Бесы

Сергей Шильниковский
                1
 Абсолютное большинство людей слышали от проповедников, читали книги или видели фильмы о борьбе темных и светлых сил. Причисляя к тёмным силам ужасных монстров и чудовищ с клыками, рогами и копытами, существующих отдельно от людей, постоянно обманывающих, искушающих и, зачастую, уничтожающих их. Себя же, при этом, считая сторонниками сил света.
             Хотя это очередная иллюзия, так как темные силы порождены или притянуты в тонкие тела ауры людей их негативными психическими проявлениями и переживаниями. Такими как ненависть, злоба и страх, эгоизм, тщеславие и гордыня, зависть, стремление к господству и насилию, жадность трусость и другими пороками. Дающими силы и фактически оживляющими энергетические сгустки, искажающие форму и светимость ауры людей. Эти сгустки, называемые «бесами», став неотъемлемой частью ауры, в значительной мере определяют поступки, характер и судьбу людей. Мы носим их с собой и в себе. Поэтому, имя каждого из нас – Легион. А внешний мир, как отражение наших желаний, мыслей, чувств и эмоций построен нашими руками, не без влияния этих бесов.
            Но Творец наделил людей осознанностью и волей, дающими власть над телом и всеми оболочками. Эти качества призваны держать в повиновении и узде всех бесов, рвущихся на поверхность бытия, обеспечивая эволюцию и восхождение духа.
          Как это происходит, как причудливо переплетаются белые и темные нити в клубке жизней и судеб людей можно проследить на примере жизни Ф.М. Достоевского и образах персонажей его гениальных произведений.
          В молодом возрасте большинство образованных и амбициозных людей являются бунтарями, стремящимися изменить мир. Но, не имея для этого достаточного жизненного опыта, знаний и сформированных до конца мировоззрения и эго, их сознания становятся благодатной средой для эмоционального взращивания тщеславия, гордыни, ненависти и злобы. В результате чего мир им изменить не удается, но удается заразиться бесами, соответствующими этим психическим проявлениям.
            В середине 19 века в России активизировались революционные и политические веяния различного толка. Единомышленники собирались в общества по интересам, где ожесточённо спорили, обсуждая различные теории построения справедливого общества.
            В одно из таких сообществ, организованным Михаилом Петрашевским, был вовлечен Ф.М. Достоевский. Члены общества нещадно ругали самодержавие, крепостное право, коррумпированность судебной власти и чиновников. Обсуждали запрещённые тогда либеральные идеи и говорили о свержении власти.
         В 1849 году двадцать четыре «петрашевца» были арестованы и приговорены к расстрелу за свои политические убеждения и распространение запрещённого тогда письма Белинского к Гоголю.
         На Семёновском плацу им прочитали приговор, надели рубахи, над головами дворян преломили шпаги. Троих с завязанными глазами привязали к столбам, а остальным надели на голову колпаки. Священник с крестом благословил их перед казнью. После чего офицер дал команду прицелиться, ударили дробь барабаны. Психологическое напряжение минут ожидания команды «пли» было столь высоко, что поручик Григорьев сошёл с ума. И никто из «петрашевцев» тогда не видел, как подъехал адъютант с пакетом о помиловании, прекративший кошмар томительного ожидания смерти.
              Приведённые исторические факты свидетельствуют, насколько бесчеловечными были действующие тогда законы и вершившие «правосудие» власть имущие люди. Кошмарным сном и дикостью воспринимается сейчас вопиющее несоответствие незначительной вины «петрашевцев», за их пятничные собрания, реально грозящему им смертному приговору. Ведь вся их революционная деятельность заключалась в пламенных дискуссиях и теоретических спорах, и, никаких попыток и действий, чтобы воплотить их в реальность. Они не смогли приобрести даже печатный станок для изготовления своих листовок и прокламаций, продолжая будоражить лишь самих себя. За ними не стояла военная сила и они не были опасными для самодержавия.
