Антропоморфные каменные не орудия труда

Евгений Рослик
     Выявление каких либо культурных проявлений во времена палеолита имеет исключительной значение так как «мотивированно утверждать можно только к эпохе верхнего палеолита — времени, когда человек освоил производство каменных и костяных орудий. [1] Ниже приведены соображения относительно гравийных палеоартефактов, которые могут быть определены как каменные нетрудовые орудия времён палеолита.

     Предполагая тысячелетний период с момента изготовления палеоартефактов можно предположить, что в результате выветривания поверхность артефактов существенно изменилась. Произошёл «износ» артефактов. В результате чего следы обработки были в большей или меньшей мере смыты и сглажены. Особенно это касается мелких деталей, например, лица или складок одежды. Однако,  в отдельных случаях эти следы проявляются более или менее отчётливо. Рассмотрим результаты анализа поверхности артефактов.

     Анализ формы гравийных артефактов позволяет выделить группу, которые не могут быть отнесены к ни к одному из видов орудий труда, таких как рубила, наконечники, топоры или др. Признаком принадлежности к орудиям труда являются специфические формы вершин (узлов), рёбер и граней, приспособленные к прокалыванию, резке, скоблению, рубке, растиранию зёрен или дроблению. Отсутствие этих признаков не даёт оснований относить анализируемый артефакт к орудиям труда. Особую группу образуют артефакты, имеющие форму, стилизованную под фигуру человека. Такие артефакты имеют грань, имеющие сходство с ударной площадкой, против которой расположено, ребро, стилизованное в виде человеческой головы.

     На рисунке 1 представлена фотография палеоартефактов, имеющих антропоидные признаки.

     Арочные ребра палеоартефакта [3] Ребро вместе с вершинами и гранями является одним из формообразующих элементов графа артефакта. В зависимости от возможного назначения можно выделить простые рёбра и специализированные. Специализированные рёбра отличаются тем, что они имеют формы, которые позволяют предположить особенное применение этих рёбер, например, в качестве лезвия ножа или топора. Такие рёбра образованы гранями, сходящимися под острым углом.  Особое место занимают рёбра, которые имеют следы целенаправленной обработки, однако специализацию определить не удавалось. На фото показаны артефакты с явно выраженным дугообразным ребром. Посредине верхнего ряда представлен палеолитический божок. Можно предположить, что остальные артефакты являются ранними аналогами такого божка.

     Анализируя артефакты с арочными рёбрами можно отметить следующие особенности:

1. Ребро расположено против ударной площадки.
2. Ребро имеет форму арки (арочное ребро).
3. В поперечном сечении ребро имеет скруглённую форму.
4. Под арочным ребром на некоторых артефактах угадывается рельеф, напоминающий лицо.
5.. Арочные ребра имеют волнообразную форму.

     Палеолитический божок. [4] В имеющейся в моём распоряжении коллекции имеется около десятка гравийных палеоартефактов, которые не могут быть отнесены к группе орудий труда. На некоторых которых  прослеживаются человеческие черты, например, артефакт, названный палеолитическим божком.
  Камень похож на фигуру человека. Чуть склонённая голова. Можно сделать следующие выводы:

1. Артефакт не утилитарного бытового или военного употребления, возможно, какое-то божество, каменный идол, божок.
2. Скорее всего, артефакт добыли в карьере вместе с другими гравийными камнями в Днепровском гранитном карьере.
3. Выполнен из кременита. Имеются признаки окаменевших живых существ, плоских червей, похожих на спирохету.
4. Лицо, скорее всего маска, стилизованная под человеческий череп. Возможно, божок использовался в ритуальных целях.
5. Артефакт выполнен в до кремневый период палеолита. Можно предположить, что это нижний палеолит.

     На увеличенной фотографии можно видеть, что мастеру было доступно нанесение штрихов, размером около двух миллиметров. Имеют место правильные пропорции лица и всей фигуры. Учтены особенности рельефа поверхности кременита с фрагментами окаменевших живых существ.

     Гравийные палеоартефакты – божки. [5]      Принято считать, что в раннем и среднем палеолите религии в современном её понимании не существовало или, по крайней мере, маловероятно. Может быть. Но основным доказательством такого утверждения является отсутствие доказательств. Здесь представлены артефакты, претендующие на доказательство того, что начала религии у неандертальцев были или скажем осторожнее, скорее всего, были.

     Палеолитический божок 6. [6] В начале сентября 2020 года была в Проза ру была опубликована работа, в которой представлена информация об палеоартефакте  похожих на орудия труда. В данной работе приведена фотография артефакта, под номер 6 на фотографии, приведенной в начале статьи.


Литература
1. Лебедев, В. Ю.  История религий : учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко ; под редакцией В. Ю. Лебедева, А. М. Прилуцкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 456 с. — (Бакалавр. Академический курс).  URL: https://urait.ru/bcode/432883 .
2. Е.А.Рослик Каменные не орудия труда http://proza.ru/2020/10/09/810
3. Е.А.Рослик. Арочные ребра палеоартефакта http://proza.ru/2020/10/27/708
4. Е.А.Рослик Палеолитический божок. Проза.ру. http://proza.ru/2020/03/25/662. 02.03. 2020
5. Е.А.Рослик Гравийные палеоартефакты - божки http://proza.ru/2020/11/06/2072
6. Е.А.Рослик Палеолитический божок 6. http://proza.ru/2020/10/19/1717

23.11.2020