Облако в штанах

Павел Патлусов
                ОБЛАКО В ШТАНАХ.

    Прочитал объёмную книгу Сергея Пинаева « Волошин». Впечатления не однозначные. Во- первых, о книге: её можно было написать в три раза меньшим объёмом. Зачем в подробностях излагать историю с дуэлью. Эта событие изложено многократно в различных книгах о Серебряном веке русской поэзии, в том числе о поэтессе Дмитриевой. Можно привести и ещё ряд примеров, но останавливаться на этом не хочется. Такое впечатление, что автор старался подогнать книгу под образ Волошина.
    Сам персонаж был весьма интересен в первой четверти  20-го века. А вот чем интересен? Почему возле него крутились поэты, художники, прозаики? В интернете есть понятие: ОБЛАКО. Там хранится информация. Макс Волошин для своего времени был именно таким облаком. Он как губка всасывал знания различных отраслей истории и культуры. В его сознании переплетались мифы, религии мира, эзотеризм, теософия, мистицизм, оккультизм, поэзия, проза, живопись. Была ли в этом какая – то система,- из книги я не понял. Одним словом: облако знаний. Поэзия у него такого же плана, замешанная на мистике, мифологии. Учить наизусть его стихи нет определённого желания . Возможно, избыток знаний ему просто мешал писать хорошие акцентированные стихи, такие как у Лермонтова. А ещё, у него была особенная деликатность. Однажды в гостях его с супругой, Марией Степановной, разместили в комнате, где стояли несколько роялей. Он не смог раздеться и заснуть. Жена спрашивала:" Почему?". Ответ поразительный:" Я не могу раздеться при таких музыкальных инструментах, за которыми играли пианисты в смокингах". На следующую ночь хозяева квартиры переселили их в другую комнату. Странно. На грани какой - то неизвестной мистики. Или ещё: когда скончался скоропостижно И. Анненский при входе в лицей.Волошин пожалел его:" Он там ( на том свете) сойдёт с ума, ибо не был готов к смерти". Логика за пределами здравого смысла. Но, в целом это был добрый толстячок, с которым любили общаться все.
     Но, точно нужно сказать Волошин создал третий центр поэзии, культуры России, помимо Петербурга и Москвы, в Крыму, точнее в Коктебеле и Феодосии. Он не только создал этот центр, но и приложил усилия по его сохранению в годы Советской власти, во времена гражданской войны, немецкой оккупации Крыма.
    Поэт приложил не мало усилий для спасения людей в период белого и красного террора. Чего стоит история с Мандельштамом, с которым он находился в ссоре. Но тем не менее он спасал для России поэта. Честь и хвала таким поступкам Волошина.
    Я думаю: у потомков Волошин останется как подвижник искусства Серебряного века России. Эту роль от него отнять невозможно. А читатель пусть решает есть ли смысл читать эту книгу, в которой довольно подробно описана жизнь богемы первой четверти двадцатого столетия.