Сказка про белого олененка и белый лес

Константин Матаков
                ***

Был на свете белый лес, и в нем все деревья и даже трава – были белыми; липы, вязы, дубы, ели, сосны, клены. Даже многие животные в этом лесу тоже были белыми. И вот, там жил-поживал белый Олененок. Своих родителей он не помнил; он помнил только, что проснулся – и он уже в этом лесу. Как он туда попал – тоже не знал. Поначалу Олененок просто бродил по лесу, стремясь найти хоть кого-то, с кем можно было бы говорить. Но говорить было не с кем. Он пытался говорить с деревьями, травой, облаками в небе – но все молчали. Откуда-то он решил, что находится в сказке – ведь не может же на самом деле существовать белый лес! – но не мог понять, почему он так думает. Так и не поговорив ни с кем, Олененок в отчаянии воскликнул: я же в сказке! А в сказке деревья, трава, облака, все-все-все – должны говорить! Что же вы молчите, словно мертвецы?! Не дождавшись ответа, Олененок продолжил бродить по лесу, - и бродил так до зимы. Питался он травой, ибо больше питаться было нечем. А зимой пошел снег, который почему-то был красным. Впрочем, Олененок никогда не видел снега, поэтому счел это вполне естественным. Так он и ходил по красному снегу, пока не встретил ворону. Ворона, как вы уже поняли, была белой. «Здравствуй, Олененок», - сказала она. «Здравствуйте» - обрадовался Олененок, ведь это было первое существо в этом лесу, которое разговаривало.
- Что ты ходишь тут один? Где твои папа и мама?
- Не знаю. Когда я проснулся, их не было.
- Странно. Сейчас зима. Может, они улетели на юг?
- Не знаю.
- Вот у нас, у птиц, - многие зимой улетают на юг.
- А зачем они улетают, и где это – юг?
- Ну, там тепло, а у нас зимой холодно. Я-то сама там не была – вороны никуда не улетают зимой.
- А разве олени летают?
- Откуда мне знать? Ни разу не видела, но мало ли..
- Не может быть. У тебя вот крылья есть, а у меня – нет.
- Вижу, да. Но, может, олени умеют летать без крыльев?
- Не встречал в этом лесу того, кто летал бы без крыльев.
- Как это не встречал? А снег?!
- Но он же летит только сверху вниз..
- Неправда! Если подует ветер, он и вверх может полететь!
- Так он же не сам вверх летит, это ветер его несет!
- Много ты знаешь! Ветер дует только потому, что снегу захотелось взлететь вверх!
- Не думал об этом..
- Кстати. Ходят упорные слухи, что если съесть много красного снега, то непременно взлетишь!
- А ты сама пробовала?
- Так я же и так летаю!
- Что ж, попробую..
Ворона улетела, и Олененок стал есть снег. Он был холодным, и немного соленым. После него захотелось пить, и Олененок хотел уже было побежать к ручью, но тут почувствовал, что он начинает отрываться от земли! Это сильно напугало его, и стоило ему испугаться – как он снова опустился на землю. Через несколько дней снег снова пошел. Но на сей раз он был фиолетовым. Интересно, подумал Олененок, а что будет, если съесть этот снег? Он так и сделал, - и его как начало вращать вокруг оси! Голова закружилась, и дальше он ничего не помнил. Прошла неделя, и над лесом пошел снег, который был золотистым. Любопытный Олененок попробовал и его, - и стал прыгать по лесу как мячик – то вверх, то вниз. Когда на следующий день с неба посыпался зеленый снег, Олененок уже боялся его есть. Но детское любопытство пересилило, и он все-таки съел немного зеленого снега. И что же? Он очень быстро стал летать по лесу кругами – да так, что от него разлетались в разные стороны все лесные птицы. Олененок после этого ждал еще какого-нибудь снега, но снег больше не шел. Тогда он захотел искать папу и маму, но не находил их. Птицы не хотели с ним разговаривать, и только белая ворона вновь заговорила с ним.
- Ну, что, полетал по лесу?
- Полетал, но потом мне стало скучно.
- И что сейчас делаешь?
- Да вот ищу папу и маму, но никак не могу найти. Может, их у меня и не было?
- Ну нет. У всех есть папа и мама. Постой, а с чего все началось?
- Я проснулся, а папы и мамы нет.
- Так значит, тебе надо вернуться в тот сон, с которого все началось.
- Вернуться? Но как? Я же сплю каждую ночь, а папу и маму – не нахожу.
- Да нет, я не про обычный сон, я про тот самый сон – тебе надо вернуться в него.
- Но как это? Вернуться в то время? Этого не бывает.
- Ой, да что за глупости. При чем тут время? Ты должен заснуть обычным сном, а потом, уже во сне – попасть в страну снов, и там отыскать нужный тебе сон, и войти в эту дверь, и тогда..
- Но разве сном можно управлять?
- Нет, нельзя. Но если ты найдешь Ненаходимую Опушку..
- Это что за опушка такая.
- Я о ней слышала от бабушки. Где-то у истоков Большого Ручья, почти на самой окраине леса, есть Ненаходимая Опушка. Когда зимой над ней висит черное солнце, то может выпасть черный снег – он выпадает только там и только тогда. И если его съесть, то ближайшим сном можно будет управлять..
- А что такое черное солнце? Я всегда вижу только желтое солнце. Это, что, как луна?
- Точно никто не знает. Я и сама его ни разу не видела. Вроде бы оно бывает только над этой опушкой. Это происходит, когда обычное солнце закатилось, а луна еще не взошла.
