Подполковник Липранди и Пушкин

Антон Ромашин
Герой этого повествования - Липранди Иван Петрович - генерал-майор русской императорской армии (с 1832 года), более известный,  как организатор разведки русской            армии, деятель тайной полиции, военный историк.  Но он также известен, как хороший знакомый и добрый старший приятель Пушкина и единственный автор, оставивший воспоминания* о нем во время пребывания  в южной ссылке**.

*)Заметки подполковника Ивана Липранди о пребывания Пушкина в Кишиневе, впервые опубликованные П.И. Бартеневым*** в «Русском Архиве» 1866 года, до самого последнего времени пользовались репутацией наиболее достоверного и полного источника для уточнения отдельных эпизодов этого периода в биографии Пушкина и установления историко-бытового фона ряда произведений поэта.

**) Вскоре после высылки Пушкина из Петербурга, начался, так называемый, кишиневский период жизни, который все-таки правильно будет назвать ссылкой, т.к. эта поездка не была добровольной и была - без права самостоятельного передвижения куда-либо. Отеческое отношение к нему генерал-губернатора И.Н.Инзова – не в счет, да и оно не афишировалось перед петербургскими властями. Также он не получал какие-либо поощрения по службе, а небольшое (700 рублей в год) жалование выплачивалось нерегулярно, после напоминания.

***) Бартенев Пётр Иванович
Российский историк и литературовед, директор Чертковской библиотеки, основатель и издатель исторического журнала «Русский архив».
Сотрудничал с московскими журналами, опубликовал ряд статей, а затем и монографий, посвящённых А. С. Пушкину. Вёл записи рассказов о Пушкине от современников поэта; во многом его публикации имеют значение первоисточника. Наряду с П. В. Анненковым считается основателем пушкинистики.
• Родился: 1 октября 1829 г., Липецкий уезд
• Умер: 22 октября 1912 г. (83 года), Москва, Российская империя

Происхождение  Ивана Петровича  Липранди необычно для нас и вполне обычно для того времени. Его предки в 17 веке переехали в Италию из Испании, а его отец в 1785 году переехал по приглашению в Россию.
Для того, чтобы лучше понять события, происходящие в жизни Ивана Петровича, нужно рассмотреть его семейную историю.

***

Пьетро Липранди, отец Ивана,  родился в Италии (Пьемонт?) в 1704 году в семье выходцев из Испании, из Барселоны, переселившихся оттуда в начале 17 века. В большинстве источников указано их дворянское, даже аристократическое происхождение, и смешанная испано-мавританская кровь. Причиной переезда, а скорее всего бегства, из Испании, по всей видимости, явилось гонение  католической инквизиции.
В Италии их семья стала успешными мануфактурщиками, производящими на своих предприятиях высококачественные шерстяные и шелковые ткани.
Приехав в Россию в 1785 году в возрасте 81 года, Пьетро де Липранди три раза вступал в брак и имел от трех жен четверых детей, прожив при этом до 106 лет. Как раз в этой краткой информации и кроется много непонятного. Рассмотрим её более подробно.
В прошедшей истории Пьетро (исп. Педро) де Липранди, в русской транскрипции Петр Иванович, стал отцом двух  знаменитых сыновей: Ивана Петровича и Павла Петровича. Старший сын - Иван был талантливым и смелым офицером, одним из лучших и успешных разведчиков своей эпохи. Но наиболее важное для нас – он был близко знаком с Пушкиным во время его южной ссылки, с 1820 по 1824 годы, и единственный в том времени, кто оставил о Пушкине записки - воспоминания.
Другой сын, Павел (от другой матери) – тоже был известный в ту эпоху военный, который дослужился до звания полного генерала. Также его по праву называют героем крымской войны 1853 – 1855 гг.
У Ивана Петровича была также родная, единокровная сестра  от матери баронессы Кусовой Елены Ивановны - Липранди Елизавета*
*) В последующем Елизавета Петровна Липранди вышла за генерала Александра Михайловича Тухачевского и, таким образом, стала прабабушкой знаменитого советского маршала М.Н. Тухачевского.

Хоть и было в то время на Руси много иностранцев, но больше с немецкими фамилиями, а тут Липранди, русский дворянин первого поколения. Потомственное дворянство получено им от императрицы Екатерины II за заслуги в развитии российской текстильной промышленности. Знание нескольких иностранных для России  языков они привезли  с собой, но в целом в биографии семьи оказалось много белых пятен. Поэтому, чтобы лучше понять то, что произойдет с героем повествования, Иваном Липранди, попробуем разобраться  с тем, кем являлся его отец Педро (Пьетро) де Липранди.

