ца­ре­ви­ча Ива­на Ива­но­ви­ча. Ста­риц­кий князь дол­жен был со­гла­со­вы­вать с гл. опе­ку­ном, т. е. З.-Ю., ед­ва ли не ка­ж­дый свой шаг и при ма­лей­шем со­мне­нии до­но­сить на свою мать – кн. Ев­фро­си­нию Ан­д­ре­ев­ну, под влия­ни­ем ко­то­рой он на­хо­дил­ся.

По­след­ние 1,5–2 го­да жиз­ни З.-Ю. тя­же­ло бо­ле­ла. Иван IV по­сле раз­ры­ва с А. Ф. Ада­ше­вым и Силь­ве­ст­ром об­ви­нял их в том, что они «не­на­висть зель­ну воз­двиг­ли на на­шу ца­ри­цу». По слу­хам, она скон­ча­лась от от­рав­ле­ния (ис­сле­до­ва­ние её ос­тан­ков ско­рее под­твер­жда­ет их, не­же­ли оп­ро­вер­га­ет: в кос­тях об­на­ру­же­на ано­маль­но вы­со­кая кон­цен­тра­ция не­ко­то­рых ртут­ных со­еди­не­ний). Бы­ла по­хо­ро­не­на в Воз­не­сен­ском жен­ском мон. Мо­с­ков­ско­го Крем­ля. В 1929 сар­ко­фаг с пра­хом З.-Ю. пе­ре­не­сён в под­клет Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра. поминали во всем по тому, как аз уставил, и поминали бы есте их со всеми своими родители незабвенно»[6].
https://bigenc.ru/domestic_history/text/1989549
Захоронение
Царицу похоронили рядом с предыдущей женой царя — Марией Темрюковной (в Вознесенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря у западной стены храма; после сноса храма останки в 1930 г. перенесены в Архангельский собор).

Надпись на крышке саркофага:

«В лето 7080 ноября в 14 день государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси преставис благоверная и христолюбивая царица великая княгиня Марфа на памят святаго апостола Филипа на первом часу дни»[7].

Исследование останков Марфы, проведённое в 1990-е годы, не выявило ядовитых металлов и прочих устойчивых веществ; это, впрочем, не исключает использования растительного яда, не поддающегося химическому анализу[3].

Существует легенда, что во время вскрытия гробницы царская невеста лежала в гробу бледная, но как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала под землёй 360 лет. Однако в течение нескольких минут её лицо почернело и превратилось в прах[4]. По утверждению Т. Д. Пановой, эта легенда ничего общего с действительностью не имеет[3].

В саркофаге также был обнаружен хорошо сохранившийся головной убор — волосник, украшенный вышивкой, и уникальный стеклянный кубок итальянской работы на серебряном поддоне, не имеющий аналогов в музейных собраниях России[3].

В 2003 году криминалист С. Никитин восстановил по её черепу скульптурный портрет.

В искусстве
Истории Собакиной посвящена пьеса Л. А. Мея «Царская невеста» (1849); спустя полвека по пьесе Мея написана одноимённая опера (1899) Н. А. Римского-Корсакова, которая в свою очередь экранизирована в 1965 году.
В пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич» и в поставленном по ней фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Марфой Васильевной зовут жену Ивана Грозного. Эта героиня не похожа на хворую царскую невесту. Роль Марфы Васильевны в фильме исполнила Нина Маслова.
Иван Грозный (телесериал) (2009) — Дарья Щербакова.
Ссылки
На сайте imdb
Примечания
 Встречается ошибочный вариант Сабурова, возникший по неизвестным причинам, возможно, из-за смешения благодаря сходству первых слогов, а также существованию других жен-Сабуровых в царской семье — Соломонии у отца Ивана Грозного и Евдокии у сына.
 Т. Панова. Та самая царская невеста // Наука и жизнь
 [rosvesty.ru/1897/culture/?id=3424 Жизнь и смерть первых русских цариц // Российские вести. 26 декабря — 1 января 2007 № (47)1897]
 [militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2007]
 Иван IV Васильевич Грозный по рассказу имперского посла Даниила Принца фон Бухау. Конец XVI в. Архивировано 14 марта 2016 года.
 Духовная грамота царя Ивана Васильевича
 Панова Т. Д. Погребения на территории Кремля. 196. Некрополи Московского Кремля. Руссист (2003). Дата обращения: 27 марта 2011.
[показать];
Жёны Ивана Грозного
[показать];
Русские царицы
;;   Тематические сайты
The Peerage
Словари и энциклопедии
Брокгауза и Ефрона
Генеалогия и некрополистика
WikiTree · WeRelate

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Список проблемных ссылок[показать]
Категории: Родившиеся в 1552 годуРодившиеся в КоломнеУмершие 13 ноябряУмершие в 1571 годуПерсоналии по алфавитуЖёны Ивана ГрозногоПохороненные в Вознесенском монастыре Московского КремляСобакины   3-я русская царица
28 октября — 13 ноября 1571
Предшественник Мария Темрюковна
Преемник Анна Колтовская
Рождение 1552
Коломна, Русское государство
Смерть 13 ноября 1571
Александровская слобода
Место погребения Вознесенский монастырь (Москва)
Род Собакины, Рюриковичи
Отец Василий Степанович Собакин Большой (или Старший)
Мать неизвестно
Супруг Иван IV Грозный
Дети нет