Первый трижды Герой Союза ч. 13

Николай Мринский
Он стал третьим из восьми, командиром полка и находился в этой должности с 31 июля 1942 по январь 1944 г. На штурмовку наземных целей стали летать звеньями, а не поэскадрильно. Это увеличило потери (минус четыре самолёта). Хорошо, что лётчики, получив ранения и ожоги, остались живы. Район боевых действий перемещался восточнее Ростова. Прорыв танковых группировок противника через Дон, в районах станций Котельниковская и Цимлянская, всё больше прижимал войска Южного фронта к Кавказским горам. Чтобы быть ближе к местам штурмовок, полк был вынужден перебазироваться на полевой аэродром «Геймановская» недалеко от Кропоткина и продолжил воевать на Северо-Кавказском фронте. Первой прилетела эскадрилья Покрышкина. Авиатехники и тыловая часть двигалась автотранспортом и как часто бывало, запаздывали. Лётчики сами затолкали самолёты в капониры и стали дожидаться бао. В машинах оставалось мало горючего и боеприпасов. И всё же, увидев низко летящих 9 «юнкерсов» в направлении Кропоткина, по команде Покрышкина все быстро взлетели и атаковали немецких бомбёров. Удар для них был неожиданным, Ю-88 сбросили бомбы, не доходя до цели, и развернулись на север. Преследуя их, эскадрилья Покрышкина полностью расстреляла весь боезапас и на последних каплях бензина произвела посадку. В суматохе боя никто не мог точно определить сколько было сбито или повреждено самолётов противника. Главное – сорвали бомбёжку ж/д узла, забитого эшелонами. В беседе с местными жителями выяснилось, что немцы каждое утро наносят удары по городу. Вечером прибыли все службы и командование полка. Покрышкин доложил о результатах штурмовки и перехвате бомбардировщиков. Предложил утром организовать дежурство, с тем чтобы предотвратить вероятный очередной налёт врага.

Командир Исаев не сказал ни да ни нет и Покрышкин решил заночевать с лётчиками эскадрильи под крыльями своих самолётов. Рано утром 2 августа группа из двенадцати Ю-88 и шести Ме-110 низко следовала через аэродром «Геймановская» в направлении на г. Кропоткин. Взлетели впятером и не заметили, как вторая группа вражеских самолётов подходила к аэродрому. Стремительными атаками в районе станицы Ново-Михайловской сбили два «юнкерса» и заставили остальных сбросить бомбы в поле. Преследуя уходящих бомбёров, сбили ещё два Ме-110 и, израсходовав снаряды и патроны, развернулись на аэродром. Садиться пришлось чуть в стороне, потому как на посадочной полосе появились воронки. Оказалось, что по аэродрому нанесли бомбовый удар пятнадцать Ме-110. С ними вела бой пара ст. лейтенанта Фёдорова, не сбив один самолёт и не дав «мессерам» произвести штурмовку более прицельно. Итоги боя были высокими – тройка Покрышкина сбила четыре самолёта и один сожгла пара Фёдорова. Все лётчики в бою на Як-1 участвовали активно, поэтому было решено засчитать каждому по одному сбитому стервятнику. Только закатили самолёты в капониры, как на аэродроме появилась группа офицеров из дивизии во главе с новым комдивом ген. Шевченко. За успешные действия против тридцати трёх Ю-88 и Ме-110 командование приказало представить к награждению гв. капитана А.И. Покрышкина, ст. лейтенанта А.В. Фёдорова, мл. лейтенанта С.Я. Вербицкого, старшину Н.Д. Науменко и старшину Н.С. Мочалова. В тот день ещё один Ме-110 сбил лично старшина А.Ф. Голубев в другом бою, когда перегонял самолет. Всю неделю немецкая авиация не появлялась в районе базирования 16 гиап. Лётчики полка продолжали наносить удары по наступающим войскам вермахта южнее Сальска, а также по его танковым корпусам, идущим от станицы Цимлянской на Ставрополь.

