Литература и Религия Эссе

Сергей Носов 8
СЕРГЕЙ   НОСОВ

       ЛИТЕРАТУРА И РЕЛИГИЯ
                ЭССЕ


     «Вначале было Слово» - это утверждает Библия.
      И это знаменитое утверждение несомненно исполнено великого смысла для человека и человечества.
       В Слове,  в высоком Слове особенно, изначально ощущалось нечто сакральное  и священное.
        И владение Словом по сути дела и превратило человека в Человека (а вовсе не овладение некими «орудиями труда» и трудовыми навыками, как часто заявляют ученые специалисты-историки).
         И естественно Словом настоящая художественная Литература исторически владела и до сих пор владеет  не менее искусно чем Религия, для которой высокое Слово обретенное пророками и духовными учителями   - всегда было священно.
        Можно утверждать и большее - Искусство в своих вершинных творениях имеет религиозное содержание и значение и по сути дела выполняет для человека роль Религии. Особенно - в современном обществе, где  религия постепенно угасает и теряет былое значение.
        Ведь и Религия и Искусство всегда утверждали в жизни чудесное. И стремились  чудесное постичь и отобразить.
          На вере в чудеса и чудесное мировые религии и строились изначально - «из камня хлеб», «пройти по воде», «непорочное зачатие», «воскрешение Лазаря из мертвых» и многое, очень многое другое….  Это все  - чудеса.
           И чудеса так или иначе, в тех или иных формах, культивируются во всех религиях мира. 
             Но ведь культ чудесного есть и в Искусстве. На этом культе Искусство собственно и созидается в своем великом значении для человека.
             Вот та же Любовь - ее волшебная и чудесная символика, ее идеальный образ  сокрыт для человека не в религии вовсе, а именно в Искусстве.   
            Ромео и Джульетта  - величайший символ Любви в Искусстве всех времен.
            И до сих пор на так называемую «могилу Джульетты» в Вероне туристы и паломники приносят букеты цветов…
             Причем ныне те чудеса которые традиционно культивирует религия все в большей степени подвергаются сомнению… Это неизбежно.
             Наука развивается и многое из так называемых «чудес» становится доступным критическому научному анализу. Например «чудеса» с так называемыми «мироточивыми» иконами - очевидно что дерево со временем способно выделять влагу, которая и выступает из под слоя краски на деревянных иконах, объявлявшихся потом «мироточивыми».
              И так многие «былые чудеса» которые религия некогда превозносила
ныне вызывают все большие сомнения (по меньшей мере).
              Для современного образованного человека сомнительно и так называемое «непорочное зачатие», сомнительно и «воскресение Лазаря» через три дня после его смерти когда от его тела пошел уже «дух тления»…          И многое другое в «священных текстах», культивируемых традиционными религиями мира - тоже очень сомнительно.
          А вот чудесное в искусстве - сомнений не вызывает. Волшебство великого Искусства - вне всяких сомнений.
          «Мадонна» Рафаэля - это ли не волшебство Искусства…
             И просто не представить в нашей современности и при нашей жизни какими надо быть «людьми далекого будущего» чтобы чудесного в Мадонне Рафаэля уже не найти…
               Да стареют религии… Стареет однако и искусство.
               В трагедиях Еврипида нам ныне трудно найти  то очарование и ту духовную власть, которые прежние поколения людей в них находили…
               Многое и в настоящем большом искусстве уходит в прошлое и оказывается в забвении.
                Но вот с религией это в современном обществе происходит гораздо быстрее - одни лишь официальные правительственные структуры рьяно поддерживают ныне во многих странах традиционные старые религии «во имя сохранения общественного порядка.»
                «Заодно с религией»  и опираясь на религию  проще управлять людьми и обществом, держать их в своей власти и под контролем. Это вполне понятно.
                Искусство же - слишком свободно и непредсказуемо чтобы, чтобы опираться на него в государственной политике и общем жизнеустройстве.  Хотя… и такие эксперименты в истории были.
                Так совсем недавно еще по историческим меркам былая власть с СССР стремилась идеологически опираться именно  на Литературу и Искусство в своей политике и в утверждении коммунистических идеалов в советской стране и в мире в целом.  Причем, небезуспешно.
                Я например, помню характерный факт для советских времен - в начале брежневского периода в истории СССР (во второй половине 1960-х годов)  активно строились по типовым проектам школы (в былом Ленинграде - нынешнем Петербурге в частности) с изображением на стенах здания школ профилей «духовных вождей» молодого поколения советских людей - на одной стороне здания новой школы обычно были изваяны профили Маркса, Энгельса и Ленина.
                А на другой стороне того же здания школы - профили Пушкина, Льва Толстого и Ивана Тургенева (Достоевский как автор антиреволюционных «Бесов» советской властью в качестве «учителя молодежи» не использовался).
                Это очень характерная и символическая история… Из великих русских писателей делали тогда действительно «святых»… На них молились советские люди… И верили эти простые советские люди что писатели наши великие - истинно святые и есть.
                И я тоже помню как в Пушкинских горах советских времен на день рождения Пушкина съезжались автобусы наполненные колхозниками и сельскими в основном обывателями из близлежащих селений и городков…
                И они все «праздновали» день рождения Пушкина на «свой манер» - пили немеряно, пироги ели всласть, в свистульки свистели глиняные с восторгом…
                И радовались жизни.
                И ничего плохого в этом народном гулянье  по случаю «дня рождения Пушкина» на самом деле и не было.
                Хотя именно к Пушкину это народное веселье  не имело собственно никакого отношения.
                Но пили и гуляли - как бы от имени Пушкина… И ведь это славно!
             
