Сергей михалков и его светлана продолжение

Сергей Царапкин
 Часть вторая. Расследование продолжается


О чем речь

Проведенное расследование профессора Елены Душечкиной  (см. часть первую) несмотря на смысловую и логическую незавершенность, вызывает глубокое уважение. Тут явлены , и честное отношение к материалу, и упорство в дознании истины. Тем не менее, в душе после прочтения статьи будто поселилась какая-то заноза. Шли дни; я-то забывал, то вновь вспоминал о прочтенном. Заноза упорно не желала выходить и настойчиво саднила. Через неделю я снова открыл статью и убедился, что именно там сидит заноза и имя ей - недоговоренность.
- Возможно Елена Владимировна сознательно поступила так?  - задумался я. – Профессор решила до времени
сохранить еще какой-то известный лишь ей материал? Для дальнейшего изучения и публикации.
Внимательно перечитывая статью я обратил внимание на в общем то проходящую для поставленной профессором задачи мысль. Теперь же эта мысль мне показалась важной и интересной. Вот она: «Личное имя Светлана возникло как имя неканоническое и требовало второго, крёстного имени.
-Так.., так. – киваю и дальше читаю я.
«В дореволюционные годы, - продолжает профессор Е. Душечкина  этим именем называли исключительно редко. Достаточно отметить, что с 1900 по 1916 год в Москве не было зарегистрировано ни одной Светланы».
-Интересно! –подумал я и полез в интернет.
В сети, к моей радости, обнаружилась другая более ранняя работа Е. Душечкиной. в ней профессор ведет речь об имени Светлана. Начинается исследование балладой Жуковского и завершается подробным пересказом рекламы майонеза. Если отбросить   майонез, это увлекательные исторические, филологические, социологические экскурсы. Истинный знаток поставленной темы Елена Владимировна приводит целый рой иноплеменных и православных заменителей имени Светлана. Тут – и Фотиния (Фетинья), и Лукерья, и Лючия, и Лиора, и Ора. Все имена кальки имени Светлана. Греческие, латинские, ивритские, финские. И хотя имя Светлана это русское  личное имя, но его, как искусственный продукт долгое время отказывалось  принимать православная церковь. Во всяком случае, именем Светлана до революции девочек практически не называли и уж точно не крестили. Имя возникает в русской литературе в начале XIX века. Оно было придумано и впервые использовано А. Х. Востоковым в «старинном романсе» который назывался «Светлана и Мстислав». Случилось это в 1802 году. Имя никем замечено не было. Лишь одиннадцать лет спустя в 1813 новое имя приобретает широкую известность после публикации баллады В. А. Жуковского «Светлана». Дальнейшая судьба имени была неоднозначной. С одной стороны, его продолжала игнорировать церковь; но с другой стороны у имени стало победное шествие по просторам православной России. Так или иначе, но Светлана постепенно входило в самый разнообразный обиход культуры. Достаточно сказать, что им назывались крупные морские корабли, речные пароходы, а владельцы коммерческих предприятий Светланами называли свои учреждения. Таким образом имя постепенно отлипало от своего литературного происхождения и уже существовало личной вполне самостоятельной жизнью. Но лишь после Октябрьской революции, когда были отменены все церковные ограничения имя Светлана полноценно вернулась в жизнь. Более того, оно, как символ света новой жизни на десятилетия вперед в Советской России стало распространенным и модным. А в 1943 году, православная церковь  вновь призванная советской властью к общественному служению, признало имя каноническим  и включило его в таинство крещения.
 
Жуковский

Выходило, что с истории имени Светлана всплыло и имя Василия Андреевича Жуковского. Так началось мое расследование.
- Что же получается? – задумался я. -  Получается что к Жуковскому и его «Светлане» тянутся все тропки-дорожки? Придется начинать действовать. в первую очередь я обратился к балладе. События в стихотворении происходят перед Крещением:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Собравшиеся в горнице девушки гадают. Среди них Светлана. От жениха долго нет вестей и она   в печали:
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
 Подружки уговаривают, и Светлана решается погадать:

