Марина Цветаева Мне нужно, чтобы меня любили!

Лариса Оболенская-Азбукина
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

… Отец всецело поглощен работой. Он в творчестве, в искусстве, в мире прекрасного. Мама. Она спешит, спешит, спешит вложить в детские головки максимальное количество знаний. Какие-то рифмы – это потом – не сейчас. Сейчас гаммы за роялем, учить языки. Быть обязательной и правильной. Так положено, так принято! Строгость, жесткая требовательность вместо ласки и понимания. Марина учится видеть прекрасное там, там, где его и не было. Крайность, категоричность, требовательность – Марина мечется и все эмоции погружает в поэтические, бередящие душу, строчки. Прямо в сердце, пряча от людских глаз.

Юная Марина живет в мире прочитанных книг и возвышенных романтических образов. В шестилетнем возрасте она пишет стихи не только на русском, но и на французском, и немецком языках. Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), вместе с сестрой - в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), прослушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Лирика Цветаевой – это Марина, обнаженная до детской наивности, с отверженностью и одиночеством бездомности, с романтическим ощущением единства жизни и творчества.

Казалось бы, судьба постоянно держит ее на грани: Марина, не стыдясь, говорит мужчине то, что чувствует, она жаждет любви, и искренне, красиво отдает себя с сумасшедшей нежностью, не требуя ничего взамен. М.Волошин писал, что ни у одной из поэтесс "девичья интимность не достигала такой наивности и искренности, как у Марины Цветаевой…" (Женская поэзия)

Стихия любви, стихия эмоций, реальность – все слагалось в костер. Костер поэзии! Без нее Марина не могла существовать! Свое поэтическое вдохновение она черпает из собственной души, непредсказуемой, как море.
Быть нежной, бешеной и шумной,
- Так жаждать жить! -
Очаровательной и умной, -
Прелестной быть! …

Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.

Стихи Цветаевой – это женский плач, помните стихотворение: "Мой милый, что тебе я сделала!":

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"
Современники восхищались филигранной отточенностью стихов и накалом страсти. И упрекали за "сделанность" и надуманность. Жалели за неустроенный быт, (Марина из сил рвалась, чтобы заработать деньги, надо кормить и платить за обучение детей и мужа). И осуждали за эгоизм и презрительное отношение к окружающим, за то, что, сочиняя стихи, кипятит молоко и варит суп…

Отношение к Цветаевой было откровенно неприязненным. Окружающих, особенно женщин, она раздражала …. Красивая, высокая женщина была одинока в этом мире:

Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей.
Отказываюсь — жить.
С волками площадей

Отказываюсь — выть.
С акулами равнин.
Отказываюсь плыть —
Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.

Идеал свой благородства и рыцарства Цветаева увидела в Сергее Эфроне, который стал ее верным мужем. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. Это ему посвящается стихотворение: "Генералам двенадцатого года":

…Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет…

Однажды Цветаева написала в тетрадке для стихов письмо к мужу, Сергею Эфрону, не зная, жив он или мертв: "Если Бог сделает это чудо, оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака..." 21 год спустя, собираясь вслед за мужем в Советский Союз и не ожидая ничего хорошего, она приписала: "Вот и поеду – как собака".

В пустынной храмине
Троилась — ладаном.
Зерном и пламенем
На темя падала...

В ночные клёкоты
Вступала — ровнею.
— Я буду крохотной
Твоей жаровнею:

Домашней утварью:
Тоску раскуривать,
Ночную скуку гнать,
Земные руки греть!

С груди безжалостной
Богов — пусть сброшена!
Любовь досталась мне
Любая: большая!

С такими путами!
С такими льготами!
Пол-жизни?— Всю тебе!
По-локоть?— Вот она!

За то, что требуешь,
За то, что мучаешь,
За то, что бедные
Земные руки есть...

Тщета!— Не выверишь
По амфибрахиям!
В груди пошире лишь
Глаза распахивай,

Гляди: не Логосом
Пришла, не Вечностью:
Пустоголовостью
Твоей щебечущей

К груди...
— Не властвовать!
Без слов и на слово —
Любить... Распластаннейшей
В мире — ласточкой!

Сквозь непроницаемый слой равнодушия, безразличия, презрения видна философская глубина с психологической точностью. Поэзия Цветаевой напряженная эмоционально сродни исповеди, чувственная мысль сжата, что определяет специфику языка.

…"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами...
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной — и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами…"

В этом стихотворении Марина благородно отказывается от будущего мужа своей сестры Анастасии Маврикия Минца. Маврикий восхищался и преклонялся перед Цветаевой, да и Марина краснела от его взглядов. Симпатия так и осталась симпатией: Анастасия и Маврикий были обручены.

…Софья Парнок. И ее любила Марина. Ей посвящены строки:
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?