                И от имени нашей  православной  Церкви нынешней - не загуляешь…
                Церковь наша ныне стремится  предупредить все желания правительства и власти   - выслуживается перед властью до полного бесстыдства.
                Великие русские писатели и те писатели советских уже времен которых религиозный культ художественного слова в СССР коснулся - они так себя не вели.
                Не вели так себя ни Ахматова, ни Пастернак например.
                Они ощущали себя  - вождями духовности советской страны и ее совестью. И это их возвышало и поведенчески над всей нашей страной. Как святых в былые далекие времена.
                Новая же российская власть никакой особой «ауры» над литературой нашей не признала. Советские  литературные журналы приватизировали во время бессовестных реформ Гайдара как и все остальное в нашей стране в 1992-ом году.
                Писателей легко и просто отправили «на свалку истории», как прогрессивных российских писателей, так и консервативных….
                Когда есть Интернет - как можно продать книги любых писателей например… Все тексты в Интернете читаются бесплатно.
И ни один думающий читатель никаких книг уже и  не купит. Ни на сто рублей ни на двести или тысячу  рублей тем более.
                Современный писатель   - наивный человек, который слепо верит в сакральное значение творчества…
                На смену культу великой русской литературы в советское время пришел в нашу эпоху официозный культ Православия - но ведь это еще хуже чем возводить весьма фривольного по поведению женолюба  Пушкина (в молодые годы) в святые и чем рьяно отрицать  (как делают нынешние пушкинисты)  что после гибели Пушкина его «женушка» Наталья Гончарова спала с императором Николаем 1 и в итоге и была выдана замуж этим  императором всероссийским за верного и услужливого генерала Ланского.
              Пушкин сам как реальный и вполне обычный человек  не владел своим уникальным художественным даром в известном мере… Как и Гоголь…
               Мы писали уже об этом в других наших очерках.
               И Пушкин и Гоголь как люди в своих обыденных помыслах и желаниях ЗАУРЯДНЫ - почитайте их переписку, почитайте непредвзято их незатейливые личные  признания и вы это ясно увидите…
              Но все таки человек наделенный выдающимся творческим  даром всегда имеет прикосновение к чему-то волшебному и чудесному.
            Это просто факт нашей жизни.
             И тут не нужно чтобы это доказывать никаких «непорочных зачатий», никакого «хождения по воде».
              Многие писатели и поэты имели возможность реально видеть иные миры.
              И чем меньше по естественным и здравым причинам верующих например  в священный «благодатный огонь» тем больше верящих в великое искусство и великую литературу.
                Хотя, хотя… комедии во имя денег разыгрываются в литературе и сейчас… Существуют ныне например во множестве платные для авторов литературные издания цель которых одна - обогащение издателей.
                Какие-то платные конкурсы литературные проводятся (тоже обычно на деньги их участников), какие-то липовые литературные премии без конца присуждаются  …
               Это знак нашей меркантильной эпохи - любыми способам  СОБРАТЬ ДЕНЬГИ С АВТОРОВ.
           Все остальное деловых хозяев большинства нынешних «литературных площадок»  (сайтов поэзии и прозы и тому подобного) совсем не интересует.
           Но Большая Литература - остается.
            Ее непреходящее духовное значение для человека и общества ничем умалить невозможно.      
      

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.