***
Биография самого Пьетро де Липранди - отца довольно-таки  туманна.
Когда рассматриваешь биографию отца нашего героя повествования (Ивана Липранди), то возникает много вопросов, т.к. некоторые её факты и, особенно, его возрастные  допуски – удивительны.
Итак, родился Пьетро Липранди в 1704 году и до 1785 года – жил в Италии, где был преуспевающим мануфактурщиком, производителем высококачественных шерстяных и шелковых тканей и, скорее всего был  богатым человеком.
Происходил он, как указывается в большинстве источников, из семьи испанских грандов, т.е. не просто дворян, а высшей испанской знати. И чего бы это было такой семье бежать из своей страны и на новом месте заниматься делом, которое было совсем несвойственно дворянам той эпохи.
Пишут, что  Пьетро де Липранди приехал в Россию из Италии в 1785 году,  и что он - «потомок испано-мавританских грандов», т.е. испанский дворянин. Может быть это дополнение «мавританских»  - было причиной  бегства семьи из Барселоны в Италию в конце 17 века(?), т.к. тогда в Испании свирепствовала инквизиция.
В Барселоне, где жила семья Липранди, мавров, в том числе, и крещенных (а из каких еще могли возникнуть испанские гранды мавританского происхождения?), найти было трудновато: северная граница мавританского завоевания Испании почти совпадает с южной границей провинции Каталония, центром которой является этот город. Да и фамилия «Липранди» еще и сегодня в Испании встречается довольно часто, только она не мавританского, а еврейского происхождения. Что, к слову сказать, больше соответствует и роду занятий предков И. П. Липранди: «мориски» (крещенные мавры) в Испании, в основном, занимались земледелием; промышленностью, мануфактурным делом. «Буржуазные» же ремесла характерны были в большей степени именно для «конверсос», т.е. крещенных евреев.

В 1785 году, т.е. в 81 год, т.е. в весьма почтенном возрасте, Пьетро Липранди был приглашен  в Российскую империю для  развития ткацкого дела в России, при этом ничего неизвестно о его жизни в Италии. Неужели  все 80 лет жизни там он не был женат и у него не было наследника мужского пола, которому он мог бы передать своё дело или, как сейчас говорят, бизнес?
Скорее всего он, все-таки, оставил свои фабрики наследникам и решил, что раз приглашают в Россию, можно попробовать начать там сначала, используя свои знания и опыт, приобретенный за десятилетия жизни, да и выслужить себе и детям потомственное дворянство – об этом тогда мечтали многие представители его класса.
Далее, также не очень понятно, как потомки испанских грандов стали владельцами текстильных мануфактур, по - современному фабрик, в Италии.  Во всяком случае, в этом семья Липранди достигла немалых успехов, раз кто-то из российской знати обратил на Пьетро внимание императрицы Екатерины II.
Но всё же довольно странно в 81 год решиться на переезд в другую страну… Хотя приглашала сама императрица, да и в Италии тоже были католики, которые могли портить жизнь этой, скорее всего, псевдо – дворянской и псевдо-испанской семье.
В России из дона Педро или сеньёра Пьетро Липранди превратился в Петра Ивановича и стал начальствововать над казенными текстильными заводами. Указано, что он – устроитель знаменитой Александровской мануфактуры.

Где-то в конце 80-ых годов  18-го столетия, когда ему было уже за 80 Петр Иванович женился на баронессе Елене Ивановне Кусовой*. В этом браке у них в 1790 году рождается сын Иван и чуть позже - дочь Елизавета.  К несчастью, его первая  жена долго не прожила и он опять женился - на  Бибиковой Варваре Яковлевне, с которой, когда ему уже было  92 года,  в 1796 году родился сын Павел. Эта жена в 1800 году тоже умирает и он женится в третий раз на Талызиной Пелагее, от которой у него рождается дочь Екатерина.
*)Судя по всему, отцом баронессы был известный негоциант Иван Васильевич Кусов.