Узнав об этом романе, муж не выдерживает и принимает решение идти добровольцем на фронт… И на Цветаеву снисходит прозрение. Она видит, что Парнок — законченная эгоистка, деспот, к тому же безумно ревнива… Наконец-то Цветаева разглядела в Софье Парнок обычную, к тому же еще порочную женщину…

"Ни в одну из заповедей - я, моя к ней любовь, ее ко мне любовь, наша с ней любовь - не входила. О нас с ней в церкви не пели и в Евангелии не писали... Мы же обе шли только против "людей": никогда против Бога и никогда против человека". Это повесть еще об одной любви Марины - "Повесть о Сонечке".

…"Сонечка (Голлидэй) от меня ушла – в свою женскую судьбу, – писала Цветаева. – Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину..."

Константин Родзевич – ради него Марина готова была покинуть семью, но совестливость ей не позволила. Чувства, как всегда вылились в строчки поэзии:

Движение губ ловлю.
И знаю — не скажет первым.
— Не любите? — Нет, люблю.
— Не любите! — Но истерзан,
Но выпит, но изведен.
(Орлом озирая местность):
— Помилуйте, это — дом?
— Дом — в сердце моем. — Словесность!...



При — шлось. И жмусь,
И жмусь… И неотторжима.
Мост, ты не муж:
Любовник — сплошное мимо!...
…Оди — накового
Моря — рыбы! Взмах:
…Мертвой раковиной
Губы на губах.
В слезах.
Лебеда —
На вкус.
— А завтра,
Когда
Проснусь? ***

Из-за любви Марины к Константину Родзевичу, который был другом Эфрона, распалась мужская дружба - мужа и любовника. Сергей Эфрон прекрасно осознавал, что Марина личность творческая, остро и болезненно переживающая каждый новый приток воздуха. А притоком воздуха для нее всегда были увлечения.

Болела Марина и Пастернаком, она обращается к нему стихами:

Расстояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав…

"Невстреча" с Пастернаком не оправдала надежд Марины, это была дружба поэтов. Не более.

Арсений Тарковский – последняя любовь. Марина получила в подарок книгу и восхищенно пишет автору "Ваш перевод прелесть…" И далее приглашает Арсения в гости…. У него - эмоции, эмоции, эмоции….Приглашение…. от самой Марины…от Цветаевой, которую он боготворил! Встретились. Словно искра пробежала. Любовь с первого взгляда... Но страх одиночества уже преследовал Марину….

С появлением Тарковского одиночество рассеивается. Он нежен, внимателен и в отличие от сына позволяет себя любить. И снова всплеск забытых чувств... Романтические встречи... Долгие прогулки по Москве... И стихи, которые читает ей молодой Тарковский. "Мне стыдно руки жать льстецам," Стихи производят на Цветаеву шоковое впечатление. Ей страшно за Тарковского. Через много лет Тарковский ответит: "Я любил ее, но с ней было тяжело".

Однажды в присутствии гостей Тарковский прочел только что написанное стихотворение.

Стол накрыт на шестерых,
Розы да хрусталь,
А среди гостей моих
Горе да печаль.

И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат…

Цветаева расценила стихи Тарковского по-своему. И ответила:

Все повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
— Я стол накрыл на шестерых…
Ты одного забыл — седьмого.

Невесело вам вшестером.
На лицах — дождевые струи…
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть — седьмую…

Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально — им, печален — сам,
Непозванная — всех печальней…

"Непозванная…" - о, эта цветаевская гордость! Растревоженное самолюбие… Стихотворение это — ПОСЛЕДНЕЕ. Оказывается, не все еще утрачено. Есть еще способность любить… И талант… И рождение стихов… поводом для которых стала обида на Тарковского.

— Для меня это было как голос из-под земли, — признался Арсений Александрович, потому что прочитал горькие строчки обиды впервые спустя 42 года после его написания – в 1982 году.

Арсений Тарковский пробудил в Цветаевой, казалось бы, давно утраченную веру в себя, в свой творческий потенциал, в свой талант. Спасибо ему огромное!

Цветаева была увлекающейся натурой. "Мне нужно, чтобы меня любили… Нуждались — как в хлебе"

Мне очень трудно было писать, читая письма Марины, читая о ней воспоминания, слушая ее стихи…. Сквозь строчки стихов Цветаевой я пытаюсь понять ее творчество – это одиночество…

"Я, когда не люблю, — не я… Я так давно — не я…" Ей была необходима любовь, как воздух, Марина влюбляла и сама влюблялась, и в костре любви рождались ее стихи. Ураган чувств обрушивался на нового избранника и всегда оборачивался стихами. Стихи готовы - чувства исчезали. Ее удивляло негативное отношение окружающих, но еще более ее убивало безразличие, непонимание и равнодушие. Любимый сын погиб где-то, муж, которого она любила "как собака", исчез во времени, и она… Она, Марина Цветаева, догорая на земле, ушла в бессмертие…. Как всегда одна, поджарив рыбу для сына и написав несколько писем…Благодаря ее творческому наследию остались в памяти людской ее сын, муж, младшая дочь. Им нельзя принести цветы - все они растворились во времени!

22 июня 2013г
http://www.etoya.ru/lady/2013/6/22/34925/