Герой в литературе

Лариса Григорьева
               

    Речь идёт не о главном действующем лице, а о герое. Герой в литературе – это тот, который делает что-то такое, что вроде бы невозможно, а он пересекает рубежи, преодолевает все невзгоды, может быть даже ценой своего здоровья или жизни. Ну, так я думаю. Ведь для героя важно не просто центральное место в повествовании, но и героика поступков…
Героика – «это литературный приём, при помощи которого одному человеку (герою) приписывается сумма подвигов, которые являются в действительности результатом работы целого ряда людей» – так формулировал критик, литературовед  Осип Брик.
    Все мы были детьми и не забыть, как восхищались героями сказок: Илья Муромец; Алёша Попович; младший сын, Иван-дурак, который наоборот самый умный; девушка, которая спасла своих одиннадцать братьев (сказки Андерсена) и т. д.  Такая героика есть в сказках любых народов.
     Герои, любимых в СССР книг, в чём-то продолжали традиции, заложенные сказками. Они преодолевали невероятные трудности собственные слабости, терпели физические и нравственные муки ради победы добра и светлого будущего.
Можно привести немало ярких примеров высокой нравственности литературных героев, стремящихся к благородной цели, из книг, любимых и читаемых в нашей стране, до начала «лихих» 90-х:
  Несомненно, это повесть «Как закалялась сталь» Н. Островского; роман «Овод» Э.Л. Войнич.
 В таких произведениях, как «Тихий Дон» М. Шолохова; «Хождение по мукам» А. Толстого; «Война и мир» Л.Толстого; «Первый учитель» и «Тополёк мой в красной косынке» Чингиза Айтматова и многих других им подобных, читатель всегда для себя находил нравственный пример, понимал на кого равняться, а кого презирать.
  Способно вызвать только восхищение, преодоление самого себя – об этом говорит нам «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. А какую гордость «за наших» вызывали героические поступки и героическая гибель советских молодых людей. Я имею в виду роман А. Фадеева « Молодая гвардия».
   Настоящий литературный герой – это не обязательно могучий человек, у которого всё положительно, прекрасны и тело, и душа и ум. Нет, это может быть внешне не заметный человек, но он тот, кто преодолевает такое, что вначале казалось, невероятным. Вот, знакомые каждому советскому мальчишке герои Джека Лондона справляются со стихией природы, побеждают себя: «Сердца трёх», «Рождённая в ночи», «Кусок мяса», «Гонки» и т.д.
  Чем-то поведение героев Джека Лондона напоминает негромкая советская героика, когда невозможные подвиги оказываются по плечу простым комсомольцам и коммунистам. Достаточно вспомнить  книги о Великой Отечественной: повесть «Хроника пикирующего бомбардировщика» Владимира Кунина; «А  зори здесь тихие» Бориса Васильева». 
     Моё поколение, воспитанное в СССР привыкло читать и смотреть фильмы о войне, где главным, зачастую, становилось не выполнение боевых заданий, но высокое нравственное поведение.
Мы считали, что герой – это человек способный на нравственный поступок. Настали времена, когда нас стали убеждать в обратном. Я говорю о дегероизации.
     Сначала это было чем-то исключительным для книг, издаваемых в Советском союзе. Начиная с 1959 года (роман переиздавался) советский человек мог прочитать книгу немецкого писателя «На западном фронте без перемен». Эрих Мария Ремарк без прикрас изобразил жизнь простых солдат на фронтах первой мировой. Немецкие солдаты в романе воюют против французских, английских, американских. Время – до 1918 года. Но национальность или время действия здесь не важны. Кажется, читатель только и видит, что у всех солдат одинаково льётся кровь, отрываются головы, ноги, вываливаются кишки из раненых животов.  В романе Ремарка нет действующих лиц, на которые хочется равняться, но зато красной чертой проходит общее:
«Кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга в безумном ослеплении, покоряясь чужой воле, не ведая, что творят».
    Не ведая! Не совершая выбора и тем более нравственных поступков…
    Потом Виктор Астафьев написал книгу «Прокляты и убиты», чем-то похожую на роман Ремарка, тоже про жизнь простых солдат. Писатель-фронтовик, не приукрашивая действительности, художественно изобразил ужас предфронтовой подготовки солдат  в СССР,  а потом их посылали умирать.  Читать интересно, отдельные фразы поражают жизненной правдой и запоминаются надолго: «серое скопище, в одинаковой одежде, с одинаковой жизнью и целью однородно до тех пор, пока не вступишь с ним в близкое соприкосновение». В романе Астафьева люди настолько унижены, что ни о каком романтизме, героизме и нравственности говорить не приходится. Читатель видит войну не глазами генерала, а глазами солдата. Так до Виктора Астафьева о войне у нас в стране никто не писал.
    Дальше, больше. В мирное время появляются рассказы В. Шукшина. Он пишет о людях симпатичных, иногда смешных, иногда хороших, но совсем не о героях. Равняться на персонажей Шукшина как-то не хочется, хотя, конечно, они свои «родные, доморощенные, безобидные».
   Да, советская литература была не однородной, медленно и подспудно на смену ярким характерам и сильным личностям в ней приходят безликие персонажи или просто люди далёкие от необходимости нравственного выбора. И наступило время, когда именно эта тенденция стала ведущей, про сказки забыли, а тех, кто выступил на первый план в книгах язык не поворачивается назвать героем.
     Вот рассказы В. Сорокина, провозглашающие нравственное безразличие – а по мне так и просто шизофрению, даже бывает противно читать. Действующие лица способны вызвать любопытство, но стоит увлечься чтением, как испытываешь чувство отвращения, а уж о чём - то светлом и вдохновляющем вообще говорить не приходится. Я могу вспомнить его рассказы: «Соревнование», «Геологи», Сергей Андреевич», «Желудёвая падь», хотя Сорокин много чего писал и продолжает писать, претендуя на звание знаменитого современного писателя.
     Говорят, какое время, такое и общество, и не может быть героев сейчас. Я не верю. Я не согласна. Ведь по-прежнему в жизни можно встретить людей способных на сильные поступки, стремящихся к добру. Фёдор Конюхов, наш соотечественник и современник, самый настоящий герой в борьбе со стихией океана. Вот, хорошо знакомая участникам Литературной мастерской  Наталья Потапова, сама прикованная  к креслу-каталке, она пишет рассказы, где и намёка нет на болезнь. Наташа живой пример стойкости и мужества в борьбе с болезнью. А медработники, которые сегодня отстаивают жизни пациентов в борьбе с неизученным вирусом, иногда ценой своей жизни, это конечно, герои.  Стоит присмотреться внимательно, поинтересоваться и каждый из любителей литературного творчества сможет найти   примеры героической жизни близких или пока не знакомых людей.
     Так, может быть, дело не во времени и обществе? Может это только оправдание? Многие книги, написанные или изданные в СССР хочется  перечитать и сегодня. Дело не в эпохе, как таковой. Дело в том, кого писатели делают героями своих книг. Конечно, есть понятие «литературный герой» и в этом смысле героем может быть каждый. Но я уверена, настоящий герой в книге тот, кто хочет «счастья для всех даром», способен «положить жизнь за «други своя» или проще – проживающий жизнь, на которую хочется равняться и про которую хочется читать.
2020г.