Дни памяти брата Иосифа Муньоса

Филипьева Татьяна Васильевна
       ("Мои встречи с мучеником Иосифом Муньосом": http://proza.ru/2020/11/24/38)      

       Великая среда. День, когда Иуда Искариот поцеловал Иисуса Христа, предав Его и обрекая себя на вечные муки. Великая среда 2005 года. Я стою у могилки брата Иосифа Муньоса на русском кладбище в Джорданвилле. Для тех, кто не знает, в Джорданвилле находятся монастырь и семинария, благодаря которым это место стало духовным центром русской православной диаспоры в Америке.
       Немного ветрено, но тепло и солнечно. Людей нет. Тишина. Только слышно доносящееся откуда-то сверху нежное щебетание весенних пташек. А на могилке брата Иосифа светится тёплым огоньком неугасимая лампада. И горит свеча, значит, кто-то уже с самого утра побывал здесь. Скоро, 13 мая, – день рождения брата Иосифа, но так уж устроил Бог, что есть дни рождения, есть и дни смерти. У каждого – в своё время.

***
       Мысль моя уносит меня в православный клуб «Ямское поле», что в Москве рядом с Белорусским вокзалом. Там вечерами добрая хозяйка первого православного кафе Наталья Назарова и её верный помощник, музыкант и певец Вячеслав Капорин организуют и проводят встречи с замечательными людьми: православными поэтами и писателями, певцами и композиторами, «чаепития с батюшкой», беседы с православными педагогами и психологами, просмотры православных видеофильмов.
Проводятся здесь и вечера, посвящённые памяти людей, от нас ушедших в мир иной. Я расскажу о двух таких вечерах 31 октября 2003 и 2004 года.
       В Москве можно купить книги и фильмы, повествующие о жизни и смерти брата Иосифа, так что православные москвичи знают о хранителе Иверской Мироточивой иконы Матери Божией. Они бережно собирают и хранят всё, что связано с памятью о человеке, дорогом сердцу христианина. Поразительные вещи устраивает Господь. Подумать только, ведь Хосе (так его называла мама) никогда не бывал в России. Он – не признанный гений и не прославленный герой, и пока ещё официально не причислен к лику святых. Жил он скромно и не искал земной славы, а весть о нём разнеслась уже по всему миру.
       «На православных ярмарках, – рассказывает Николай Машков, который ведёт в России важную и трудную миссионерскую работу, – к нашему стенду «Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль» в Москве, Минске и Петербурге люди часто  подходят специально только для того, чтобы получить землицу или маслице из лампадки с могилки брата Иосифа». А лампада эта и днём, и ночью горит в фонарике, привезённом из Оптиной Пустыни – мужского монастыря, где брат Иосиф никогда не был, но где его уже давно не просто знают, но любят и почитают.
       Однажды я получила письмо (журнал «Православная Русь» № 10, 2005 г.), в котором раба Божья Елена М. рассказала, как её детки во время болезней уже не один раз исцелялись после того, как она с верой и молитвой прикладывала к больным местам мешочек с землей с могилки брата Иосифа, землицу же она получила от нас на православной ярмарке.

***
       Я сижу в тени дерева на скамейке у могилки брата Иосифа в Джорданвилле. Недавно сошёл снег, и ещё не успели посадить живые цветы. Мне подумалось, что очень многие православные русские сейчас хотели бы оказаться на моём месте.

