Аннотации на произведения

Валерий Скибицкий
                РАССВЕТ

Сергей курсант военно-морского училища выбирает офицерский путь. Выбор осложняется отсутствием друзей и педагогов, способных подсказать Сергею его предназначение. Он постоянно борется со свой заносчивостью и эгоизмом. Сергей побеждает в этой борьбе. Ведь в тесном пространстве лодки, он открывает неведомые ему качества у простых курсантов и членов экипажа. Сергей учится у них. Они вместе помогают герою произведения сделать правильный вывод, о том что подводный флот это не только предназначение, а его религия и судьба.   
 
                БИРЮСА

Сергей молодой лейтенант начинает службу на атомной гвардейской подводной лодке. Он не жалея себя осваивает лодку и особенности службы на ней, что бы влиться в экипаж. В памяти подводников еще стоит недавняя авария, унесшая десятки жизней, после которой лодка восстанавливается на заводе. Люди еще не отошли от шока, экипаж расслаблен. Сергей волей случая вынужден возглавить борьбу с пожаром за спасение плавбазы, на которой разместились экипажи подводных лодок. Переживая за свои непрофессиональные действия, Сергей, как может, организует борьбу за живучесть, попадая в нелепые ситуации, но до конца борется и с аварией и с вопиющей несправедливостью. Из них он, благодаря поддержке сослуживцев, выходит закаленным и уверенным в своих силах.

                ШАПКА

Сергей с друзьями подводниками служит на самых современных атомных лодках. Его мечтой, является поступление в военно-морскую академию, наступление которой он целенаправленно приближает. Однако карьера Сергея неожиданно оказывается под угрозой из-за нелепого случая. Сергей обвиняется в краже шапки. Главный герой не придает случившемуся большого значения и в результате терпит одно поражение за другим. Чем больше усилий он прилагает к доказательству абсурдности обвинения, тем убедительнее становится его «мнимая» вина. В результате даже его лучшие друзья черствеют и отворачиваются от него. Сергей не понимает, что виной всему прогнившая система, источник рабской недоверчивости и раздора между людьми, ведущая их к потере духовности и действиям, выражающимся в принципе «ты мне - я тебе». И лишь когда Сергей осознает и принимает правила этой игры, ему, наконец, удается нащупать зыбкую опору среди друзей, позволяющую приблизится к осуществлению своей мечты, но неправедным путем, и в итоге потерпеть внутреннее моральное поражение.

                НА СКАЛЕ

Валерий, офицер подводник. В короткие дни отдыха от службы он попадает в нетипичную экстремальную ситуацию - оказывается на откосе береговой скалы, забраться на вершину которой он не в состоянии. Валерий снисходительно относится к своим друзьям, считая, что его небольшой опыт службы дает ему преимущество над сослуживцами. Гордыня и упрямство заставляют его лезть дальше наверх. Безрассудно, рискуя жизнью, лишь для того, что бы доказать свое мнимое превосходство он загоняет себя в безвыходную ситуацию. Но друзья и даже малознакомые ему подруги являются действительно передовой частью советской молодежи и оказываются более чуткими, чем сам герой. Они недолюбливают заносчивого Валерия, но не оставляют его в беде и в итоге спасают его рискуя собственной жизнью. А Валерий в этой ситуации ощущает истинную ценность жизни, вопреки жертвенности, навязываемой пропагандой, и выносит так необходимый для его взросления, урок человечности.

                ИНОСТРАНКА

Парторг Сергей и экипаж их подводной лодки набирает опыт плаванья, когда в стране уже начинает проявляться недостаток всего отечественного – от джинсов и маек, до сложных приборов и высокотехнологичной аппаратуры, закупаемой за валюту. Параллельно, в душах подводников, идет процесс постепенного размывания советских моральных ценностей и замена их западными. Осознавая это, Сергей вступает в противостояние со старшим помощником, но инстинктивно чувствуя его правоту, бросается в другую крайность Он сходится с иностранкой Фаридой, исповедующей противоположные - восточные ценности. Однако Фарида погибает, тем самым как бы доказывая Сергею необходимость сохранения отечественных моральных устоев, за потерю которых герой и его друзья расплачиваются сполна.

