Новейшая история-план гоэрло государственное обнищ

Светлана Мотина
Новейшая история - План ГОЭРЛО
 (Государственное Обнищание Экономического Развития Людского Отродья).

Во время завтрака, Наталья с Вофчиком постоянно переговаривались. Было заметно, как Наталья нетерпеливо дёргала за рукав Вофчика и всем своим видом заставляла его о чём-то спросить Марь Ванну, так как постоянно кивала на неё головой. Вофчик отнекивался, качая головой, и отмахивался от неё руками, тем самым показывая, что не здесь и не сейчас об этом надо говорить.
Марь  Ванна, нахмурясь, грозно посмотрела в их сторону, пшикнула, после чего, Наталья примолкла и стала, молча доедать свой завтрак.

После всех лечебных процедур и принятия таблеток,  многие потянулись к большой беседке, узнать, что же такого хотела спросить Наталья  Марь Ванну. Марь Ванны пока не было и все стали её ждать, не решаясь спросить об этом у Натальи самой.

Наталья с Вофчиком продолжали  выясняли отношения так, что тихий шепот иногда переходил в шипение, переходящий в крик.

Тут в беседку вошла Марь Ванна, посмотрев на Наталью, спросила: «…Ну и что за спешка такая, что нужно было даже в столовой всё выяснять..., терпенья нет…?».

Наталья, обижено отвернулась от Вофчика, взлохматив свои непокорные волосы, стала объяснять: «…Марь Ванна…, вот давно хочу спросить у тебя…, а можно нам с Вофчиком определить отдельную палату…, мы вроде давно вместе и хотим жить как муж с женой…?».

Марь Ванна, опешив от такого вопроса, даже поперхнулась кашлем. Откашлявшись, подозрительно оглядела их и, покачав головой, промолвила: «…Вы в своём уме…, кто же вам разрешит здесь устроить семейное общежитие…, хотя какой ум, если вы в психушке находитесь…!».

Пётр, посмотрев на Марь Ванну, удивлённо проговорил: «…А что здесь такого…? Раньше, я помню, чтобы скрепить семейные узы, выделяли комнаты для новобрачных…, ведь семья, как известно, первая ступень, как фундамент ячейка общества и развития народного хозяйства…! Даже план развития народного хозяйства был разработан в 1920 году В.И. Лениным и назывался – План ГОЭЛРО…!».

Марь Ванна, вздохнув, махнула рукой, сказала: «…Вот, ещё один «умник» появился на мою голову…, какой ещё гоерло…, что ты придумываешь…?».

Пётр, также удивлённо посмотрев на Марь Ванну, пожал плечами: «…Как это «какой», знаменитый план ГОЭЛРО, а не гоерло…, ты что, даже не слыхала о нём, а вроде взрослая начитанная женщина…, в начальницах ходишь, а про него не знаешь…!».

Все посмотрели на «академиков», которые всё знали и могли осветить этот вопрос.
Василий, кивнув Серёге, предложил начать говорить ему первому.

Серёга, утвердительно отреагировал на кивок,  стал рассказывать: «…План ГОЭЛРО — это первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны. Он был разработанный в 1920 году по заданию и под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО), образованной Президиумом ВСНХ 21 февраля 1920 года в соответствии с резолюцией сессии ВЦИК от 3 февраля 1920 г. о разработке плана электрификации.
В 1920 году, менее чем за один год (во время гражданской войны (1917—1922/1923) и интервенции), правительство РСФСР под руководством В. И. Ленина разработало перспективный план электрификации страны.  Для этого, в частности, и была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации России под руководством  Г. М. Кржижановского. К работе комиссии было привлечено около двухсот учёных и инженеров. На первом заседании комиссии ГОЭЛРО к председателю комиссии Г. М. Кржижановскому подошёл видный русский электротехник К. А. Круг и предложил включить в её состав какого-нибудь известного политэконома. «Не нужен нам никакой политэконом, у нас есть свой политэконом — Карл Маркс!» — горячо ответил Кржижановский. Всё же в декабре 1920 года выработанный комиссией план был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, через год его утвердил IX Всероссийский съезд Советов под лозунгом: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны» и подпись В.И.Ленин…!».