***
       И вновь вспомнилась мне уютная атмосфера небольшого кафе, заполненного людьми так, что не оставалось свободных мест. Вначале священник служит литию в память по убиенному брату Иосифу. В руках людей и перед иконами горят свечи. Трогательно и торжественно звучат слова молитвы. Вечную память поют все хором, ведь здесь собрался люд церковный. Упокой, Господи, душу раба Твоего…
       Помолившись, усаживаемся за круглые столы с блинами и красным молдавским вином. Бог устроил так, что я не раз встречала брата Иосифа при жизни, поэтому с благодарностью приняла предложение проводить в московском православном кафе на Белорусской вечера памяти брата Иосифа. На крошечной сцене – столик, на нём – икона Иверская Монреальская Мироточивая, перед ней же горит высокая восковая джорданвилльская свеча жёлтого цвета, а рядом – портрет самого брата Иосифа, подаренный мне в Леснинском монастыре во Франции. Брат Иосиф широко улыбается и, кажется, будто смотрит прямо на икону.
       Я рассказываю о том, как любил брат Иосиф приезжать в Леснинскую обитель, как он, пытаясь убежать от мира, затворялся в своей келье на втором этаже келейного корпуса, что справа от монастырских ворот, как в посте и молитве трудился, создавая прекрасные иконы алтаря в зимнем храме этой тихой женской обители. Рассказываю и показываю книгу «Монреальская Мироточивая икона и брат Иосиф», изданную в Москве в 2003 году, но подготовленную к печати моим сыном иноком Всеволодом в издательстве Джорданвилльского монастыря по инициативе Фонда Памяти брата Иосифа в Монреале и при непосредственном участии Елены Сергеевны Галицыной. Через эту книгу брат Иосиф соединил три страны: Россию, Америку и Канаду. Это – наиболее полное издание свидетельств о чудотворной иконе, описанных людьми со всего мира, и воспоминаний о брате Иосифе. В кафе среди гостей – родная племянница Е.С. Галицыной – Ирина  Александровна – женщина во всех отношениях замечательная. Она рассказала о чуде, произошедшем в её квартире.
       Есть у неё бумажная иконка, подаренная ей самим братом Иосифом. Однажды молилась она по обыкновению в своём святом уголке, а когда отошла, оставив зажжённой свечу, случился небольшой пожар, в котором сгорели некоторые бумажные иконки, но с подарком брата Иосифа ничего не случилось, иконка осталась цела и невредима. Есть у Ирины Александровны и другая иконка, которая время от времени мироточит – следы мироточения хорошо видны на стеклышке в рамке. Обе эти иконки она принесла с собой, и люди, передавая их из рук в руки, смогли посмотреть и приложиться. Рассказ этой умной, доброй и бескорыстной женщины слушали мы с большим интересом.
       Участникам встречи показали отрывки из нескольких фильмов о брате Иосифе, самый первый из которых создали протоиерей Виктор Потапов и его матушка Мария. Затаив дыхание, внимали собравшиеся голосу отца Виктора, знакомого русским людям уже долгие годы по передачам радиостанции «Голос Америки».
       На вечере я приглашаю всех желающих поделиться живыми воспоминаниями и впечатлениями о встречах с братом Иосифом. А желающих – предостаточно. Священники  отец Олег (Орешкин) и отец Савва (Богдан) много говорили о духовном подвиге брата Иосифа, с любовью и благодарностью Богу вспоминали события в их жизни, связанные с этим человеком. Анастасия Машкова, моя дочь, эмоционально рассказала о том, как познакомилась с братом Иосифом на 18-м Международном съезде православной молодёжи в Сан-Пауло (Бразилия) в 1997 году, всего за три месяца до его кончины. Заключая своё выступление, она сказала: «Брат Иосиф был человеком необычным. Он был избранником Матери Божией, и всей своей жизнью и мученической кончиной показал нам, что он был посланником Господа Бога на земле». Под собственный аккомпанемент на фортепиано Анастасия исполнила песню, которую она написала на стихотворение её брата, инока Всеволода (Филипьева) «Посланники» из книги «Ангел апокалипсиса» (Москва, 2002). Призывно и торжественно звучали слова песни:

       Совершите о нас поминание,
       на Руси наших нет могил.
       Даже мёртвые, мы – в послании,
       так Всевышний благословил.
 
       Особое, лирическое настроение создавалось под звуки песен и стихов, посвящённых брату Иосифу. Вот одно из них, написанное иноком Всеволодом через год после убиения брата Иосифа, в 1998 году:

       Покаянный плач
       по убиенному брату Иосифу
            
       I.
       Кровью сердце твоё окропилось
       в час судьбоносный тот,
       когда завеса открылась
       с приглашением на эшафот.

       Но ты переплавил в сердце
       всю горечь и боль обмана
       и с кротостью страстотерпца
       тихо сказал «Осанна».

       Осанна Богу живому,
       Осанна любви, всепрощенью.
       Да не помыслим о мщеньи,
       да не умножим зла мы.
          
       II.
       Во тьме горит огонь Любви,
       но мир спасенья не желает
       и беспощадно распинает
       невинных вестников Любви.

       Их убиваем, братья, мы,
       когда, во зле своём не каясь,
       грехи, как острые шипы,
       в сердца их нежные вонзаем.

