Заявка из Гарварда

Наталья Фёдорова
  Как-то раз моя мама вечером на кухне жарит котлеты и вдруг слышит звонок телефона. А котлеты не хочет снимать, думает, дескать, кому надо, тот перезвонит. А звонки не кончаются, и трезвонит этот кто-то прямо бесконечно. Было это на нашей старой квартире, на улице Железнодорожников, в 1977 году.
 И вот берёт она трубку и ей какой-то незнакомый женский голос так культурно и задушевно говорит:
 - Аида Петровна, профессор Гарварда Никита Струве очень заинтересовался вашим творчеством и просит вас прислать ему вашу книжку "Тёплый берег".
 Мама говорит:
 - Что, что за ерунда, кто меня разыгрывает? Какой Гарвард, какой Струве?
 И вешает трубку на рычаг. А на часах, между прочим, часов 9 вечера и явно нерабочее время, и живёт она в городе закрытом для иностранцев и никаких знакомых в США нет. А после этого звонит нескольким своим реальным знакомым в другие города (а звонок был по "межгороду", то есть короткие и частые звонки) и интересуется, кто разыграл. Все друзья и подруги отнекиваются. Мама плюёт на это дело и снова идёт на кухню.
 А через несколько недель звонят ей из местного отделения Союза писателей и сообщают, что из какой-то библиотеки Ленинграда ей пришёл запрос на её книгу.
 Этот запрос у нас в семейном архиве сохранился. Там написано вот что. Вверху крупно: "Государственная Ордена трудового красного знамени Публичная библиотека им. М.Салтыкова-Щедрина. Дата - 26 сентября 1977 г." А письмо на бланке такое:"Уважаемая Аида Петровна! Отдел комплектования Государственной Публичной библиотеки им.М.Салтыкова-Щедрина просит выслать следующее издание Ваших стихов: "Тёплый берег", Красноярск, 1977 г. На Ваши стихи поступила заявка из США из Гарвардского университета. Заранее благодарим Вас. Зав.отдела комплектования Палей Р.С."
 И вот мама читает всё это и обалдевает, но книгу свою отдает секретарю Союза и скромно удаляется.
 А через пару месяцев ей пришло небольшое, довольно официальное, но всё-таки приятное по смыслу письмо от Никиты Струве, литературоведа и издателя из США. Это письмо она столько раз показывала изумлённым коллегам по перу и просто знакомым людям, что оно в результате потерялось. Но смысл там был такой:
Н. Струве интересуется современной русской поэзией и ему очень нравятся стихи сибирского поэта Аиды Федоровой и он ей признателен за книжку. Мама ему ответила, но от него ответа уже не было, не знаю почему. Возможно, эта книга и сейчас находится в библиотеке Гарвардского университета.
  Вот такие истории иногда случались с моей мамой.

                8 октября 2019 г.