Один из множества зачетов

Аглая Анхори
       Предмет ТВН (техника высоких напряжений) мало того, что сам по себе нудный, так еще и не для всех нужный. Например, мне и еще нескольким девочкам. Ибо монтажниц-высоковольтниц только в кино можно увидеть, в реальной жизни их надо долго и тщательно искать, и то не факт, что найдутся. Но мы понимаем, что раз уж поступили на энергофак, от зачета не отвертимся.
       Лекции читал и вел семинар «пан пОляк» - Витольд Донатович… Точное имя уже подзабылось, но личность преподавателя... Даже на моем смертном ложе его облик будет стоять перед уже закрытыми глазами, а его голос будет петь мне отходную.

       Старшекурсники просветили о почти патологической любви Витольда Донатовича к своему предмету, что является причиной включения в лекции материалов, которых нет ни в одном учебнике - статьи из специализированных журналов, новинки узкопрофильной литературы, даже выдержки из диссертаций к которым имеет доступ. И на зачете обязательно спросит о таких "включениях", поэтому, младшие други-собратья, конспектируйте каждое слово. Еще любит спрашивать тот материал, который даже в лекции не включил. Правда, если студент сознавался, что не знает "внелекционные" формулы, явления и понятия, на принятие или непринятие зачета «явка с повинной» не влияла, но если знал (что иногда случалось в беседах с теми, кто был послан от производства), получал зачет без дальнейших расспросов. Зато, если выяснялось, что студенту неведомо о включениях дополнительного материала на лекциях, то зачет приходилось пересдавать даже при блестящем знании материала учебников.
       Для экономии времени Витольд Донатович заранее предлагал объединяться в четверки и на зачете вел беседу сразу с 4-мя. Если на его вопросы с большим отрывом отвечал 1 чел, а остальные лишь изредка поддакивали, этому 1 и ставился зачет, остальным предлагалось прийти в следующий раз. Но если вклад каждого был примерно равен, то зачет ставился сразу всем, либо, если "пан пОляк" был ответами недоволен, то место для следующей четверки освобождали все четверо.
       Правда, экономия времени была весьма сомнительна. Витольд Донатович был так дотошен, что если бы принимал студентов по одиночке, то пришлось бы ему работать в режиме 24/7. И то мало шансов, что успел бы опросить всех.

       День зачета. Мы, "четыре орхидеи", сплотились еще на 1-ом курсе, уровень знаний примерно одинаков, поэтому не сомневались, что сдадим с первой же попытки. Если какой-то нюанс не знают трое, все-таки есть шанс, что ответит четвертая.
       Заходим в аудиторию. Собеседование идет так себе, на какие-то вопросы отвечаем замечательно, на какие-то поверхностно, какие-то вообще остаются безответными (точнее, несем явную муру). К сожалению, явной муры и поверхностных ответов больше, чем замечательных (предмет-то нудный, и не слишком значимый по нашим соображениям). Сами понимаем, что тонем, но пытаемся барахтаться.
       Витольд Донатович задает последний вопрос: известно ли милым девушкам что-нибудь о "разной скорости распространения слоев (чего-то там) в электромагнитном поле"? Одна из подруг, уверенная, что это тот самый "внелекционный" подвох, явление, о котором мы могли узнать только из какого-нибудь спец.журнала (если бы мы время от времени в такие журналы заглядывали), простодушно выпаливает: "Нет". Я пытаюсь осторожничать, вроде бы где-то что-то слышала, но так смутно...
       Тут уж Витольд Донатович не выдержал:
       - Я на лекциях соловьем разливался, старался как можно понятней донести, а Вы мне тут - вроде бы слышали, но как-то смутно...

       (Уже на улице самая импульсивная и эмоциональная из «орхидей» созналась, что чуть было не выпалила: «Мы, что ли, виноваты, что Ваш акцент напрочь отключают мозги?»
       Тогда мы поверили в ее искренность, но теперь я начинаю склоняться к тому, что она эту реплику выдумала для разрядки, чтобы слабая улыбка заиграла на наших кислых физиономиях. Да, уж, радоваться нечему. Зачет – это же не экзамен, никаких сомнений в успешной сдаче не было. И вдруг такой облом...)

       Пришлось в течение зачетной недели еще раз встретиться с Витольдом Донатовичем. Спасибо, что за почти такие же невнятные ответы третью встречу не назначил. Понимал, что именно девушкам, будущим релейщицам, сей предмет не нужен.


       P.S.  Не могу отказать себе в лирическом дополнении.
       Невзирая на нудность предмета, девушки лекции посещали с удовольствием. Нет, не так... Термин «удовольствие» не может выразить ту гамму ощущений, которая влекла на лекции прекрасную половину потока... Это чувство не сопоставимо с экстазом фанатов от лицезрения своего кумира, не сравнимо с трансом кролика под гипнотизирующим взглядом удава, и в то же время в малой дозе они присутствовали. Но основное... В чем-то напоминало завороженность племени под шаманские танцы с бубнами... Увы, наиболее точная формулировка все равно ускользает...
       Витольд Донатович помимо красивого голоса обладал таким чарующим акцентом, что девочки слушали звучание, как музыку, не слишком вникая в смысл произносимых слов, и записывали формулы так же без понятия будто копировали чью-то чужую тайнопись.
       Кроме того, Витольд Донатович, невзирая на то, что ему перевалило за 50, вел здоровый образ жизни, благодаря которому имел великолепную осанку и стремительный шаг. Даже седина на висках не перечеркивала общей моложавости облика.

       Для девушек, по словам все тех же сведущих старшекурсников, имелось еще одно условие, самим Витольдом Донатовичем не озвучиваемое, но вроде проявляющееся, и посему замечаемое якобы непредвзятыми наблюдателями: скромность, скромность и еще раз скромность. Никаких декольте или мини, никакой косметики (правда, этот запрет можно было обойти: Витольд Донатович по косметике не был таким же спецом, как по ТВН, поэтому неброский макияж принимал за «естественность» и карающих санкций не применял), прически – приглаженные. В идеале, кто уж очень хочет произвести благоприятное впечатление – косы, если длина волос позволяла их заплести, или волосы, зачесанные назад и прихваченные бабушкиным гребешком.

       Теперь-то я понимаю, что это были очередные "страшилки". Захотелось кому-то из старших мальчиков пошутить таким образом... По крайней мере, на нашем курсе никто из девушек с заведомой предвзятостью Витольда Донатовича к внешнему виду не столкнулся. Притом, что не все вняли "полезному совету", были такие, кто являлись на зачет в боевом раскрасе...


       P.P.S.  Описав эту историю, попыталась было вспомнить, что именно слоилось, и не смогла. За прошедшие 40 лет ни разу не возникла необходимость воспользоваться этой информацией. Но теперь, после пробуждения воспоминаний о былом, желание уточнить: что именно слоилось в электромагнитном поле? – лишило сна и покоя, отвлекало от привычного, взывало к поискам...
       Я нашла в Интернете пару учебников (год издания до 1980) по которым мы могли учиться, стала их изучать. И обнаружила, во-первых, предмет ТВН не такой уж нудный, как нам казалось в молодости, описания процессов и разбор формул спустя 40 лет оказались весьма увлекательны; во-вторых, учебник не дал ответа какие такие слои движутся с разными скоростями. Эти трижды клятые слои были очередной каплей в «чашу знаний», зачерпнутой Витольдом Донатовичем из неведомого нам источника.

       И спросить уже некого...