Когда никто не прав

Лариса Григорьева
 
                Смысл жизни – в самой жизни
                народная поговорка
                рассказ
Однажды, в поликлинике пришлось довольно долго ждать врача. Время у меня было, поэтому я не переживала, удобно усевшись на диванчике. Справа и слева от меня были высокие, кустистые южные деревья в кадках с землёй. В длинном, просторном коридоре больные не толпились возле дверей, они, как и я,  спокойно ждали своей очереди, располагаясь на стульях и в мягких креслах. 
   Вдруг слышу гортанное, громкое, недовольное:
  – О-у!
  – Скоро зайдём, Коля!  – голос женщины, уговаривающий, тихий.
Через некоторое время нетерпеливое:
  – Бу-у! – опять громко, резко.
  – Потерпи, деточка!  – голос ласковый, но уже с некоторыми нотками строгости.
Я  прошлась мимо говорящих, чтобы взглянуть на них. «Деточка» на вид был лет пятнадцати или чуть старше.  Лицо его было девичье, тело мягкое, как у человека, не знающего физической нагрузки. Он сидел в инвалидной коляске.
Мама была уже  пенсионного возраста, хотя хорошо выглядела.
   «Ну, лет на десять её ещё хватит», – подумалось мне. – А дальше! Что с её сыном, этим несчастным человеком, будет дальше?»
      Однажды наткнулась на сайт, где SMS с воплем человека:
   «Я самостоятельно  даже в туалет не могу ходить! Мать уже  часто болеет. Если её не будет, то, как же мне быть? Кому я нужен? Зачем?»
       Я тоже стала задумываться над такими вопросами, когда у пожилой моей подруги Раечки случился правосторонний неизлечимый инсульт, и она стала инвалидом.  Мужа и детей у неё не было. Дальняя родственница поместила несчастную в дом временного содержания больных несамостоятельных стариков. Я там побывала.
        Домик внешне замечательный, такой беленький. Он находится в окружении корпусов местной больницы, внутри чисто, просторно, кормят нормально, памперсы меняют вовремя. И, вот я в комнате, которая на четверых. Кроме Раи, которую я пришла навестить,  увидела пожилую женщину, лежащую на кровати, ещё одна старушка  передвигалась, толкая перед собой специальное приспособление. А, четвёртая бабушка  непрерывно громко повторяла: «Ой, больно! Ой, всё болит!»  Нянечка объяснила, что несчастной  около девяноста трёх лет и таблетки обезболивающие  уже не помогают. Страдалица приставала то к одной, то к другой соседке, называя  своей дочерью, с возгласами: «Помоги мне! Всё болит! Ой, больно!» Было воскресенье, поэтому медицинский персонал и начальство отсутствовали. На следующий день  вызываю по телефону  заведующую и спрашиваю, почему не обезболивают старушку?  Получаю убедительный ответ:
   – Врач назначил таблетки, мы ей даём.
   – Так они  не помогают, значит надо уколы, может быть и наркотические, –        возмущаюсь я, стараясь не оскорбить заведующую.
  – Врач знает, что назначать, мы обязаны выполнять эти предписания.
  – В конце концов, если вы равнодушны к страдающему  от боли человеку, то пожалейте стариков, которые рядом с ней днём и ночью! – уже почти кричу я.
   – Бабушка оформлена на шесть месяцев. Больше я её не возьму. Осталось потерпеть ещё три месяца! А может быть она и раньше уже скончается, – услышала я следующее циничное возражение.
   Мои призывы к состраданию, похоже, были бесполезны, и я прервала разговор.
    «Не хочу так же подойти к своей последней черте! Не хочу!» – стучало в моей голове, отяжелевшей от ощущения бессилия,  что - либо изменить. – Почему  человек лишён возможности умереть достойно?»
    Хотелось с кем-то близким поговорить на эту тему.  Позвонила другой своей подруге, которая много лет убеждённая верующая, соблюдает все посты и церковные праздники,  в  храме она – свой человек.
   – Аня, я в отчаянии после посещения нашей Раечки!  Давай, поговорим!
   Вечером  мы встретились, решив попить чайку у неё дома.
Конечно, я до этого по интернету навела справки по терзающему меня вопросу.
    Голландия, Бельгия, Шотландия официально разрешают эвтанизию. В трёх штатах США: Орегоне, Вашингтоне и Монтане разрешён особый вид эвтаназии. Это так называемое, медицинское содействие в прекращении жизни. Здесь ответственность за решение прервать свою жизнь возлагается на пациента, если больному остаётся жить не более шести месяцев.
Ассистированое самоубийство в Нидерландах и Швейцарии разрешено с  1942 года, в Бельгии – с 2002года, в Люксембурге – с 2009года.  В 2016 году это узаконили и в Канаде.
    Я рассказала Ане о доме временного проживания беспомощных стариков  и прямо спросила, как она относится к эвтаназии, которая в России, конечно, есть, но подпольная.
  – Эвтаназия –  убийство! – уверенно заявила моя подруга, недобро сверкнув глазами.
  – Да! Но это из милосердия! – пыталась я возразить.
  – Только Бог может определить предел человеческой жизни. Иисус страдал до конца!
  – Можете не сомневаться, сразу же найдутся «бизнесмены», чтобы извлекать уйму денег из  статьи разрешённой эвтаназии, – вступил в разговор Павел, сын Ани, юрист по образованию.
   –Уголовное право рассматривает эвтаназию, как преступление, а я считаю это нечто среднее между убийством и позволением умереть.
   – А, как это понимать? – мы с Аней с большим интересом одновременно повернулись в сторону Павла, который продолжал:
   – Облегчить боль – это нравственно и допустимо.  Конечно, большие дозы морфия  ускоряют уход из жизни, но тогда нет бессмысленных страданий.
   –  Смерть – это зло! – не отступала Аня. – Кстати, медики дают клятву Гиппократа, где клянутся всегда помогать выжить пациенту. А ещё вот что: если эвтаназия будет легальной, то у пожилых людей не будет  выбора, продолжать жить или уйти с дороги!
   – Это верно. – Я легонько сжала руку Ани, подтверждая неоспоримое согласие с приведённым аргументом. – И всё же  не согласна с тем, что врач пассивно ждёт, когда пациент умрёт в мучениях.  Кстати,  в буддизме самоубийство – это часть религиозного ритуала.
   – Да, – поддержал меня Павел, – я читал, что и в индуизме также.
   – Но мы  с вами христиане, воцерквлённые или нет, не важно! Повторяю, эвтаназия это убийство – вот и всё. – Аня поморщилась, решительно встала и вышла в другую комнату, показывая, что с её стороны разговор закончен.
Я была в гостях, поэтому компромиссно заключила:
  –  Получается, что  проблема не разрешима…
  – Мам, ну, ты чего сбежала-то?
  – Да, я воду для чая вскипятила! –  Аня вернулась и долила нам в чашки кипяток.
  – Вот, читай! – подруга положила передо мной открытый журнал и ткнула в нужную страницу.  В статье также была тема эвтаназии. Я абсолютно согласилась с   предложением протоирея Александра Ткаченко: «На мой взгляд, надо думать не об эвтаназии, а о том, как обеспечить каждому человеку качественную помощь и возможность без страданий прожить столько, сколько ему отведено!»
   – Аня, вот именно, «возможность без страданий дожить»,  сколько случаев, когда  обезболивающая доза оказывается смертельной! Тогда, что? Суд?   Как же быть?
   – Не знаю!  Но эвтаназия это убийство! – упрямо повторила Аня.