Линия фронта всё ближе подходила к Кропоткину, на аэродроме была слышна стрельба артиллерии. Смена аэродромов продолжалась – с 3 по 4 августа гвардейцы 16-го иап базировались на аэродроме «Ворошиловск» (Ставрополь), а с 5 по 10 августа – на аэродроме «Архангельская». Примерно в это время, в августе 1942 г. А.И. Покрышкин был назначен командиром эскадрильи. Всего в воздушных боях 1942 г. Покрышкин, по официальным данным, сбил 1 немецкий самолёт лично и 2 – в группе. 16-й гвардейский авиаполк к середине августа 1942 г. базировался уже в районе Будённовска. Севернее и восточнее простирались малонаселённые бескрайние степи, а южнее – предгорья Кавказского хребта. Вылетали на штурмовку вражеских колонн и артиллерийских позиций, потерь в эти августовские дни не имели. Также сопровождали бомбардировщиков Пе-2. Это был лучший тактический бомбардировщик начального этапа ВОв. На нём устанавливались два двигателя по 1100 л. с., развивающих скорость 540 км/ч. самолёт был вооружён двумя пулемётами калибра 7,62 мм в носовой части и одним пулемётом в задней части кабины. Имелся также пулемёт снизу и один переносной. Бомбовая нагрузка составляла до 1000 кг. Конструкция самолёта выдерживала 11-кратные перегрузки, что позволяло пикирующему бомбардировщику выполнять несвойственные для него фигуры высшего пилотажа. Неожиданно для всех поступило распоряжение командующего 4-й ВА генерала авиации К.А. Вершинина о выходе 16 ГИАП из состава 216-й истребительной авиадивизии (иад) и убытии на переформирование в тыл Закавказского фронта (ЗКФ). Матчасть надлежало передать соседнему полку - командир п/п-к Ибрагим Магометович Дзусов.

Этот офицер вызвал у Покрышкина, при коротком общении, чувство большой симпатии и будущий трижды Герой ещё не знал, что в дальнейшем их боевые пути надолго пересекутся. Интересно, что согласно справке, имеющейся в формуляре за период боевых действий на Южном фронте с 22 июня 1941 г. по 10 августа 1942 г. 16 гиап произвёл 5.201 боевой вылет, провёл 738 воздушных боев, в которых уничтожено 96 и на земле 26 самолетов противника. Кроме того, штурмовыми и бомбовыми ударами было уничтожено и выведено из строя: 40 танков, 9 цистерн с горючим, 842 автомашины с пехотой и боеприпасами, 9 паровозов, 36 вагонов, 92 орудия разного калибра, 24 склада с боеприпасами, разрушено 1 ж/д депо, убито и ранено порядка 4.660 солдат и офицеров, рассеяно до 2-х полков конницы. При этом было израсходовано: патронов к пулемётам ШКАС и БС - 840.561, авиабомб АО-25 и ФАБ-50 - 20.372, реактивных снарядов «PC» - 527. При этом полк понёс серьезные боевые потери в матчасти и военнослужащих, а они составили большие цифры: 130 самолетов (из них 85 – боевые потери) и 69 красноармейцев, в том числе 50 летчиков. С 13.08.42 г. с аэродрома Архангельская гиап вылетел (наземный и техсостав выехал) на переформирование в Азербайджан – аэродром Насосная, где с 19 августа до 1 сентября отдыхал. Но уже 2 сентября, едва приступив к теоретическим занятиям, полк перебазировался в г. Сальяны в распоряжение командира 6-го отдельного учебно-тренировочного авиаполка (оутап) полковника Губанова, «кузницу» лётных кадров 4-й ВА СКФ. Однако и в Сальянах, ГИАП также долго не задержался, и уже 9 сентября личный состав выехал к новому месту дислокации – пос. Избербаш (Дагестан), в распоряжение командира 229-й иад полковника Прокопия Степановича.