Колька, заинтересованно спросил: «…А для чего нужен был этот самый план…? Что, без него нельзя было жить…? Что он давал людям такого, что за него все проголосовали…?».

Серёга, посмотрев на всех и, видя заинтересованные лица, ответил: «…ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И всё это привязывалось к планам развития территорий. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу участников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт•ч.
План ГОЭЛРО сыграл в жизни нашей страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Реализация этого плана сформировала, по сути дела, всю отечественную экономику и до сих пор в значительной мере ее определяет…!».

Федька, повернувшись, ехидно спросил: «…Что же заставило их – цвет русской электротехнической науки и отнюдь не участников и даже не сторонников революционных событий – взаимодействовать с большевиками…?».

Серёга, подумав, ответил: «… Причин тому было несколько. Первой и, наверное, главной из них стал, видимо, патриотизм – забота о благе страны и народа, вера в то, что развитие науки и техники сможет привести к прогрессу общества. Скептически относясь к идеологии новой власти и категорически отвергая ее методы, они, тем не менее, приходили к выводу, что противодействие ей принесло бы России вред.
Другая причина тоже была немаловажной. Технократы, в течение долгих лет не имевшие возможности воплотить свои идеи в жизнь, получили теперь эту возможность. Новая власть последовательно и твердо демонстрировала свою в этом заинтересованность и политическую волю.
И, наконец, не последнюю, по всей видимости, роль играли соображения, сугубо прагматические. В условиях разрухи, отсутствия самых необходимых продуктов и бытовых условий, а также преследований, обысков и конфискаций сотрудничавшие с советской властью энергетики попадали в совсем другой мир. Их обеспечивали жилплощадью, пайками, социальными льготами, а Г. О. Графтио, например, благодаря личному заступничеству Ленина был избавлен от чрезмерно пристального внимания чекистов…!».

Пётр, вспомнив, оживлённо перебил Серёгу: «…Тогда писали, что зарубежные деятели были в шоке от того, что придумала Россия. И вот, чтобы узнать всё по подробней, в 1920 году Россию посетил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс. Он встречался с Лениным, ознакомился с планами широкой электрификации России и счёл их неосуществимыми. В очерке «Россия во мгле», посвящённом этой поездке, он так отозвался об этих планах: «…Но, осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии…, так как в какое бы волшебное зеркало я, ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего.  А вот невысокий человек в Кремле обладает таким даром….!».

Федька, сидевший отвернувшись от всех, тихо буркнул: «…Жил бы сейчас, то был прав, так как, Как фантаст он стал в наше время, а такую фантастику тогда не могли и предвидеть, какие цены и тарифы наши «фантазёры» придумают и воплотят в жизнь…! На настоящий момент «…забота о благе страны и народа, вера в то, что развитие науки и техники сможет привести к прогрессу общества…» осталась далеко позади, а вот, что «…Их обеспечивали жилплощадью, пайками, социальными льготами…», врубилось в память глубоко и надолго…! Поэтому сейчас в новейшей истории – План ГОЭРЛО и трактовать надо по новому, т.е. ГОЭРЛО (Государственное Обнищание Экономического Развития Людского Отродья) - вот так сейчас о нас думают...! Мозгов нет – считай калека!  Мозги не брови – не нарисуешь…!».

Наталья, услыхав, что всё же тогда обеспечивали жилплощадью, ухватилась за эту ниточку: «…Ну вот, если для общества нужна семья, то пусть и нам здесь обеспечат палату, для нашего с Вофчиком, совместного проживания…., я что многое прошу…, всё же по закону…!».

Марь Ванна, закрыв глаза и, обхватив руками голову, только и смогла выдохнуть: «…Господи, что же мне ещё предстоит выслушать:  от вас, от руководства…, и как они отреагируют на все эти выдумки…?!».