       III.
       Пойдём и прощенья испросим
       за чёрствость сердец своих.
       Прости нас, родной Иосиф,
       невольных убийц твоих.

       Ты ведь за нас молился
       в миг незабвенный тот,
       когда тебе путь открылся,
       ведущий вверх и вперёд.
               (Из книги инока Всеволода "Иное")

       Другое стихотворение этого же поэта – инока, посвящённое брату Иосифу, было положено на музыку замечательным, талантливым музыкантом, композитором и исполнителем, виртуозно владеющим гитарой, Евгением Фокиным. Его новый альбом песен «Светлые пути», составленный на стихи инока Всеволода, только что увидел свет в Москве. Сюда вошла и песня о брате Иосифе, которую Евгений исполнял на вечере памяти в 2004 году.
       И снова звучат воспоминания. Теперь уже я веду рассказ о встрече трёхлетней давности с родной сестрой брата Иосифа Анжелой.
       Познакомились мы в Вашингтоне в доме отца Виктора Потапова. Много часов разговаривали в машине по дороге в Джорданвилль, а потом вместе молились на могилке Хосе – так привычно называет брата его младшая сестра, рассказывая о своём детстве и влиянии любимого старшего брата на её жизнь. Анжела подарила мне тогда один фиолетовый бархатный цветочек – анютины глазки, которые так любил брат Иосиф, чтобы я отвезла его в Россию, как благодарность от неё всем русским людям за память брата. Цветочек этот я храню как святыньку в моём доме. Есть у нас и другие святыни – память о брате Иосифе, которые я принесла с собой в кафе, чтобы люди могли посмотреть и с благоговением приложиться. Например, тёмно-синяя кофта, в которой брат Иосиф обычно писал иконы.
       Атмосфера в кафе добрая, спокойная и мягкая, каким был сам характер приснопоминаемого брата Иосифа. Никто не грустит, но с тихой радостью вспоминают о былом. Вечная и светлая память воину Христову, показавшему всему миру, что в жизни современного христианина и сегодня есть место подвигу. Особенно важно это понять молодёжи. На вечере было много молодых людей, некоторые из них впервые в жизни узнали о брате Иосифе.
       В конце вечера каждый получил в подарок пакетик с землей с могилки брата Иосифа, которую я привезла накануне из Джорданвилля, и иконки Матери Божией Иверской Монреальской, присланные специально для этой встречи из Вашингтона заботливой матушкой Марией Потаповой.

***
       Великая среда. Я стою на русском кладбище в далёкой Америке у красивого мраморного креста, на котором золотыми буквами по-русски и по-английски написано: «Брат Иосиф Муньос Кортес. Хранитель Мироточивой Иверской Иконы Божией Матери. род. 13.V.1948 г. замучен 31.Х.1997 г. в Афинах».
       Солнце скрылось за облаками, посыпал мелкий весенний дождь. Капли дождя, похожие на слёзы, скатываются по чёрному мрамору и золотым буквам и падают на землю, словно сама природа оплакивает поцелуй Иуды…

***
       Спустя два года, готовясь к очередному ежегодному вечеру памяти мученика Иосифа (в постриге монаха Амвросия), я посвятила ему такие строки:

       Ты в России, увы, не бывал,
       Но всегда за Россию молился.
       Бог тебя на служенье послал.
       Ты в чертоги Его удалился.

       Никогда на Руси ты не был,
       Но тебя православные знают.
       За тебя они Господа молят
       И с мольбою к тебе прибегают.

       И икону твою написали,
       И акафист составили прежде,
       Чем тебя во святых прославляли.
       Ты вселяешь в людей надежду.

       Ты нам подал пример, Иосиф,
       Как любить жертвенною любовью.
       И за всех благодушных ленивцев
       Расплатился своею ты кровью.

       Ты нас учишь терпеть и смиряться.
       Имя подвига – имя твоё!
       Никогда ты в России не был,
       Но молился всегда за неё.   

       Большинство людей на вечерах памяти Избранника Божией Матери никогда при жизни его не видели, но стихи они слушали со слезами на глазах – значит, душой откликались. Брат Иосиф любил Матушку Божию всем своим добрым сердцем и служил Ей до конца своих дней. Так пусть и его подвиг живёт в памяти людской во веки веков.   
       Аминь и Богу слава!

       2005 – 2007 год 

_____

       ("Чудеса от Иверской Монреальской иконы в моей жизни": http://proza.ru/2020/11/23/1739)