Вернувшись домой, она в полночь начинает гадать.
Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Светлана засыпает и видит сон:
Вот легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Полностью приводить тут сон я не буду. Он слишком для этой статьи большой. Желающий   может его прочитать самостоятельно.  Тут лишь отмечу, что во сне «блестеть яркими глазами» это «привилегия» дьявола.
Ну а сам сон это конечно кульминация. В нем явлен Конфликт. Это борьба темных и светлых сил.  Василий Жуковский, будучи человеком верующим мыслит в христианских категориях. Отсюда и особая терминология, и пафос всей баллады. Если припомним на эту тему мысли Достоевского, то можно сказать - в стихотворении происходит борьба Дьявола с Богом. А поле битвы этой вечной битвы - сердце человеческое.
 О, как же страшна и мучительна эта битва! Но вот Страшного сна муки кончены.  Светлана пробуждается и все для нее, оканчивается счастливо.  Прилетевши ясноокий голубок усмиряет Мертвеца и бедная девушка спасена и более того, к ней на утро является настоящий жених. и в завершении, победной молитвой света над тьмой звучат слова  Жуковского:
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Таким образом баллада счастливо заканчивается.
- Но какая же тут возможна связь со «Светланой» Михалкова?
Ответа у меня нет. Но есть чувство, что связь должна быть и там заключена разгадка.

Текст напротив текста

 Держа перед глазами текст Жуковского, я вновь открываю «Светлану» Сергея Михалкова. Внимательно, строчка за строчкой перечитываю и сравниваю. Ничего общего. У Михалкова простая тихая почти радостная колыбельная – у Жуковского страшная святочная история с женихом- мертвецом, который хочет повенчаться с бедной девушкой. К тому же, в отличии от Михалкова, текст Жуковского не оригинален. Как известно это вольное переложение с немецкого. Жуковский не просто переложил на русский язык поэму Готфрида Бюргера «Ленора», но сделал это трижды.  Название трех баллад - «Людмила», "Ленора"и «Светлана». Три переложения одного текста. Если в первом переложении, героиня в готической атмосфере и с русским именем Людмила, погибает в объятьях мертвеца, то «Светлана» стала поэтическим шедевром русского сентиментализма. Ничего близкого нет у Михалкова. Михалковская «Светлана» это светлая напевная и тихая колыбельная. Близок сон засыпающей девочки. С ним мешаются теплая летняя ночь, запахи мяты, падающие в росы звезды, ароматные цветы, а по комнатам беззвучно почти на цыпочках бродит тишина. В таком благолепии почти незаметно проскальзывает непозволительная рифма - «облака-облака»:
 У заставы часовой
в лесу не спит.

Он стоит, над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
Что касается снов обеих Светлан , именно они, на первый взгляд позволяет с несомненной долей одинаковости взглянуть на оба текста. Но сближение оказывается обманчивым. У Жуковского сон это концентрация зла, обмана и почти неминуемой смерти. А вот в каких словах и при какой атмосфере описывает сон своей Светланы Михалков:
Я тебя будить не стану:
Ты до утренней зари
В темной комнате,
Светлана,
Сны веселые смотри...

Если Михалков заканчивает стихотворение пожеланием своей Светлане веселых снов, то у Жуковского  концовка полна какой-то невнятицей:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу...
 Душа бедной Светланы стиснута страхом и, будто осиновый листок» трепещет. Вслед за тревогами Светланы готова трепетать душа читателя. Совсем   иное чувство испытываем мы от сна михалковской Светланы.
- Смотрите, - будто говорит читателю Сергей Владимирович, - В мире и природе все прекрасно, потому что не дремлет пограничник. Пограничник на посту; у него на взводе ружье; можно быть уверенным граница на замке; поэтому мирным людям можно спать спокойно.
-  Действительно, - соглашаюсь тут и я, -  страна, которую чутко охраняет с ружьем недремлющий постовой и спокойно могут спать дети, такая страна похожа на теплый уютный родительский дом. Дом большой; в нем, как в семье, живет много разных людей. Везде порядок и все в доме на своих местах. Даже когда все люди ложатся спать, заботливый отец не спит. Он, как и постовой бодрствует. Разве что-то подобное есть у Жуковского?

