В сети обстоятельств

Алексей Афонюшкир
Отношения наши всегда на какой-нибудь грани. Любовь, равнодушие, неприязнь всегда достигают какого-нибудь предела, а потом лопаются и исчезают, как мыльные пузыри, оставляя за собой в лучшем случае недоумение. Ты устраиваешься на работу, чтобы сделать карьеру, а тебя сокращают за ненадобностью, хотя вчера ещё тянули к себе за уши. Влюбляешься, подводишь её под венец с намереньем жить вместе в горе и радости до гробовой доски, но уже через неделю развод, причём со скандалом. Обстоятельства — вот что путает все карты, а их так много и часто они такие непредсказуемые, что ручаться ни за что нельзя. Ну, разве только за то, что весной тянет к противоположному полу, лето бывает жарким, осень дождливой, а зимой выпадет снег. И за то ещё, конечно, что когда-нибудь мы все окажемся на погосте в роли постояльцев.
Ну, вот какой хрен занёс меня сюда? Не на соседнюю улицу к подруге, даже не на деревню к дедушке.
В Париж!
Мекку людей только с самой изысканной душевной организацией.
Меня, простого русского дядьку.
А я вам скажу. Обстоятельства!
Некоторые мечтают об этом с рождения. Даже живут, чтобы умереть где-нибудь рядом с башней, которую построил гражданин Франции Эйфель. А я просто хожу по городу, глазею по сторонам. Чего мне ещё творить без гроша в кармане? С утра было легче, полмира ещё мог посетить на свои кровные, — сейчас и до дома доехать не на что.
А всё почему?
Опять обстоятельства.
Таков результат экскурсии по местному метро и близкого знакомства с коренными французами арабской национальности, срезавшими  у меня с руки портмоне.




















Как быть? Иду в посольство. А куда же ещё? Кроме Марины Влади, я здесь никого не знаю. Но я не Высоцкий. Марина Владимировна меня и на пушечный выстрел к себе не подпустит.
—Люди, хоть вы! — взываю я к соотечественникам. — На билет лишь прошу. Поможете?
А дипломаты. Язык слаще сахара. Расшаркиваются:
—А як же!
—Когда?
—После дождичка. Через недельку примерно.
—А раньше никак?
—Сами бы рады, но регламент.
—Денег ни грошика...
—Держитесь! Бюджет не резиновый. У нас вся страна впроголодь.

Ну вот. Утешили так утешили. Не хуже бывшего Президента. Хорошо, что читал «Двенадцать стульев». Набрёл на какой-то фонтан и, пав на колени, жалобно затянул, подражая отцу русской демократии Воробьянинову:
—Месье, женема шпа си жюр!
Вряд ли французы понимали, что это была русская классика, но деньги тем не менее стали падать в мою опрокинутую бейсболку. Фонтаном Невинных называлось это место. В честь обделённых судьбой. Я это узнал потом, тогда и понял причину щедрости местного населения.
Эту ночь во Франции я провёл припеваючи.
Правда, на лавочке при железнодорожном вокзале.
Вокзал назывался Аустерлиц. Возможно, поэтому мне в 2015-м там повезло точно так же, как Кутузову в 1805-м. Выперли! Даже не полиция, а какие-то шаромыги, которые были возмущены, что я бичую на их территории бесплатно.

На завтрак в это утро я употреблял исключительно новости из газеты, которую вытащил из урны. Мне срочно хотелось узнать, какими правами по Франции пользуются инакомыслящие. В России я слыхал, что их в Европе чуть ли не носят на руках и кормят с ложечки. Мысль томила одна — не попросить ли с голодухи политического убежища во вражеском государстве? Единственное, что смущало — язык.
—Да что же это такое, — вырвалось вслух. — Ни слова по-русски! Разве так можно бороться за права человека?
И тут…
Ну, вот бывает же такое. Шла просто мимо. Обыкновенная совершенно. Ноги, руки, грудь, попа, естественно. Всё на месте. Фэйс — тоже. Природа неописуемая. Думал мимо пройдёт — уж больно красива. А она:
—Так вы русский?
Эту ночь и все последующие я провёл уже у неё.
Вот вам и случайность.
Внезапность такая.
Обстоятельство.
Через недельку я снова являюсь в посольство. Меня встречают с цветами.
Цветы я позаимствовал с клумбы у какого-то памятника по пути. Чтобы поближе расположить секретаршу. А та раздражённо:
—Куда вы пропали? На вас запрос пришёл.
—У меня нет родни.
—У англичан другое мнение. Зачем вы  Скрипалей отравили?
—Что за бред?
—Хайли лайкли*. Шестьдесят наших дипломатов уже за это из Европы выслали.
Я понял, что надо бежать.
А куда? К ней, конечно. К подружке моей французской. Это при двух русских детях и законной жене.
Но обстоятельства! Они иногда гнут нас под себя вопреки всем желаниям.
Вот так и пришлось стать эмигрантом.


* (анг) С большой вероятностью