Фарфоровая уточка

Елена Булатова
Эту фарфоровую масленку в бабушкином доме Татьяна Анатольевна Ганкина помнит с раннего детства. Не просто масленка с донышком и крышкой, а белая уточка, как бы плывущая по воде: хвостик задран, точеная головка высоко поднята, хитрым глазом, сбоку прорисованным, поглядывает! Каждое фарфоровое перышко потрогать можно. Раскраска же вообще удивительная – розово-сине-зеленая спинка и крылья. Ну, где вы таких уточек видели? Только детская фантазия подскажет так разрисовать. А между тем, вещь получилась функциональная: берешь уточку за голову, снимаешь спинку-крышку, а в нижнюю часть кладешь сливочное масло.

Наверное, в свое время она была украшением семейного стола и больше всего нравилась маленьким детям. А может быть рядом с ней стояли и другие предметы столового сервиза, выполненные в том же стиле? Этого Татьяна Анатольевна не знает, как не знал и никто из ее родных. Потому что фарфоровая уточка принадлежала не им. Но прежде чем рассказать, откуда она появилась, расскажем о бабушке Татьяны Анатольевны, которую звали Кашина Евдокия Прокопьевна. Воистину эта женщина заслуживает того, чтобы о ней помнили.

Бабушка родилась в 1886 году в Кирилловском районе и прожила почти 82 года. Жизнь с детства ее не баловала. В семье было четверо детей, отец умер рано. Мать – постоянно в работе, дети воспитывались у родственников. Бабушка Евдокия жила в семье своего дяди, брата матери. В школу ходила, по её словам, «ползимы» - умела только расписываться, то есть написать свою фамилию. Но знала и с удовольствием рассказывала внукам сказки, истории, стихи. Любимым стихотворением бабушки было пушкинское: «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда…»  (воспринимала на слух, запоминала хорошо). С 6 лет она сидела за коклюшками, плела вологодские кружева на продажу.

Замуж вышла Евдокия Прокопьевна в деревню Аксеново в 24 года - по тем временам поздно. Видимо, была бесприданница. Муж, Василий Иванович Кашин, был на год ее старше. Вряд ли она его знала и любила до свадьбы, но жили они дружно, родили и вырастили семерых детей. Василий Иванович с Первой мировой пришел инвалидом. Работал дома, сапожничал. Многое в их хозяйстве держалось на Евдокии. Она была хорошей работницей, сильной и выносливой, да и характером славилась ангельским, терпеливым. Верила в Бога: молилась, соблюдала посты, пела в церкви на клиросе.

В первой половине 1930-х годов в Покровской церкви, что рядом с Аксеновом, еще шли богослужения, хотя в стране усиливалась антирелигиозная пропаганда. Многие храмы уже были закрыты и использовались под производственные цеха, склады и клубы, а монастыри – под тюрьмы и колонии. Так было и в Кирилловском районе. Если в 1930 году действующими оставались 31 церковь и 38 часовен, то к концу десятилетия фактически все церкви в районе были закрыты.

Покровское подгородное религиозное общество было зарегистрировано Кирилловским райисполкомом в 1934 году – «для совместного удовлетворения религиозных потребностей». В списке учредителей состояло 26 человек, из них 18 мужчин и 8 женщин в возрасте от 28 до 74 лет. Можно предположить, что Е.П. Кашина, как активная прихожанка, тоже была в составе учредителей. В архиве сохранился список верующих окрестных деревень - 440 человек не побоялись назвать себя прихожанами Покровской церкви, поэтому неудивительно, что этот храм продержался открытым дольше других и был закрыт, видимо, только после ареста священника Василия Остроумова (1).

Знаем мы об этом батюшке немного. В анкетах на священнослужителя за 1934 и 1935 годы указано, что Остроумов Василий Петрович родился 1 февраля 1880 года в д. Попово Кирилловского уезда Новгородской губернии в семье священника. С 1914 года служил в Покровской церкви, проживал в с. Покровском. Являлся благочинным церквей г. Кириллова.  29 августа 1937 года он был арестован, а 4 октября 1937 года осужден тройкой УНКВД по Ленинградской области «за участие в контрреволюционной организации церковников» по ст. 58 п.п. 10, 11 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 9 октября 1937 года. Погребен в Левашовской пустоши под Санкт-Петербургом.