Откровение
Я уже был готов захлопнуть книжку, как вдруг сморщился от внезапной боли.
- В чем дело..! –ничего не понимая, простонал я.
Невидимая рука еще раз размахивается, и кувалда прозрения обрушивается на мою голову. Из глаз сыплются искры, но мозг озарен и сияет! На языке, будто изловленная рыба, трепещет всплывшее слово. Оно зыбкое и готовое вот-вот сорваться и исчезнуть.
 – Где? Что? –То ли кричу, то ли уже в бессилии молчу   я.
«Тревога»! - излучает улыбку мой сияющий мозг.
- Конечно!–  блаженно улыбаюсь я. Как же я сразу не сообразил!
В следующую секунду блаженство рассеивается. Я, будто ужаленный в жопу, вскакиваю со стула.
- – Точно! Тревога! –бормочу и начинаю быстро ходить по комнате я. - И там и тут тревога. У Жуковского она более чем очевидна. Ею пропитана вся баллада.  Но и у Михалкова Светлана в тревоге!
 Ты не спишь,
Подушка смята,
Одеяло на весу…
Что это если не свидетельство самочувствия встревоженной девушки?

Золотой ключик

Найденый Ключик оказался именно золотым, ибо помог мне открыть никем не открытую тайну. Итак, ключик вставленный в скважину, щелкнул и обрушившаяся в мозг откровение, распахнуло мои глаза. Ну а что же открытая тайна? Как все открытое, тайна оказалось до банальности простой. Настолько простой, что мне стало даже неловко.
- До какой же степени нужно прибывать в слепоте социальной зашеренности, чтобы не видеть того что уже не одно десятилетие лежит на поверхности! – буквально закричал я.

Пять фактов

Факт первый:
Сережа Михалков  к началу тридцатых годов это до мозга костей советский человек.
Надо пояснить что означает быть «советским» человеком вообще и творческой личностю в частности. Страна Советов молодая и совершенно новая во всех отношениях республика. Ей чуть больше десяти лет.  Революционный народ, сбросив ярмо эксплуататоров, расправился с тысячелетней Россией. Сокрушено самодержавие; рухнула православная церковь; к чертям собачим провалилась вся старая Россия. Кто с этим был не согласен, того, или расстреляли, или изгнали.  Цель молодой республики заключалась в том, чтобы создать самую прогрессивную и справедливую социально- культурную среду, которая была бы способна взрастить и воспитать нового человека. Оставшиеся обломки прежней культуры у новой власти под зорким прицелом. Конечно уже никто не пробует сбрасывать прежнюю культуру с корабля современности, как этого требовал Маяковский. Ломоносов, как мужик – приветствуется; Пушкин кастрирован; Достоевский вычеркнут; весь серебренный век цензурирован.
Факт второй:
Сергею Михалкову чуть больше двадцати. И хотя пишет стихи, но он мало кому известен.
Продолжая писать ему удается, кое-что печатать. Кроме этого кое-что из его стихов даже поется. Но сколько таких поэтов в одной только Москве? А по всей стране? Еще Сережа член группы молодых московских писателей, внештатно   трудится в газете «Известия» где занимается разбором приходящих в редакцию писем. Ну и конечно мечтает стать большим поэтом.
 Факт третий:
В Москве в это время открывает свои двери новый институт. Это институт, где будут ваять будущих советских писателей и поэтов. В 1935 г. Михалков поступает в литературный институт.
Факт четвертый:
Основная идейно-политическая дисциплина всех ВУЗов страны — это «диалектический материализм» и «научный коммунизм» которые говорят, что в Советской России народ под руководством партии большевиков дружно созидает самую прогрессивную коммунистическую формацию. Задача каждого студента (написано в уставе института) следовать идеям марксизма-ленинизма, мыслить и действовать, как учит коммунистическая партия и ее вождь товарищ Сталин. По этим же лекалам кроилось и оценивалось все искусство. К примеру, громогласно заявлялось, что все дореволюционное искусство — это лишь дрова, которые следует забросить в пышущую жаром топку коммунизма! Известный лозунг призывал:» Разрушим и переплавим все старое и обветшалое и в новых формах отольем наше новое искусство»!
Факт пятый:
Как любой сочиняющий человек, Сергей Михалков желалсебе , во что бы то ни было, успеха и славы. Он понимал – «Дядя Степа» тут ему не помощник. Но понимал Сергей Владимирович, что до Маяковского ему, как до Японии раком. И тогда молодому амбициозному человеку в голову приходит абсолютно марксизско-ленинскаямысль:
- Надо взять что-нибудь старое;переплавить его в горниле коммунистического мировозрения; используя талант придать тексту поэтический лоск и актуальность ;и выдать на гора свежий оригинальный продукт!