С 24 сентября по 31 декабря 1942 г. 16-й гиап дислоцировался в Азербайджане на побережье Каспийского моря в авиагарнизоне «Манас». В октябре лётный состав был проверен по технике пилотирования и выпущен самостоятельно в полёт на самолётах УТИ-4 и Як-7. По итогам выполнения плана лётной подготовки и командирской учёбы за октябрь 1942 г. первое место в ГИАП заняла 1-я авиаэскадрилья (аэ) (командир – гв. капитан Покрышкин, зам. командира по политчасти гв. ст. политрук Митяев). 2-е место – 2-я аэ (командир – гв. капитан Тетерин, зам. командира по политчасти гв. ст. политрук Барышев), 3-е место – 3-я аэ (командир – гв. лейтенант Фадеев, зам. командира по политчасти гв. ст. политрук Воронцов). Кроме того, параллельно проходило переучивание лётного и техсостава, сначала теоретическое, на неповоротливом и тяжёлом, по мнению советских пилотов, американском самолёте Р-40 Е «Киттихоук», полученным 1 ноября 1942 г. из 481-го ИАП, на смену Р-40 С «Томагаук». Этот самолёт был закреплен за 3-й аэ гв. лейтенанта Фадеева, который назначил экипаж и техсостав для его обслуживания. Командиром 16-го гиап было предписано, что в период учебных занятий и производства полётов на нем «командирам летающих эскадрилий выделять техсостав для помощи технику самолёта для обслуживания». В помощь командованию 16-го гиап из Баку для налаживания процесса изучения новой иностранной авиатехники прибыл инструктор старший техник-лейтенант В.П. Муратов. 26 октября у лётного и техсостава, а также младших авиаспециалистов гиап были приняты зачёты по знанию новой матчасти.

Гвардейцы-пилоты получили следующие оценки: «отлично» – капитан Покрышкин, ст. лейтенант Речкалов, лейтенант Ершов, мл. лейтенант Чесноков, старшина Бережной, сержанты Табаченко, Ижко, Никитин, Савин и Ефимов, красноармеец Степанов; «хорошо» – капитан Тетерин, ст. лейтенант Искрин, лейтенанты Труд и Сутырин, мл. лейтенанты Соловьев, Вербицкий, Труд, старшины Голубев, Науменко, Мочалов, сержанты Островский, Сапунов, Моисеенко, Воробьев, Чесноков. Лётчики: Федоров, Воронцов, Козлов, Паскеев, Фадеев и Шагов, не оцененные комиссией, находились на излечении и в командировках. На ноябрь гв. батальонный комиссар Исаев поставил перед своими подчиненными задачу – «выпустить весь лётный состав на самолете «Киттихоук», отлично отработать налёт, посадку и технику пилотирования в зоне. Изучать новую матчасть на отлично и грамотно эксплуатировать на земле и в воздухе». Уже 2 ноября нижеперечисленный состав (майор Фигичев, капитаны Покрышкин и Тетерин, лейтенант Фадеев, ст. лейтенанты Искрин, Паскеев, Речкалов, Козлов, Федоров, лейтенант Труд, старшины Бережной, Табаченко и Шагов, сержант Ершов), сдавший зачёты по знанию самолета «Киттихоук» с мотором «Аллисон», правила эксплуатации и технику пилотирования, был допущен командиром 16-го гиап к самостоятельным полётам. Несколько лётных дней руководителем полётов на аэродроме был лично командир 16-го гиап. Аэродромно-техническое обеспечение всех авиационных частей, дислоцированных на аэродроме Уитаж (пос. Манас), осуществлял 443-й бао. Вынужденный и продолжительный отрыв от боевых действий обернулся для Александра Покрышкина тяжёлыми переживаниями. Пока комиссар 16-го гиап М.А. Погребной находился на лечении в госпитале, командование части, пользуясь властью, решило вспомнить прежние споры и фактически свести счёты.

Продолжение следует в части  14                http://proza.ru/2020/06/29/320