По этому делу (№ П-5114, архив УФСБ РФ по ВО) проходило 100 человек. Расстреляно 99. Сфабриковал дело Белозерский оперсектор УНКВД Ленобласти.  Были арестованы и осуждены жители Белозерского, Кирилловского и других близлежащих районов: два игумена, одна игумения, священники, иеромонахи, диаконы, псаломщики, монахини и послушницы закрытого Воскресенского Горицкого женского монастыря, миряне. Все они были объявлены «членами контрреволюционной повстанческой организации церковников».

Так, в обвинительном заключении отца Василия Остроумова говорится: «Обвиняется в том, что был вовлечен обвиняемым Рождественским (епископ Череповецкий Тихон (Рождественский) в контрреволюционную повстанческую организацию церковников. По его заданию создал и возглавил в Кирилловском районе повстанческую группу. Завербовал в организацию 6 человек. Вел контрреволюционную пораженческую пропаганду. Устраивал нелегальные сборища, на которых давал установки по контрреволюционной работе участникам организации. Вел антисоветскую работу, направленную к срыву выборов в Советы депутатов трудящихся» (2).

Священник Василий Остроумов имел большую семью – пятеро детей. Об этом мы узнаем из очерка «Белозерские юдоли» Е.Р. Стрельниковой (3). Других сведений о семье найти пока не удалось. По воспоминаниям Е.П. Кашиной, после ареста батюшки его семейство было выселено из церковного дома в Покровском и отправлено в ссылку. Матушку и детей с небольшим скарбом посадили на подводу. Все это делалось на глазах соседей, которые сопереживали им. Вот тут-то матушка, которая была очень дружна с Евдокией Прокопьевной, и передала ей фарфоровую уточку-масленку на память. По слухам, Остроумовых увезли куда-то на Север. Больше никаких сведений о них не было и неизвестно, удалось ли кому-нибудь выжить. А бабушка Евдокия бережно хранила уточку и добрую память о её владелице, обо всей их семье.

В 1957 году Евдокия Прокопьевна осталась в деревенском доме одна: муж умер, взрослые дети разъехались. Со временем ей стало тяжело жить одной в Аксенове, ходить шесть километров в город за хлебом.   Она продала дом и переехала в Кириллов к старшей дочери. Скончалась в 1968 году и, по воспоминаниям внучки, ее провожало пол-Кириллова – настолько она была доброй и неконфликтной. Похоронили бабушку на старом кладбище у церкви Покрова Пресвятой Богородицы около д. Аксеново.

После ее смерти хранительницей фарфоровой уточки стала старшая дочь Валентина, а потом младшая дочь Мария – мама Татьяны Анатольевны. Сейчас уточка-масленка хранится в семье Татьяны Анатольевны Ганкиной. За более чем 80 лет уточка побывала в разных переплетах – ее перевозили с места на место, а однажды малыши-правнуки попросили подержать и нечаянно уронили. Разбитая масленка была бережно склеена и водворена в безопасное место - в надежде когда-нибудь быть переданной потомкам священника Василия Остроумова.

Дети и внуки крестьянки Евдокии Прокопьевны Кашиной, певшей на клиросе Покровской церкви, знали историю появления у их родных этой реликвии, а значит и сохраняли память о невинно убиенном священнике и его многострадальной семье.

А у Покровской церкви оказалась счастливая судьба. Она уцелела в первозданном виде со времени постройки – с 1780 года, не подверглась ни разрушению, ни переделкам. Ее, среди немногих в Вологодской области, открыли снова во время войны, в 1943 году. С 1952 года здесь служил священник Валентин Паромонов, который в 1955-м будет назначен настоятелем Воскресенского собора г. Череповца.

Послесловие

Татьяна Анатольевна Ганкина, проживая в Череповце, не потеряла связи с Кирилловским краем. Каждое лето приезжает она на дачу в деревню Добрилово – на родину своего отца. Бывает и в Аксенове, где по-прежнему стоит бывший бабушкин дом, построенный на века, ухаживает за родными могилами на церковном кладбище.
Она очень надеется найти потомков отца Василия Остроумова и передать им фарфоровую уточку как весточку из тех страшных времен.

Продолжение истории здесь: http://proza.ru/2021/01/31/564.

Примечания:

1. Николаева Е.И. Несколько страниц из истории Покровской церкви (Кирилловский район). – Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=132739.
2. Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии. -Электрон. ресурс. Режим доступа: 3. Мы из ХХ века, книга 2. Воспоминания жителей Череповецкого края о политических репрессиях. Сост. А.Г. Зельцер. – Череповец: ИД «Порт-Апрель», 2017. С. 90.