              Эти факты показывают, как ограничено и косно, демоническое по сути государство, в своём нежелании реформироваться и эволюционировать. Как жестоко и безжалостно оно расправилось с «петрашевцами» - элитой общества, среди которых были образованнейшие люди, выпускники высших учебных заведений и университетов, Александровского лицея и Училища правоведения. Было много преподающих и специально занимающихся наукой. Что величие, тщеславие и гордыня царя и власть имущей элиты поработившие их сознания, не позволяли им на равных говорить и прислушиваться к здравым мыслям ни «декабристов», ни «петрашевцев», ставших вестниками назревших перемен. Этот спектр эмоций, затмил им разум, не позволяя понять, что перемены неизбежны и могут произойти либо мирно, через масштабные социальные и конституционные реформы. Либо революционным путем, несущим разрушение и хаос, если власть тупо будет стремиться сохранить существующий строй, пытаясь силой подавить инакомыслие, пытающееся расшатать его устои. Что, в конечном итоге, и произошло.
            Четыре года каторги, проведённых в Омске, и последующая служба рядовым в Семипалатинске, на которые был заменён смертный приговор, стали переломными в судьбе Ф.М, Достоевского. Из ещё не определившегося в жизни искателя правды, он превратился в глубоко верующего человека. Единственным идеалом которого стал Иисус Христос! Полученный им жизненный опыт, осознанность, ум и воля вырвали его из рядов революционеров и заговорщиков, взращивающих в себе тяжелый спектр психических проявлений. Делающих их оголтелыми и бесноватыми в непоколебимой уверенности в истинности своих взглядов и справедливости своих приговоров.
           По этому поводу Достоевский писал 24 марта 1856г. Э.И. Тотлебену.        - Я был виновен, я сознаю это вполне. Я был уличён в намерении (но не более) действовать против правительства…долгий опыт, тяжелый и мучительный протрезвил меня и во многом переменил мои мысли. Но тогда я был слеп, верил в теории и утопии.
                11
         Эта осознанность, и то что большинство людей одержимы и управляемы бесами, следует из одноимённого романа Ф.М. Достоевского где показано, как они умело прячутся за многочисленными масками добропорядочных граждан, палитра которых многообразна.
        В частности, обольщённые благими намерениями и великими делами люди, слепо верящие в свои идеи и пытающиеся их реализовать, творят бесовщину, когда свою борьбу с несправедливостью и насилием, защиту униженных и оскорблённых ведут, презирая понятия чести и совести, нравственности и человечности. Когда свои прекрасные стремления к свободе, прогрессу, достоинству человеческой личности, начинают с презрения к своему «Богу», к своей стране и народу. Когда благородные чувства патриотизма, любовь и служение к своей родине превращают в презрение и ненависть к другим народам.
          А главные персонажи романа являются яркими представителями этой одержимости. Так, прибытие на родину Николая Ставрогина и Петра Верховенского взбудоражило провинциальный город дуэлью Николая Ставрогина с отставным полковником Гагановым. Который после нескольких упорных и наглых попыток оскорбить Ставрогина и вызвать его на дуэль, в конце концов, добился своего. Причиной такой агрессии с его стороны была история четырехлетней давности, когда Ставрогин, сильно сжав двумя пальцами нос старого помещика Гаганова, провел его несколько шагов на виду у почтенного собрания. После чего надменно извинился и удалился. Этот поступок молодой Гаганов воспринял личным оскорблением и позором семьи, которые, по его мнению, должны быть искуплены лишь смерть Ставрогина. 
   Оскорблённое эго Гаганова на долгие годы затмило его разум. А постоянно переживаемые им негативные психические проявления вскормили бесов, мучащих и терзающих его сознание, отравляющих ему жизнь, заставляющих совершать безумные поступки. Одурманенный ими он подал в отставку, считая, что после не смытого кровью оскорбления его отцу, бесчестно продолжать служить, марая собой полк и товарищей. Не допуская при этом мысли, что никто из них вообще ничего не знал об этих, позорных для него событиях.