Почему Жуковский?

Ответ лежит на поверхности. С одной стороны, Жуковский ветхая и совершенно непрогрессивная личность; но при этом он достаточно известен в критике 19 века и в контексте образовательного процесса литинститута. И будущий студент в качестве творческого задания пишет и публикует в газете «Известия» свое стихотворение.   Сразу ли он свой текст назвал «Светланой» или переименовал - это большого значения не имеет. Я думаю - никакого переименования никогда не было, как не было никакой у Михалкова тогда красотки Светланы.

Диалог про монолог
 
- Вот так я и взял у Жуковского его «Светлану».! –ухмыляется и начинает рассказывать Сергей Владимирович.
- Но зачем и как такое возможно? – спрашивает Михалкова господин которого будем здесь называть С.
- Возможно! – бодро отвечает Сергей Владимирович.  –и слово «зачем» тут совершенно неуместно.  Ведь мы не спрашиваем –зачем волг загрызает ягненка. А примеров моему поступку тьма! Чего далеко ходить! Сам Жуковский, написав свою «Светлану» поступил с товарищем Готфридом Бюргером именно так. Кстати, Пушкин и последующая критика считали вариант Жуковского и более талантливым, и художественно более качественным.
- Да, да… – кивает господин С. – И каков же ваш метод «загрызания»?
Иронизируете! Хорошо, иронизируйте. Метод наш универсальный . Переплавка старья в новые формы. Я взял текст, прочитал, и все сделал наоборот.
- Это как наоборот? – удивляется господин С.
- А вот так. У Жуковского какая Светлана?
- Кажется симпатичная живая девушка.
- Ну да! Скажете тоже! –смеется и отрицательно мотает головой Сергей Владимирович. – Где вы там увидели живую Светлану? Живые люди — это люди которые действуют. А какие действия у Светланы? Скучает, томиться, собирается погадать и того сделать толком не может. Засыпает перед зеркалом, во сне ей снится бред. Затем просыпается и понять ничего не может. И вот вся такая ее жизнь.
- А как же жених? Ведь она ждет жениха, и он к ней приезжает. Для любой девушки это очень важно
- Да бросьте! Какой у этой кулемы может быть жених! Жуковский должен был Светлану убить. По доброте своей он этого не сделал. Но тогда надо было как-то иначе кончать балладу. Вот он и послал ей жениха. Мало того, он умудрился все это свое литературное говно щедро обложить религиозной мутью!
- Ну хорошо. Жуковский что сделал то сделал. А что сделали вы?.
- Я сделал из пустой никчемной кулемы светлого нового человека.
- Зачем вам нужна была эта морока? Не проще ли было взять да самому написать, как вы выражаетесь, своего нового человека? Этакую, молоденькую коммунистически закаленную девушку-комсомолочку?
- Конечно можно и комсомолочку. Но во-первых, я комсомолочек предпочитаю пользовать натурально , а во-вторых этих так называемых  девушек с веслами, серпами или молотами на просторах советского искусства наваяно довольно! и еще наштампуют, извините  за мой французский, ***ву тучу!  Понимаете, о чем я?
-Насчет тучи не очень.
- Туча — это же фигура речи! – добродушно смеется Сергей Владимирович. -  А если серьезно, то здесь эксклюзив, так сказать продукт штучный. К тому же есть дополнительный повод лягнуть отставшего от жизни Жуковского.
- Каким это образом?
- Исключительно самым острым и самым прогрессивным!
- То есть?
- То есть - атеистическим! Но конечно не прямо в лоб и без фанатизма.
- Ладно. Теперь интересно узнать на что вы в своем выборе опирались?
-  Вы не поверите, но опирался я на Жуковского. Без всяких поправок взял Светлану, какая она есть. Ну то есть Взял всю. Кулема – значит кулема; трусиха – пусть; бесхребетная – ладно. Все ее потроха взял в охапку и из века восемнадцатого разом перенес в наши тридцатые.
- Я правильно понимаю, - уточняет господин С., - вы выдернули человека из отсталой формации и пересадили в формацию прогрессивную?
- Именно так! Все правильно.  Был человек старый стал человек новый.
- Хорошо. Это вроде понятно. Но скажите – в чем выражен у вас старый и новый человек?
- Ну как же! Это же очевидно! Вы сами кажется подметили – «старая» Светлана это сгусток бездействия и тревоги. Именно это состояния я и взял у Жуковского. Моя Светлана изначально такая же. С тревоги я и начинаю свое стихотворение. Понимаете?
- На чем Жуковский кончил, с того вы начинаете?
- Точно так. – кивнул и начал декламировать Сергей Владимирович:
- «Ты не спишь…
Подушка смята..,
Одеяло навесу…».
- Разве это не тревога?
- Очень похоже. – кивает господин С.
 Но ведь это и есть самочувствие «старой» Светланы! Согласны?
- Возможно...
- Не просто возможно! – вскрикивает Сергей Владимирович. -  Это в самой точности она!
- Ну хорошо. Что же дальше?
-Дальше! – кричит и вскидывает руки Сергей Владимирович. -   Все остальное  у меня это анти-Жуковский!
- Ну да.., да… -  поспешно отвечает господин С. –В конце у Жуковского Светлана пробуждается, а вашей Светлане вы в конце желаете веселого сна. Так?
- Так. – кивает Михалков.
- Значит я угадал?
- Угадали, но не вполне. Вспомните, что поджидает после сна «старую» Светлану?
- Жених?
-Нет.
-А кто же..?
 - Ну как же можно повторять! Я же уже говорил, - в недоумении пожимает плечами Сергей Владимирович. -   Жених — это вымысел доброго Жуковского. А крепостную девушку поджидают костыли! Понимаете - не женихи, а костыли! Все тут просто. Добренький помещик Жуковский Светлане, которая с молоду перепугана и забита жизнью, щедро сулит елей протухшего и продавшегося Бога!
- Ах, вот вы о чем! И кому же по-вашему Бог продался?
- Известно кому! – успокаивается и делает серьезным лицо Сергей Владимирович. - Бог Продался господствующему классу эксплуататоров. Разве это не ясно?
- Теперь все ясно. – кивает и, глубже задумавшись, прикрывает глаза господин С.