Странно все это, т.к.  Петр Иванович Липранди человек весьма преклонных лет, и, несмотря на это, он, оказывается, еще и жених нарасхват. И что может привлечь к нему последовательно трех  молодых женщин, две из которых были богаты? Разве только, что его еще большее богатство, но о нем ничего не известно. Наоборот, первые две жены приносят с собой в семью солидное приданое. А когда  дон Педро умирает в 1810 году, достигнув счастливого возраста — ста шести лет,  все состояние, большую часть которого составило приданое двух первых жен, по его завещанию, идет в третью семью, а сыновьям Ивану и Павлу и дочери Елизавете достается только доброе имя.
Столичный дом, как и прочее имущество, отошел младшей сестре от третьего брака, Екатерине, по завещанию, что возмутило всех Кусовых и Бибиковых. И как же им было не возмущаться — основную часть богатств Липранди-отца составляло огромное приданое его первой жены Елены Ивановны Кусовой, матери Ивана Петровича и его сестры Елизаветы. За второй женой Варварой Яковлевной Бибиковой, родившей сына Павла, тоже дали немало — Алексинское имение. Однако после смерти коммерции советника Пьетро де Липранди его старшим детям досталось лишь родительское благословение, а деньги, имение и мануфактура отошли третьей жене Пелагее Талызиной и ее маленькой дочке.
Иван и его единокровный брат Павел знали, что завещание свое отец составил под диктовку мачехи, и  приняли бы его волю без досады — в конце концов, оба были мужчинами, способными самостоятельно проложить себе путь в жизни, — обидно было за старшую сестру Катю, по милости охваченного страстью старика, оставшуюся бесприданницей.
Закон обязывал отцов выделять приданое дочерям, и после многолетней тяжбы поверенным Липранди удалось отсудить у мачехи какие-то крохи. Лиза Липранди вышла замуж поздно, но брак ее с  Александром Тухачевским оказался недолгим — в 1831 году Александр погиб во время мятежа в Польше, оставив жене двух сыновей с дочерью и крохотное имение Вражское под Пензой.

***
 
Таким образом, можно сделать вывод, что отец братьев Липранди был вовсе не «потомок испанских грандов» или «мавр» по - происхождению, а скромный буржуа г. Мондовии в Пьемонте (куда предки его, действительно, переселились из Барселоны в начале XVII в.), владелец суконной и шелковой фабрик. В 1785 г. Пьетро Липранди переселился (по приглашению) в Россию, пользовался затем покровительством графа Зубова и в 1800  г. был уже директором Александровской мануфактуры в Москве*.
В России  все это ему удалось: ткацкое дело развивалось в нужном правительству направлении, за что он  вскоре он был награжден орденом Владимира 4 степени   и получил звание надворного советника, дающее право на  дворянство  ему и его потомкам.
Он стал директором всех казенных  ткацких фабрик и, как неверно указано в Википедии и других источниках был создателем и директором Александровской мануфактуры*.
*) В той же Википедии её создателями и руководителями указаны другие лица.
Императорская Александровская мануфактура — первая в России механическая бумагопрядильная фабрика.
Александровская казённая мануфактура была основана по инициативе польского аббата Оссовского. В 1798 году мануфактур-коллегией был представлен императору Павлу I технико-экономический анализ применения машинной обработки хлопка с подтверждением, что Оссовский использует ранее неизвестные в России машины. Были представлены документы о коммерческих основах будущего производства, смета на покупку дома, наём рабочих, расходы на учеников Императорского Воспитательного дома. Предприятие разместилось в бывшем имении князя А. А. Вяземского в селе Александровское «на 12-й версте Шлиссельбургского тракта» (ныне проспект Обуховской Обороны).[1]. Кроме помещений Оссовскому была дана беспроцентная ссуда в 80 тысяч рублей сроком на 7 лет и предоставлено, в качестве рабочих, до 300 человек питомцев воспитательного дома. Фабрика была на 20 лет освобождена от уплаты пошлин. Кроме того было запрещено другим фабрикам использовать машины, которые будут здесь изготавливаться и применяться.
В 1799 году, после смерти Оссовского, фабрика полностью перешла в ведение Воспитательного дома. Управляющим Александровской мануфактуры был назначен Александр Яковлевич Вильсон.

***

И. П. Липранди, по его собственным словам, после смерти отца всей дальнейшей карьерой «был обязан своей силе и здоровью, не будучи аристократического кружка».

Итак, личная жизнь Петра Ивановича Липранди в такой редакции выглядит довольно фантастично и наиболее вероятно то, что на самом деле он был моложе.
 
В следующей части речь пойдет о старшем сыне Педро де Липранди – Иване 1790 года рождения, который был талантливым и смелым военным, разведчиком, а также известным дуэлянтом, историком и  автором записок о А.С.Пушкине, который сделал его прототипом героя повести "Выстрел" - Сильвио.

Портрет И.П.Липранди. Акварель Г. Геца. 1820-ые г.

Продолжение: http://proza.ru/2021/01/08/1426

23.11. 2020
АэС