                ЗИНУЛЬКА

Сергей с друзьями во время пика холодной войны осваивает лодку нового поколения – лучшую их истребителей американских ракетоносцев. Он, уже принят в военно-морскую академию. Остается выбрать спутницу жизни – ленинградскую жену Лену, или камчатскую подругу Зинульку. На борьбу с подводной стихией и на познание сложной техники уходят все его силы и время. И лишь иногда Сергей отвлекается, пытаясь сделать окончательный выбор между своими женщинами. Когда же любовь к Зинульке, как и прочный корпус его лодки, выдерживает испытание глубиной, Сергей оказывается не в силах, увезти Зинульку на большую землю, так как океанская бездна напоминает ему о высокой цене морского братства. Сергей остается с Леной, и много лет сожалеет об утерянной любви.

                ГКЧП. ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ.               
                МЯТЕЖНЫЕ ДНИ ИЛИ ЗАПИСКИ ОФИЦЕРА.

Рассказ, представляет собой хронологические заметки о днях ГКЧП и событиях предшествовавших путчу, глазами простого морского офицера из Ленинграда, которые постоянно ставят его перед дилеммой - выполнить воинский долг или оправдать свое бездействие. Это рассказ о том, как под влиянием поздней советской действительности, идей и событий перестройки постепенно нивелировалось милитаризированное сознание героя, которое заставило его сделать нравственный выбор в пользу гражданского мира.

                ТОРМОЗ

Сергей Александрович преодолевая жизненные трудности наконец достигает пика карьеры научного работника – становится доктором наук и начальником отдела. Однако настоящего удовлетворения от научного поиска он не находит. Он так же терпит неудачи в семейной и личной жизни. Сергей Александрович борясь со своей низкой самооценкой, лишь бродит на задворках науки, и даже в зрелом возрасте не может найти свою музу. Не успевая за качественными изменениями в науке он не понимает что причиной этого является отсутствие гармонии в отношениях мужчины и женщины. Неожиданно для себя герой выясняет, что настоящее удовлетворение от творческого труда возможно только при наличии любви. Он отчаянно ищет выход сложившегося положения, но в результате неправильного выбора жизненных приоритетов, теряет не только свою любимую, но и саму жизнь.
               
                НЯНЯ

Сергей Александрович на склоне лет приезжает в деревню своего детства, которая увы находится уже в другой стране. Сергею Александрович хочет увидеть свое гнездо, откуда он начал свой путь и понять свою личную роль и предназначение в жизни родного края. Он страдает от того, что всю жизнь прожил вдали от малой родины и ни разу не помог ей.  Случайно первой кого он здесь встречает мистическим образом, оказывается его няня. Ее образ напоминает Сергею Александровичу о нелегкой и одновременно обычной судьбе, как самой няни, так и родителей героя, а также его односельчан и других простых советских людей, ныне разделенных границами. Образ няни, простой  и одновременно мудрой женщины, заставляет его  глубже задуматься над смыслом жизни и происшедших в стране переменах. Встреча с няней убеждает героя в тщетности попыток  понять и изменить течение своей жизни, предначертанное судьбой.

                СУШЕНЫЕ ГРУШИ И СКЛОНЕННЫЕ ВЕРБЫ

Рассказ представляет собой отрывочные воспоминания о детстве Сергея Александровича, проведенном в конце  50-ых годов в Западной Белоруссии. Об наиболее ярких эпизодах и нравственных уроках, которые он вынес из отношений своей матери и отца к людям из чуждой социальной среды, характеризующейся извечным противостоянием западной и восточной культуры. Он сравнивает женский, приспособленческий, и мужской, напористый, подходы к выживанию во враждебной католической среде. И на подсознательном уровне понимает, что ни тот ни другой не принесут ему успеха в родном краю. Поэтому Сергей делает свой выбор в сторону России и навсегда покидает свою малую родину.
 