Фокус с разоблачением

- Что же получается? - вслед за господином С. задумываюсь и я. – А ведь надо признаться - фокус удался! Стихотворение у Сергея Владимировича не просто выстрелило. Оно попало точно в десятку. Сергей Михалков своей «Светланой» угодил прямо в мозг Сталину. Конечно, со стороны Сталина не было никаких соплей и сантиментов. Вождь прочитал стихотворение и уловил главный посыл.
-  «Новая эпоха», «новая страна», «новый человек»! Но разве    не в этом заключена его и всей партии политика?   Ну и что что колыбельная! Ведь советской Девочке колыбельную поет не беззубая неграмотная и отсталая бабка. Советским детям даже колыбельные сочиняют хорошие поэты. Михалков хороший поэт. – берет в руки газету и еще раз перечитывает стихотворение Сталин. –Михалков молодец! Он нашел простые, понятные любому человеку, слова. Пусть же сон Светланы будет радостным и веселым! Пусть после веселого сна девочка проснется радостная и с новыми силами! Сила и радость помогут ей правильно прожить новый социалистический день.
- Да, да. – соглашаюсь я. –В тот июньский день 1935 года все было именно так. Сталин открыл газету, прочел стихотворение, и похвалил  поэта. Не понятно другое. Зачем нужно было Сергею Владимировичу на закате жизни так пошло лгать? К чему эта пошлая литература про влюбленность в несуществующую блондинистую красотку?
Можно понять человеческую натуру. Она (натура) так устроена, что все «свое главное» человек желает от себя и от других таить и тщательно прятать. Возможно человек потому поступает именно так, словно перепуган и чего-то , как трусливый заяц, боится. Человек наотрез отказывается что-то важное знать; и не хочет, чтобы про это узнали другие. Тут все ясно. Это глубокие застарелые язвы души, с которыми имеет дело психоанализ. Я не понимаю другое. Зачем человеку перед собой надувать щеки и напускать вокруг тучи мыльных пузырей? С головой погрузившись в мыльное корыто, человек убеждает себя, что ему хорошо и он ловит кайф! Особенно это любят делать люди, которые себя на современном сленге называют криативщиками. Собственно, весь, так называемый, креатив - как можно громче всему миру и его окрестностям рассказать про себя любимого! Пусть будут пузыри немножко загадочные, немножко эротичные, в меру сексуальныые, чуть-чуть страшные, при этом нескучная и всегда возвышено прекрасными! На такое дело люди готовы тратить гигантские силы. Порой на надувание пузырей отдается вся жизнь.   И тогда ничего не остается, как поверить в пузыри и в конце концов, самому стать таким пузырем. Думаю, что-то подобное к сожалению, произошло с Сергеем Михалковым.