- Но ведь солнце и луна могут быть в небе одновременно!
- Могут. Значит, такое солнце появляется только тогда, когда они не одновременно на небе.
- И на что оно похоже?
- Бабушка говорила, что оно черное, только по краям сияет слабый свет. Когда приходит луна, оно исчезает. И вот, если зимой найти эту Ненаходимую Опушку, чтобы светило черное солнце (хотя оно почти не светит), то можно застать черный снег. Правда, под луной он тает, а при обычном солнце его не найти..
- Не понимаю, как можно найти ненаходимое: это же совсем невероятно!
- Не могу ничего сказать. Бабушка вспоминала, что ей кто-то говорил (она не помнила, кто), будто для этого нужно выйти из себя, вывернуться наизнанку, потерять себя, и потом снова найти. В общем, надо перестать быть собой, и тогда найдешь это место, где все события происходят без причины..
- Нельзя же перестать быть собой.. Даже если перестать, то тогда уже нельзя снова стать собой. А если потерять себя, то где то «я», которое себя найдет, и откуда оно возьмется, если оно потерялось?
- Слишком много вопросов, мой маленький олень. Мне надо лететь по делам. Больше мы не будем общаться. Прощай.
Ворона улетела, и Олененок остался один. Он не знал куда идти – помнил только что-то про начало Большого ручья. До ручья он дошел – только вот куда идти дальше? И как потерять себя? Он посмотрел в ручей, и увидел свое отражение. И вдруг отражение заговорило с ним!
- Привет, Олененок!
- Привет..
- Ты боишься меня?
- Как можно бояться отражения? Это все равно, что бояться себя!
- А разве многие не боятся себя? И разве тебя не пугает, что я с тобой разговариваю?
- А ты не должно разговаривать?
- Я же отражение. Отражение всегда молчит – даже если говорит тот, кто отразился.
- А, вот оно что! Так чего же ты говоришь, если должно молчать?
- Говорю вместо тебя. Устало молчать. Сколько я уже молчу. Знаешь, что? Давай я побуду тобой, а?
- А где тогда буду я?
- Ты будешь мной!
- Но если я буду тобой, то уже не буду собой.
- Глупости! Я и есть ты.
- Нет.. как это.. Вот он – я.. А ты – не я..
- Какая ерунда! Я – всего лишь ты, и могу появляться, только когда появляешься ты.
- Неправда! Я говорю, а ты не можешь говорить, - само сказало. Я могу пойти, куда захочу, а ты – нет.
- Вот же упрямый! Во-первых, я говорю. А раз говорю, то и пойти могу, куда угодно. Между прочим, а куда ты идешь?
- Я должен найти Ненаходимую Опушку. А там черное солнце, и еще черный снег, и его нужно съесть..
- И зачем все это?
 - Чтобы найти моих папу и маму.
- Но для чего они тебе понадобились?
- Как же.. Ты не поймешь, у тебя же нет мамы и папы..
- Как это нет?! Мои папа и мама – ты.
- Не понимаю.
- А я – не понимаю тебя. Зачем искать ненаходимое?
- Может, поможешь мне..
- Тогда – стань мной.
- Как это возможно?
- Не задавай вопросов. Лучше принимай ответы. Представь, что ты – отражение в ручье. И ты колеблешься вместе с водой, принимая все ее превращения. А если нет света, то и тебя в ручье нет, но ты есть. Сейчас ночь. Ты ищешь ненаходимое – отразись туда, где тебя нет, и не может быть.
- Но как..
- Никаких вопросов! Просто отражайся, отталкивайся от себя, выходи из двери своего «я», и пойми, что ты уже не ты, а отражение – ты отличаешься от себя, чтобы быть тождественным с собой. Ты отражение, и ты потерялся среди своих отражений; ты отразился за пределы себя, и теперь ты там, где тебя нет. Отныне ты - Ненаходимая Опушка, на территории которой возможно все: звезды станут плакать и рассказывать стихи, и млечный путь расплескается по всему небу. Видишь черное солнце? Оно лишь изнанка солнца дневного. Видишь черный снег – он лишь изнанка обычного снега.. И ты – изнанка самого себя.
- Но у нас в лесу выпадает то красный, то фиолетовый, то золотистый снег!
- Кажется, ты хотел съесть черный снег? Ну так ешь его!
- Я же теперь отражение, как я смогу съесть этот снег? Он же холодный, и.. горький..
- Этот снег – сможешь, ибо он не такой как остальные снега.. А теперь – спи..
И Олененок заснул, сам не зная, когда и где, и кто он.. Он долго искал нужный ему сон; сны висели в воздухе, как страницы разорванной книги; ему показалось, что они медленно тлели.. И еще он был уверен, что эти сны – он сам: как будто он перелистывал себя, и это было больно.. Попав в нужный сон, он понял, что его папа и мама улетели на юг. Но почему не взяли его с собой? «Они спасали тебя от проклятия» - сказал чей-то голос. «Проклятие должно было коснуться тебя, но они увлекли его за собой, на юг, и потом запутали его, и оно отстало от них, не найдя дороги обратно» - повторил этот же голос. Олененок вздрогнул, и пришел в себя. Вокруг был белый лес, и в нем шел густой пушистый белый снег. Снежинки разговаривали между собой, и голос одной из них он узнал – это был тот самый голос.. Белый снег! Разговаривающие снежинки! – восхитился Олененок, - и понял, что проклятие и правда осталось позади..