Сатана правит бал - 4

Галина Айзенштадт
  После того, как Александр Лукашенко озаботился патриотическим воспитанием молодежи, Председатель Совета республики Наталья Качанова пригласила к себе министра образования Игоря Карпенко м Митрополита Вениамина, чтобы, по ее словам, "непростая работа по воспитанию подрастающего поколения была более эффективной".
  В стране есть организация, которая должна непосредственно этим заниматься - Белорусский республиканский Союз Молодежи, учрежденный еще в 1991 году вместо комсомола, но странным образом в эти горячие месяцы после президентских выборов о БСРМ ничего не слышно, даже на митингах и акциях в поддержку Лукашенко.
  Судя по тому, что Качанова пригласила министра образования и митрополита, воспитание молодежи решено строить по-иному. Министр образования доложил, что между Министерством и БПЦ "сложилось традиционное взаимодействие" и подписан договор.
  В школах - с первого по восьмой классы - "внедрены курсы "Основы православной культуры", на экспертизе курс для старшеклассников.
  Митрополит Вениамин, в свою очередь, заметил, что после встречи с Лукашенко "увидел, что можно сделать еще больше". Надо ориентировать молодежь не только на получение образования и достижение личного успеха. Все это, безусловно, важно, "но, вместе с тем, важно, чтобы они любили Родину".
  Об этом накануне на встрече с министром обороны Виктором Хреновым говорил сам Лукашенко, негодуя по поводу "деструктивных сил, которые пытаются раскачать страну".
  "Или не просто раскачать, а опрокинуть. Мы видим, как один из основных недостатков в этой ситуации отсутствие настоящего патриотизма, особенно у наших мужиков. Прежде всего, у тех, которые не прошли службу в Вооруженных силах, которые не пробовали этого хлеба.
  Правда, есть и среди прошедших, но это единицы. Поэтому в патриотическом воспитании у нас большой пробел, его надо ликвидировать. Каким образом мы это будем делать?".
  Наталья Качанова предложила свой "действенный" сценарий, а министр обороны Виктор Хренов объявил, что в Бресте, на базе Брестской крепости, вскоре заработает Центр патриотического воспитания.
  Вертикаль власти, созданная Лукашенко, привыкла немедленно начать выполнять любые его пожелания и поручения. Особенно сейчас, когда в стране такая непростая ситуация.
  "Главным критерием при отборе кадров должна стать преданность претендента власти. Наиважнейший вопрос, который сейчас стоит, - надежность. Мы уж  слишком вольно чувствовали при подборе и назначении кадров, а они потом переобулись некоторые. И переобулись ведь те, кого я вырастил на своих руках. Поэтому надежность сейчас, патриотизм, преданность идеям народа выдвигается на первый план".
  Под "переобувшимися" Лукашенко имел в виду нескольких послов, подавших в отставку в связи с политикой Лукашенко после выборов, и  журналистов  официальных телеканалов и редакций газет, которые уволились, потому что надоело врать.
  Поэтому он велел навести порядок и в СМИ.
  Контроль должен остаться за Администрацией  президента. В СМИ "должно остаться мощное ядро, готовое отстаивать тот самый информационный суверенитет точно, филигранно, прицельно, а главное - наступательно. Надо было, чтобы прошло два месяца, чтобы наши основные телеканалы и другие СМИ работали так, как сейчас. Это надо делать постоянно. Журналистика должна наконец перестать быт памяркоунай, как это было принято у нас до настоящего времени. И я тоже в этом плане не снимаю с себя вины".
  В поисках "наступательных" кадров, в чьей преданности он не сомневается, Лукашенко постоянно их перетасовывает, особенно в МВД. "Суть нынешних назначений и перестановок в том, что мы придаем большое значение в МВД системе общественной безопасности.... Вот и все секреты. Чтобы тут не копались и не думали, что мы какой-то переворот совершаем...
  Это проверенные люди, которые показали, что они настолько патриоты и готовы защищать свою родину, не глядя на то, какие накаты осуществлялись на всех нас и, прежде всего, на военных, милицию. Не стыдно, что у нас есть такая милиция".
  Недавно  троих из бывшей силовой элиты Лукашенко отправил послами:бывшего министра обороны Равкова в Азербайджан, экс-прокурора Конюка - в Армению, бывшего главу государственного таможенного комитета Сенько - в Китай.
  "Не буду традиционно вам рассказывать о странах пребывания, куда мы вас направляем. Люди подготовленные, грамотные и прочее.
  Публично спрашиваю вас, - может, кто-то не хочет ехать послом? Вы люди, особенно вы втроем, крупного калибра. Я готов, искренне вам говорю, если вы сейчас скажете, что вы хотели бы работать на других должностях..."
  Никто, разумеется, не сказал.
  Чистка кадров продолжилась. Лукашенко, как он выразился, прореагировал и  на запросы работников культуры, которые якобы просили его назначить нового министра культуры "не из нашего круга".
  Им стал человек, в прошлом учитель и председатель райсполкома на Гродненщине.
 "Я подумал:раз председателем райсполкома работал, то хорошо знает, что такое культура... По образованию педагог. Педагог-это человек, который может работать на любой должности".
  В былые времена министром культуры был Павел Латушко, позже перешедший на дипломатическую работу.
  Он работал послом в Польше, а позже во Франции, но по окончании службы во Франции нового назначения не получил, и стал директором Национального театра имени Янки Купалы.
  Он был уволен, когда вышел на площадь к участникам протестной акции и высказал им свою поддержку.
  В знак протеста вслед за ним уволилась подавляющая часть актерского состава театра во главе с главным режиссером.
  Теперь он не работает.
  Назначая нового министра культуры, Лукашенко разразился гневной тирадой в адрес
Латушко. "Пришел один негодяй, просился туда, клялся, что будет верным стране, отчеству и президенту. И что случилось? Что случилось с той труппой?".
  Далее Лукашенко рассказал о своих заслугах по приведению здания театра в современный вид.
  "Туалет стоял, и театр Янки Купалы превратился в туалет".
  Здесь стоит сделать ремарку. За старым зданием театра действительно был туалет, куда нередко заглядывали и люди с улицы.
  Это  никак не сказывалось на самом театре, но, видимо, раздражало самого Лукашенко и его охрану, так как напротив театра расположено здание Администрации президента.
  Не этот ли факт был принят во внимание, когда на реконструкцию театра были наконец выделены средства?
  Сам Лукашенко приводит такие мотивы реконструкции. "И я как человек спокойный, не националист, интернационалист полный, думаю:ну это все-таки национальный театр, это же лицо.
  И я все сделал, чтобы он превратился в эту конфетку, в игрушку. Это  как такая красивая внешне игрушка с хорошей внутренней начинкой,- я так мечтал. Контролировал кадры, чтобы пришла нормальная молодежь. Пришел один негодяй..."
  Лукашенко, разумеется, не упомянул, что в 1956-58 годах проводилась первая реконструкция театра, а для того, чтобы произошла вторая, в 2010-2013 годах, потребовалось лет пять хождений по инстанциям, прежде, чем было получены необходимые разрешения и средства.
  Самое поразительное, однако, в том, что он, оказывается, контролировал кадры, чтобы в театр пришла "нормальная молодежь".
  Сегодня, если судить по действиям Лукашенко и его соратницы Качановой, "нормальной молодежи" нет нигде, кроме силовых структур, и особенно ОМОНА, перед которыми, как сказала Качанова, "я просто преклоняюсь".