Нет пророков в своём отечестве

Владимир Лядев
                Нет пророков в своём Отечестве.

Смысл этой фразы с годами так затёрт, что нуждается в некоторых комментариях. Насколько я понимаю, в своё время Иисуса Христа нашего люди вначале не воспринимали, отвергали его учение, считая, что великое и божественное не может исходить от такого же, как и ты, рядом живущего. Этим даром мол наделены только те, которые где-то, что-то и как-то , но только не у нас и  не среди нас. По этой причине мы порой можем жить с необыкновенным человеком, замечать его необычность, но принимать это как само собой разумеющееся и обыкновенное. А зря! Порой доходит до абсурда, когда понимают, что надо было говорить о талатливых людях тогда, когда они нуждаются в признании их одарённости, а не тогда, когда их нет уже рядом.
 Об одном, удивительно скромном человеке, щедро одарённым Господом нашим, который работает в Маньковской средней школе, я и  хочу рассказать.               
 Это учитель филологии Кравцова (Муштоватая) Светлана Ивановна. Умная, обладающая великолепным музыкальным слухом и прекрасными вокальными данными, утончённой интелегентностью, которую так редко теперь встретишь, она не только профессионал своего дела, но к тому же и прекрасный поэт.
Судьба свела нас ещё в далёком 1985 году, когда Светлана совсем ещё девчонкой пришла работать в Ростовскую специальную школу для несовершенных правонарушителей, в качестве пионервожатой. В то время я работал в должности заместителя директора по воспитательной работе и поэтому в прямом смысле этого слова заставил, подающую большие надежды вожатую, поступить в педиститут. Когда Светлана приезжала с сессии, всегда итересовался её успехами, задавая шутливый вопрос: «Ты со щитом, иль на щите?»
Годы промелькнули так незаметно .Мы со Светланой Ивановной уже почти четверть века, как работаем в своей родной Маньковской средней школе, в  которую когда-то и сами бегали учениками. Совсем недавно Светлана Ивановна отметила свой Юбилей (Ну очень круглая дата, особенно в жизни женщины.) Я думаю, все кто знает Светлану Ивановну , поздравят её с Юбилеем, пожелают здоровья, счастья любви, а так же творческих успехов.                Светлана никогда свои стихи не афишировала, да и писала она их как бы случайно , считая что это не главное и ,поэтому, не заслуживающее внимания дело.  Увидев такое отношение к ним, я как-то сказал: «Светлана, не будешь возражать, если я твои стихи когда-то опубликую?»                А собирал я их много лет, и посвящены они были разным событиям. Да и написаны были они на разнообразных  листочках, даже на промокашках! А теперь, после компьютерной  обработки, приобрели то, что свойственно таланту—прелесть  мысли, облачённой в прелесть рифмы.


Вот стихи, которые автором были набросаны, в буквальном смысле, к своему Юбилею.

Так вот незаметно и уходит время…
Кажется, недавно , а прошли года.
Все проблемы, ссоры, пропуски уроков.
Даже огорченья ушли вдруг без следа…
Вспоминаю лица, бантики, косички,
Жалобы, раздоры, слёзы иногда.
Милые улыбки, взгляды, огорчения
В памяти остались, пожалуй, навсегда.
Я всегда старалась быть чуть-чуть построже,
Заходила твёрдо, глядя грозно, в класс.
Только почему-то, лукаво улыбаясь,
Дети говорили: «Вы добрая у нас.»
Всякий раз хотелось их на путь наставить,
Объяснить, что надо посерьёзней быть.
Что влюбляться можно, только вот при этом
Как-то за уроки тоже не забыть.
Говорила строго, обещала много,
Ставила отметки за плохой ответ.
Все сидели молча, только шёпот тихий:
«А, у вас сегодня настроенья нет?»
И в душе теплело, и опять прощала,
Вновь предупреждала, что в последний раз.
Сколько раз так было …  Пролетело время.
Кажется недавно, а прошли года!
Все проблемы, ссоры, пропуски уроков,
Даже огорченья ушли вдруг без следа.


Сколько себя помню, никогда не было у Светланы Ивановны тщеславия, в отличии от некоторых моих коллег. Даже заявление на получение высшей профессиональной категории написал за неё сам, при этом не оставив ей никакого выбора , кроме как продолжать обучение и затем сдать экзамен на профпригодность специалиста высшей категории.
Реакция на это последовала в следующих стихах:

Весна, спецшкола, спальный корпус.
Я робко захожу в огромный кабинет.
«Учиться думаешь?»- спросил начальник
И, строго посмотрев, ждал положительный ответ.

Ростов, экзамены, квартира.
И лица незнакомые кругом…
Вернулась. Замдиректора встречает:
«Ну, что, ты на щите иль со щитом?»

Я долго думаю. Не понимаю смысла.
Смотрю и отвечаю наугад.
Конечно ошибаюсь. Мне неловко.
А этот дядя, видно, только рад.

Он мне казался взрослым и солидным,
И, если честно, просто стариком.
Что 33-это совсем не возраст,
Я поняла, но только лишь потом.

Мне 43. И снова шеф-директор,
(Он, кстати, стал моложе, не старик.)
Опять меня отправил на учёбу.
Ну, видимо, командовать привык.

Ростов, экзамен, нервы и защита.
И лица незнакомые кругом..
Теперь я знаю точно, как ответить:
«Не на щите явилась, со щитом!»