   Бесы превратили Гаганова в мнительное, быстро и глубоко оскорбляющееся существо. Поэтому, он сразу вспыхнул целой палитрой негативных проявлений, посчитав за очередное оскорбление прибытие верхом к месту дуэли Ставрогина и его секунданта. Полагая, что враги умышленно насмехаются над ним, демонстрируя уверенность в победе, игнорируя повозку на случай ранения Ставрогина. Взбудораженный такими мыслями Гаганов вышел из своего шарабана весь желтый от злости и заметил, что у него дрожат руки.
    Поэтому, делая первый выстрел Гаганов промахнулся, а пуля лишь оцарапала кожу на пальце Ставрогина. Который, в свою очередь, ответил на него выстрелом в верх. Чем снова взбесил Гаганова. Который от напряжения и злости хрипел, обращаясь к секундантам. - Я заявляю, что этот человек (он ткнул пальцем в сторону Ставрогина) выстрелил нарочно в воздух, умышленно. Это опять обида! Он хочет сделать дуэль невозможною! Он не имеет права. Растолкуйте ему, растолкуйте. Для чего он щадит меня? – бесновался Гаганов – Я ненавижу его и презираю его пощаду, я плюю …- Второй и третий выстрелы прошли по сценарию первого. Гаганов промахивался, а Ставрогин демонстративно стрелял вверх.
  В результате дуэли сатисфакции Гаганов не получил, а недостаточная осознанность и тупое упрямство не позволяли ему держать в повиновении и узде бесов, которые продолжали терзать его душу.
   А Ставрогин приобрёл в глазах обывателей образ великодушного и благородного красавца, перед которым отворились двери в самые достойные и уважаемые губернские дома.
   Но это была всего лишь маска, за которой скрывался монстр, порождённый и вскормленный пагубным жизненным опытом и соответствующими психическими проявлениями, которые были получены вследствие постоянных кутежей и попоек, азартных игр и разврата, совершаемых им во время пребывания в Санкт Петербурге и за границей. Уже тогда он пресытился жизнью и всеми пагубными наслаждениями, которые она могла ему дать.
 Этот монстр постоянно требовал всё новых и новых ощущений. Поэтому Ставрогин продолжал сеять вокруг себя зло. Убил двух человек на дуэли, не имевшим перед ним вины. Соблазнил и отбил жену у Шатова. Затем, вдоволь наигравшись ею, бросил за границей беременную и без средств к существованию. Которая, обезумев от горя, умерла вместе со своим новорожденным ребенком от безысходности, голода и холода, после возвращения к мужу, тут же убитого оголтелыми революционерами. Стремясь быть в центре внимания, поражая всех неординарными поступками, Ставрогин на спор женился на хромой слабоумной женщине - Лебядкиной. Затем, когда она стала препятствием для брака с Лизаветой, фактически дал добро беглому каторжнику на убийство Лебядкиной, её брата и прислуги. Косвенно стал виновником смерти самой Лизаветы, убитой взбунтовавшимися рабочими, посчитавшими её причастной к смерти Лебядкиных. Совратил и надругался над несовершеннолетней девочкой - Матрёшей, которая, не выдержав психологического шока, покончила с собой.
  Зло, творимое Ставрогиным, стало причиной мучавших его кошмаров. Он систематически стал чувствовать, а иногда и видеть по ночам возле себя какое – то злобное существо, вызывающее омерзение и ужас, а также образ умершей девочки, грозящей ему кулачком. Он интуитивно понял причину этих кошмаров, и, чтобы не усугублять свои мучения, старался, по возможности, больше зло не совершать. Чем и объясняется желание Ставрогина не убивать Гаганова.