                АТОМНАЯ ТРЕВОГА

В своей памяти Сергей Александрович возвращается ко временам пика холодной войны, когда будучи мальчиком, его незрелое сознание, заполненное советской пропагандой, ждало атомного нападения непосредственно на его родную деревню. Сергей неадекватно реагирует на объявления по радио и со своей младшей сестрой прячется в подвале местной школы. Сергей страшится наказания отца, якобы за выбитое окно, но отчетливо понимает, что он мелкий трус и виноват перед всем миром и сестрой, прежде всего за угрозу ее жизни. Но Танюша не выдает брата отцу, одерживая верх в споре за первенство, а угрызения совести преследуют Сергея Александровича всю его жизнь.

                КЭМБЛ

Сергей Александрович вспоминает свой конфликт со старшиной класса во время обучения в военно-морском училище. Даже в глазах лучшего друга Сергей выглядит не правым, затеяв конфликт с старшиной. Но на самом деле он ощущает творящуюся по отношению к нему и другим курсантам несправедливость со стороны старшины и пытается противостоять произволу. В этой борьбе он казалось бы одерживает моральную победу, но увы уже после смерти своего обидчика. Впоследствии он не раз возвращается к этой истории, всякий раз давая ей взаимоисключающие оценки, что убеждает его в относительности всякой истины.
 

                КОРОНАВИРУС. ЗАПИСКИ ДИЛЕТАНТА.


Автор, Сергей Александрович, исследует проблему коронавируса, точнее её социальный аспект. Будучи не в силах понять глубинную суть проблемы, он ведет случайный и несистематизированный дневник, пытаясь уловить хотя бы осколки её проявления. Но изучить такое масштабное и многоплановое явление, как коронавирус, находясь на небольшом временном и интеллектуальном расстоянии, априори невозможно. Автор безуспешно борется сам с собой и неизбежно попадает в плен личных иллюзий, ведущих его к естественной смерти.

                ИННОВАЦИИ

Сергей Александрович, бывший моряк-подводник. Уже десять лет работает на предприятии ВПК. Пишет никому не нужные отчеты по инновациям. Его работа не интересная. Потому что на предприятии собственно инноваций все меньше. Сергей Александрович вспоминает свою жизнь в науке и технике и собственные инновации. От раннего детства, до преклонных лет. Будучи не в силах заглянуть в будущее, он мечется между прошлым и настоящим. А когда осознает в чем проблема, оказывается не способным изменить заведенный порядок вещей. И только надежда на лучшие дни родного предприятия поддерживает его в этой жизни.

                ЛЮДИ С УКРАИНЫ И С ДОНБАССА

Рассказ, представляет собой краткое описание знакомых автора, Сергея Александровича, - уроженцев Украины и Донбасса. На бытовом уровне он не замечает разницы между ними. Но с точки зрения теории разделения наций, разница между ними настолько существенная, что этого не видит только слепец. Причем осознание личности внутри новой, зарождающейся нации определяется не столько исходной национальностью, сколько соотношением степеней индивидуализма и толерантности.  Автор выступает за объединение славянских народов, что противоречит текущей фазе развития естественно-исторического процесса и потому обречен на поражение. 
 
                СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ, МЫСЛИ О БУДУЩЕМ

В рассказе описаны события специальной военной операции (СВО), как их подают СМИ с российской стороны. Показаны реакции автора, а так же его знакомых, на события СВО. События противоречивые и трагичные. Автор долго не может сформировать своё личное отношение к операции. Остатки положительных чувств к украинству улетучиваются у автора в связи с угрозой "укров" здоровью и жизни человечества, и возможностью аварии на Запорожской АЭС. Таким образом автор одерживает моральную победу над силами зла.
               
                НЕАНДЕРТАЛЕЦ

Антон Александрович недавно отметил своё семидесятилетие. Он понимает, что жизнь по сути прожита. Здоровье и остатки жизни быстро покидают его тело. Появляется одиночество, возрастает неуверенность в своих силах. Социально, как и все неандертальцы, он не сумел адаптироваться к жизни. Во имя спасения души, он пытается подвести итоги.  Но ничто не останавливает  стремительное старение, даже прошлый опыт общения с синантропами. Ведь они представляют собой старую расу. Однако случайно, в метро, Антон встречает потрясшую его до глубины души, молодую кроманьонку - черную женщину. Её образ вселил в Антона жажду к жизни. Напитавшись от кроманьонки молодой энергией, герой рассказа одерживает внутреннюю победу над самим собой. Теперь он готов жить и бороться до конца.