                ***
      Дома я время от времени размышляла о нашем разговоре, пытаясь мысленно определить истину, которая никак не улавливалась.  Неожиданный  звонок по телефону взбудоражил.  Незнакомец представился  полицейским и сообщил о происшествии, виновник которого  назвал меня родственницей и просил приехать.  На вопрос, что случилось, я услышала, будто водитель, была названа фамилия Андрея, сына моей близкой подруги,  пьяный за рулём, насмерть  сбил женщину, которая успела оттолкнуть от себя кресло - каталку с инвалидом. Я выехала на место аварии.  Пока добиралась,  вспоминала свою давнюю подругу, которая с одним из сыновей жила в Канаде. Уехал сначала старший сын, завёл там семью.  Когда  появились дети, попросил мать приехать, помочь. Давно это было.  Андрей, её младшенький, занимался бизнесом в России удачно, жил безбедно в большом собственном доме. Он наотрез, в своё время, отказался покидать родину,  не завёл свою семью, не знаю почему, хотя нравился женщинам.  Андрей был одинок, приходил ко мне иногда,  и мы, выпив по стопочке, беседовали по душам. Совсем недавно ему исполнилось пятьдесят.  Как-то, так сложилось, что дом построил, дерево посадил, но не получилось выполнить ещё один жизненный долг, «воспитать человека». Мы с Андреем при разговоре избигали эту тему.  Однажды,  я попыталась поговорить о том, что надо бы жену, детей, но, увидев слёзы в его глазах, поняла, что это для него не возможно.
    Когда я прибыла к месту аварии, тело женщины уже увезли. Рядом с Андреем стояло кресло-каталка, на которой плакал, знакомый мне по поликлинике, юноша инвалид. Слава богу, мой приятель не был  виновен. Его машину на переходе толкнула маршрутка, у которой, то ли тормоза отказали, то ли водитель был пьян.  Мы  решили инвалида забрать с собой, пока полиция разберётся, что к чему.
    Поехали  к Андрею. Дом его  не пустовал. Повариха и уборщица встретили нас. А ещё вышел к нам  кот–красавец, черной масти с белыми усами.
    Пострадавший юноша, будто, окаменел, хотя, пока ехали,  плакал навзрыд. Видно было, что левая сторона тела у него  парализована, но заплаканное лицо было  красиво. Я вспомнила, что несчастный ещё и не говорит. Андрей включил ноутбук,  придвинул кресло - каталку к столу и напечатал:
  – Как тебя зовут?  Ты пользователь компа?
Юноша правой рукой уверенно напечатал ответ:
  – Моё имя Николай.  Я пишу, читаю и прекрасно слышу.
  Я легонько дотронулась до руки Коли:
  – Есть ли у тебя родственники? –
  – Нет, у меня  только мама,  –  печатая,  парень опять всхлипнул.
  – Останешься у меня пока?  – Андрей засунул в руку Коле носовой платок.
  – Бу-у, – был ответ.  Андрей легонько,  сжал  юноше плечо.
Я распрощалась и уехала к себе.
   На следующий день  была занята с внуком, потом  разболелась и попала в больницу. Андрею  позвонила только через две недели. Голос его мне показался непривычно радостным. Я спросила, как закончились дела после аварии, и услышала ответ:
  – Тётя Дина, можете поздравить меня, я опекун  инвалида. Это Коля, тот самый парень, мать которого погибла. Мы хорошо с ним ладим. Я уже договорился о заочном домашнем обучении на программиста. Он талантливый. Главное, я ему  нужен.   Очень! 
    Слушая Андрея,  я поняла, что он обрёл семью и  счастлив.   Вот так.