        Ещё один «бесноватый» персонаж - Пётр Верховенский полностью потерявший человеческий облик, понятия чести и совести. Хитрый и безжалостный, скользкий и коварный тип. Которым, правят ненависть, лицемерие и ложь. А созданный им революционный кружок, повязанный кровью убитого ими Шатова, является универсальной моделью революционно – террористической ячейки. Не гнушающейся убийством ни своих, ни врагов ради «великого» дела – насильственного свержения власти. Которое будет происходить в жуткой, безрадостной и мрачной атмосфере террора, в хаосе и смуте, посеянных такими людьми как Верховенский – лжецами и сеятелями лжи.
                111
        На этом можно было бы закончить анализ основных персонажей романа Ф.М. Достоевского. Но, то что происходит в наше время в ряде государств с молодёжью, снова поддающиеся на лживые речи продажных манипуляторов и обольщающиеся лозунги прежних революций, очень сильно напоминает то, к чему стремился главный «бес» - Верховенский. Поэтому стоит привести несколько изменённое изложение его основных идей.
        - Мы проникнем в самый народ и пустим смуту. Наша опора и сила не только в тех, которые убивают режут и жгут. Такие только мешают. Но и во многих других, которых я всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом, уже наш. Адвокат, за деньги защищающий убийцу бесчестным способом, тоже наш. Школьники, убивающие мужика, ради острых ощущений, наши. Присяжные, оправдывающие преступников, сплошь наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален наш, наш. Блогеры, литераторы, администраторы и многие другие, которые и сами того не знают – все наши. Внушаемость школьников и дурачков всегда достигала высшей черты. У их наставников и манипуляторов раздавлен пузырь с желчью; везде агрессия и непомерных размеров тщеславие, аппетит зверский, неслыханный. Этих мы с легкостью возьмём готовыми идейками. Главное внушить им, что преступления и убийство не помешательство, а именно здравый - то смысл и есть, почти долг, по крайней мере благородный протест.
        В смутное время всегда подымается всякая сволочь, не имеющая ни целей, ни признаков мыслей. Изо всех сил выражающая собой агрессию, беспокойство и нетерпение. Эта сволочь, сама, не зная того, почти всегда подпадает под влияние той кучке «передовых», которые действуют с определённой целью и направляет весь этот сор куда ей угодно. Дряннейшие людишки, почувствовав безнаказанность и слабость государства, начинают громко критиковать и хулить всё священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть. Для этого каждая шелудивая «кучка» пригодится. А первейшие люди, до тех пор так благополучно державшие власть, будут их слушать и покорно молчать, а иные будут позорнейшим образом поддакивать и подхихикивать.       Мы провозгласим разрушение, пустим пожары... Когда хаос и смута охватят всех, и народ застонет по старым богам, вот тут - то мы и пустим легенду, что есть сила, новую правду несущая. Во главе которой стоит, пока скрывающийся, красавец с ореолом жертвы, гордый как бог, ничего для себя не ищущий. Главное, легенду, без которой теряется цель и смысл. И чтобы народ уверовал, что Он и мы знаем, чего хотим, а то те только «машут дубиной и бьют по своим». О, какую легенду можно пустить! А главное — новая сила идет. А ее-то и надо, по ней-то и плачут. И застонет стоном земля: «Новый правый закон идет», и взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное. В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы!
       Смута и хаос ради хаоса и никаких идей и мыслей о нормализации жизни и построения справедливого общества.
       Таким образом, одержимость бесами не является редким и исключительным случаем. Так как в той или иной степени проявленности бесы есть в каждом человеке. Они есть во мне, в вас в любом человеке. Они прячутся за нашей улыбкой, лживыми словами, благими намерениями и праведным гневом, продиктованными  тщеславием и гордыней. А их присутствие неоспоримо доказывается проявлениями   ненависти, злобы, эгоизма, зависти, слабости, трусости воли к господству, доминирующими в нашей жизни. Поэтому имя каждого из нас – Легион!