Конечно, не мог не сохранить стихи, которые Светлана Ивановна посвятила мне лично, в разные, но памятные для меня  годы жизни.
К 50-летию.
Ах, как быстро пролетают «золотые» дни.
И хорошим и плохим мечены они.
И печалью, и тревогой, и слегка слезой,
Пониманием, заботой, радостью, бедой.
Иногда вдруг понимаешь, что прошли года.
Ну, и Бог с ним, пусть проходят. Это не беда!
«Если дети, если внуки, дом большой и сад-
Значит, жил совсем не зря» - так люди говорят.
Да и здраво так подумать : -50 всего,
А в душе лишь 18, больше ничего!
А энергии запала хватит на троих,
Столько веры, оптимизма нет у молодых.
Если думать всё о прошлом, над годами млеть,
Не дожив до 30-ти можно умереть!
Надо жить и верить в счастье, не считая дней.
Ждать весны, любви, газеты, или новостей.
Любоваться солнцем, небом, радугой ,травой…
Не завидовать соседу, не кривить душой.
Не рубить с плеча, подумать, можно помолчать.
А потом, решив проблему, заново начать.
Да, бывают огорченья: мол, прошли года…
Ну и Бог с ним, пусть проходят, это ерунда.
«Если дети, если внуки, дом большой и сад-
Значит, ты живёшь не зря!» - так люди говорят.
Да и здраво так подумать- 50 всего!
А в душе лишь 18, больше ничего!


К 55-ой годовщине.

Ночь. Лежу в саду на раскладушке,
Аромат цветов вдыхаю.
Глядя в небо звёздное, о жизни размышляю.
Думаю, что главное в этом мире бренном?
Стоит ли карабкаться или жить смиренно7
Всё ль от Бога дадено или я правитель!?
Праведник, заступник, маг и исцелитель!?
Я привстал немного, огляделся…Боже!!!
Небо, звёзды, звёзды… И я - такой ничтожный!
Всё былое разом показалось малым.
И я вновь задумался о самом-самом главном.
Вдруг звезда упала, как свеча погасла…
Сколько люди в жизни тратят сил напрасно!
Ссорятся, скандалят - нервы на пределе.
Суетятся, бегают, думают о деле.
Всё спешат, торопятся, жизнь летит как птица.
Нам бы приглядеться, чуть-чуть остановиться…
Вновь звезда упала, как свеча погасла.
Жить на свете трудно и всё-таки прекрасно!


Невольно ощущаешь магическую глубину поэтического таланта и особый лирико-поэтический изыск в стихотворении Светланы Ивановны ,написанного для бывшей жительницы с.Маньково,  давно уже проживающей на Урале,  Лопаткиной Екатерины

Тебе, сестра моя родная,
Я привезла сердечный свой привет.
Полынь степей донского края
И утра южного рассвет.
Медовый запах солнечного лета,
Прилив хрустальный Калитвы-реки,
Кусочек неба голубого цвета,
И звёзд сиянье, Уральским зимам вопреки.
Собрала в горсть плоды калины красной,
Садов весенних сладкий аромат
И полевых цветов букет прекрасный,
Маньковский нежно-розовый закат.
Всё это собирала по крупицам,
Чтобы тебе на праздник привезти.
Ещё тепло души, сердец родни частицу,
И чувство нескончаемой любви.


А эти стихи С.И.Кравцова написала от моего имени моей дорогой жене Нине в день её Юбилея.

У нас сегодня праздник,
Сегодня юбилей
У самой лучшей женщины,
У Ниночки моей.

Мы вместе с нею прожили
Считай уж 40 лет,
Делили огорчения
И радости побед…

Годы, как мгновения,
Летят судьбе назло.
А мне мою любимую
Всё ж встретить повезло.

Ещё за партой в школе
Её приметил я.
Но только через годы
Сбылась мечта моя.

Таким же днём осенним,
Но много лет назад,
Был просто ослепительным
Свадебный наряд.

Желали много счастья,
Здоровья и детей.
И Ниночку родную
Я смог назвать своей.

А дальше, словно в сказке,
Сбылась моя мечта.
Мне моя любимая
Сына родила.
И снова в доме счастье
И снова пир горой,
В семействе пополнение:
Родился сын второй…

Растили, жили, строились.
Крутились, как могли.
В любви, заботах, радостях
Все 40 лет прошли.

И как-то вроде не жили,
А внучки во дворе
Дедушку и бабушку
Копируют в игре.

Смотрю порой украдкою
На милую жену,
Как редко говорю ей
О том, что я люблю.

Люблю её походку,
Морщинки и глаза.
Люблю, когда смеётся.
Когда блестит слеза.

Роднее и прекрасней
Я просто не встречал.
Она -мой вдохновитель.
Мой жизненный причал.

И пусть проходят годы,
Но каждый юбилей
Цвети, моя любимая,
Живи и молодей!

Как- то в школу на праздник 8-е марта был приглашён ансамбль «Добрые молодцы». Солист ансамбля Лопаткин Сергей по ходу событий сочинил дружеский шарж на директора школы, намекая на мою лысину:
30 девушек прекрасных
Чредой из стен выходят старых
А Черномор их без волос
Всё тянет лямку на износ.
На вид он явно не старик
Но лучше б он одел парик
И среди «Молодцев» запел
Тогда б он явно преуспел.

На что Светлана Ивановна мгновенно ответила беззубому в то время Сергею:

В словах Сергея есть резон,
Но если б вставил зубы он, запел бы как Кобзон.

 А на презентацию моей первой книги у поэта реакция была незамедлительна:
 
Поклонник верный мой и почитатель,
Романтик страстный, детских душ кумир,
Директор строгий, физик – вдруг писатель,
Решивший покорить литературный мир.

И пусть порой грамматика хромает,
И отзывы не стопроцентно хороши,
У творческих людей всё гладко не бывает.
Оценят позже, если пишешь от души.