Вместо эпилога год 1998

 предлагаю на секунду заглянуть в год 1998. На дворе новая, теперь уже буржуазная Россия. Алкоголик президент сдает страну на полное разграбление. Недавно вылупившееся олигархия успешно занимается приватизацией. Так же успешно, как идет приватизация, успешно нищает народ. В головах людей и в стране нравственный и идейный хаос.  Я возможно несколько преувеличу, когда назову Сергея Владимировича Михалкова единственным и по-прежнему самым удачливым и счастливым человеком! Сергею Владимировичу в 1998 году 75. У патриарха все в порядке. Он нигде и никогда не высовывается; лоялен любой власти; всякая власть его готова любить и ласкать. Ну и что с того что теперь он живет в буржуазной России! Раньше он жил в России советской. Нет, он не в аппозиции и не в добровольном изгнании. Сергей Владимирович при делах. Он возглавляет всякие вновь создаваемые творческие союзы, скромно получает свои дивиденды и издает главный мемуар. И что с того, что подобные люди превращаются в субстанцию очень похожую на дерьмо? И пусть - единственная цель дерьма — это держаться на плаву и плыть. Надо лишь  плыть, только плыть. Тут главное грести под себя и держать нос по ветру. Это делать Сергею Михалкову всегда отлично удавалось. Настолько хорошо плылось, что удалось заплыть аж на Новодевичье кладбище! А это уже никем неоспоримый успех!
 Или все же оспорить можно? Но тогда нет никакого успеха, и остается на поверхности только дерьмо.

p. s.

 Каждому зашедшему в этот мир человеку крупно повезло! Невозможно представить -сколько песка в океане или планет во вселенной! Еще больше парящих в бесконечном космосе душ. Они никогда не воплощались и никогда не смогут воплотиться. И вот какой-то душе вдруг позволяется воплощение. Это еще нельзя называть счастьем. Но это дар и дар неимоверно щедрый.  Это первое что должен усвоить человек. Сколько будет отпущено дней человеку это важно, но важнее, встретившись глаза в глаза с этим миром, постараться встретить себя и того, кем ты в этот мир был приглашен.
На этот счет есть поговорка. Она немножко смешная, но по сути верная. «Бог не Ярошка! Он все видит и знает, но пока немножко». Это «немножко» немножко по-человечески дерзкое выражение. Но куда деться без малой толики дерзости? Без дерзости человеку никуда. Если не дерзать, то и воли вольной не будет.
 Человек всегда будет оставаться вечным дитем который готов вечно дерзить. Он дитя своей матери; своего народа; дитя сырой земли; дитя космоса; ну и наконец, божие дитя, которое готово дерзить даже Создателю.
А если это так, то прав не коммунистический товарищ Михалков, но старый и ветхий Василий Жуковский, когда восхищается своей горячо любимой Светланой:

Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
И дальше:


Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый..

20 ноября 2020 Москва.