         Заражение бесами очень трудно лечится. Они поражая нивелируют ум честь и совесть людей, заставляя их совершать бесчестные, преступные и безумные поступки. Поэтому вырваться из их тисков чрезвычайно трудно.
       Так и Н. Ставрогин, пытаясь ослабить их хватку и уменьшить свои страдания, написал на трёх листах подробно о своих неблаговидных поступках и совращении Матрёши, покончившей с собой. Дал прочитать их старцу Тихону в надежде получить покаяние и прощение. Который, прочитав их, вынес свой вердикт, изложение которого несколько изменено автором.
- Меня ужаснула великая праздная сила, ушедшая нарочито в мерзость, явившая изнутри себя проблеск потребности в покаянии и поиске великого пути исцеления. Что же до самих преступлений, то многие грешили тем же, считая их неизбежными проступками юности, что не мешает им жить в мире и спокойствии со своей совестью. Есть и старцы с утешением и игривостью совершающих то же самое. Весь мир погряз в пороке и наполнен этими ужасами и мерзостью.
        Но нет единичного греха. Так как каждый, с кем ты жил, рос, учился и взрослел соприкасались с тобой своими слабостями и пороками так или иначе влияющими на тебя, формировали твой характер и определяли судьбу. Поэтому твоё окружение, в той или иной степени, разделяют с тобой ответственность за совершённые тобой прегрешения. Поэтому и ты прости меня. Возможно, что и я грешник по более твоего.
         Ну а ваше стремление к покаянию свидетельствует лишь о том, насколько коварны и сильны поборовшие вас бесы, использующие даже его для своего насыщения вашей гордыней и тщеславием. Смакуя отвратительные и мерзкие места в своей исповеди, вы как бы любуетесь собой в попытке теперь уже ошеломить читателей своими пороками и бесчувственностью. Глядите на меня изнутри, ненавидьте и презирайте, говорите вы. Вы зовете их в бой, чтобы их ненависть вызывала в ответ и вашу, от которой вам будет легче, чем если бы приняв от них сочувствие и прощение. Ваше покаяние отравлено бесами, поэтому вы не сможете со смирением перенести ни всеобщей ненависти, ни всеобщего сожаления о вас. По сути оно есть горделивый вызов виноватого к судье. Вас обольстило желание бутафорской демонстрации мученичества и жертвы собой. Покорите их истинным смирением, отложите листки и забудьте намерения ваши – и тогда уже поборете гордыню вашу и бесов посрамите.
      Я знаю одного отшельника и схимника великой христианской премудрости. Пойдите к нему в послушание лет на пять. Дайте себе обет, и сею великой жертвой приобретёте всё чего жаждете и гораздо большего.
       Каждый человек является кем - то и находится где - то всегда в соответствии с результирующим вектором всех пережитых им эмоционально – ментальных состояниях, впитанных в подсознание. Поэтому трудно предположить, да и невозможно осуществить то, чтобы мимолетное устремление Н. Ставрогина к покаянию и его разговор с Тихоном круто развернули этот вектор превратив монстра в ягнёнка.
        Поэтому, внимательно выслушав Тихона, Ставрогин раздражённо ответил, что в минуты малодушия у него мелькала мысль обнародовать эти листки, затем на время спрятаться в монастыре. И что он тут же гнал эту мысль от стыда краснея за её низость. Но чтобы постричься в монахи ему не приходило в голову даже в минуту самого малодушного страха и глубокого отчаяния.
       Беседа с Тихоном не принесла Ставрогину облегчения. Ночные         кошмары и терзания души продолжались, а дальнейшая жизнь казалась ему бессмысленной. Поэтому, не выдержав этой безысходности, Ставрогин покончил жизнь самоубийством. 
                1У
        На протяжении веков легионы наших страстей торжествуя правят бал в окружающем мире. Порождая миллионы современных Гагановых из – за пустяковых обид люто ненавидящих друг друга, чем коверкают и отравляют себе жизнь. Целые государства по наследству передают последующим поколениям свою ненависть и злобу к соседнему народу. Становясь бесноватыми и безумными в своей упрямой уверенности в справедливости своих взглядов на конфликтные ситуации. До такой степени ненавистью омрачают свои сознания, что в безумной ярости систематически убивают ни в чём не повинных мирных женщин, детей, стариков.
       Ведущие государства, прикрываясь беспардонной и лживой демагогией о демократии и общечеловеческих ценностях огнём и мечем насаждают в мире угодный для себя порядок. В разных странах финансируют многочисленные благотворительные организации, под благовидными вывесками которых целенаправленно подбираются, обучаются и воспитываются современные Верховенские. Демагоги и провокаторы, создающие революционно – террористические ячейки, призванные разжигать в народе адское пламя ненависти. Сеять разрушение и хаос, не гнушаясь убийствами ни своих ни врагов, с целью свержения законной власти и установления марионеточных правительств. 
       В результате их деятельности у целых народов омрачается сознание. Они вдруг начинают верить в свою исключительность и насквозь лживое и сфальцефицированное героическое прошлое, уподобляясь тем заражённым, о которых писал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В выдержке из воспоминаний Раскольникова.
- «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса».-
                У
             Мир, раздираемый страстями, погряз в океане лжи и словесной шелухи, являющихся благодатной средой для взращивания уродливых бесов, являющихся неотъемлемой частью человеческой сущности. Оказывающих негативное воздействие на людей, искушая и обольщая их, ожесточая их сердца и дурманя разум. Пытаясь вырваться на поверхность бытия бесы ожесточённо грызут цепи и клетки сознания и воли людей, призванных держать их в повиновении и узде. Это надо признать и использовать, не вливаясь в общий хор, призывающих к ожесточенной борьбе с бесами, взяв под контроль их агрессию и ярость, нивелированные осознанностью и разумностью. В результате чего люди станут и не ангелами и не демонами, а их сознание и воля получат инструмент, способный противостоять и побеждать любые агрессивные проявления внешней среды. Инструмент, который человек сможет по -  разному настраивать и перенастраивать, в зависимости от кардинально меняющихся внешних условий. Это правда разума, социума и личности человека, признающего себя лишь собой.
             Такая картина мира, со всеми правдами, полностью находится во власти тёмного эгрэгора, под колпаком которого разыгрывается сценарий битвы добра и зла, в котором бесы, надев маски то злодеев, то законопослушных граждан, противостоят друг другу. Имя этого эгрэгора – разумность, которая не понимает, как это можно прощать, не карать, не наказывать? Не жить по принципу око за око, зуб за зуб. Подобные слабости приведут к торжеству насилия, крушению основ и хаосу. В этом диком поле добро разумно, разумно зло, а осознанности людской хватает чтобы лишь страхом, силой и штыками, сохранять жизнь и любовь, чтобы люди раньше времени не уничтожили друг друга. А также хранили хрупкий Мир от полного разрушения, готовый взорваться в любой момент. Этот эгрэгор позволят людям изощрятся в строительстве всевозможных, как им кажется, справедливых обществ на основе всевозможных измов, лишь бы их основой была разумность и справедливые законы, а не любовь, сострадание и доброта.
          Которые и в принципе быть не могут основами никакого мироустройства, пока не смягчатся сердца человеческие. И, как озарение, не откроется людям что их душа обладает великой силой и властью, великим предназначением вырвать людей за пределы колпака этого эгрэгора, указав путь восхождения. В этом великом восхождении, не вопреки разумности, а дополняя друг друга, в полной мере проявят себя и расцветут высшие качества, такие как: чистота помыслов, преданность, отвага, жертвенность, любовь, сострадание и доброта. Проявления которых изменит в сторону света направление результирующего вектор всех внутренних состояний людей, меняя их сущность и характер.