Взрослый

Вера Клыкова
Часть 1
 Ваня всё смотрел в окно: «Что-то мама никак не идёт».
Было уже поздно. Сашка уже давно спал в своей кроватке, а Ваня всё ждал возвращения мамы.
Саша заворочался во сне, Ваня отошёл от окна, посмотрел на брата, поправил съехавшее одеяло и пошёл на кухню.
– Ужин уже остыл, — обращаясь сам к себе сказал мальчик, — ладно, накрою, придёт разогреет. Завтра в школу, Сашку в садик собирать, надо идти спать.
В этот момент мальчик услышал — кто-то открывает дверь. Ваня обрадовался: "Наконец-то вернулась".
Он вышел в коридор встречать маму.
– Мам, я ужин тебе там оставил. Иди покушай.
Мама характерным, заплетающимся голосом ответила, не смотря на сына, с трудом пытаясь снять сапоги: «Да отстань ты со своим ужином. Устала я. Я спать хочу». И, зайдя в комнату улеглась, не раздеваясь на диван и тут же уснула.
Ваня подошёл к матери и накрыл её пледом.
***
Утром Ваня встал как обычно раньше всех. Умылся, приготовил завтрак — вчерашнюю жареную картошку, всё что было из продуктов.
– Саша, пора вставать. Пойдём умываться и завтракать, я уже всё приготовил. Не балуйся и быстро собирайся, — сказал назидательно улыбающемуся брату Ваня. — Ты давай, давай вставай, а я пойду пока маму разбужу. Скоро тётя Лида придёт.
– Мама, вставай, — попытался разбудить мать мальчик. — Мам, ну, вставай уже. Тебе на работу надо.
Вика с трудом, нехотя открыла глаза.
– Мам, вставай. Я завтрак уже приготовил, — проговорил сын.
Вика всё-таки встала, голова болела. Никого не хотелось видеть, никуда не хотелось идти. Но на работе и так уже начальство косо смотрело, да и детей кормить надо было — это Вика пока ещё понимала.
Пройдя на кухню и, не поцеловав ни младшего, уже давно привыкшего к такому отношению и не обращавшему внимание на отсутствие ласки со стороны матери, ни старшего сыновей, устало достала банку пива из холодильника и села за стол, уставившись отсутствующим взглядом в окно.
– Мам, — решил обратиться к матери Ваня, — надо продукты купить. Давай я после школы зайду? Ты мне только деньги дай, я сам всё куплю.
Вика также молча прошла в коридор, вытащила из сумки кошелёк и протянула сыну: «Бери сколько надо».
В дверь позвонили.
– Это, наверное, тётя Лида. Саша собирайся.
Ваня открыл дверь: «Здравствуйте, тётя Лида. Привет, Катюша, — поздоровался мальчик с младшей дочкой тёти Лиды. — Проходите. Сейчас Саша будет готов».
Лида посмотрел на Вику: «Опять начала».
– Здравствуй, Вика.
– Здравствуй, — неохотно ответила Вика.
– Вань, я вечером тогда заберу Сашеньку, — обратилась Лида к вышедшему из комнаты со скачущим братом Ване.
– Хорошо, тётя Лида, я буду дома в это время.
«Бедный мальчишка, — подумала, уходя из квартиры, Лидия: — Фактически сирота, при живой матери. И про отца ничего не известно. Да и бабушке, хотя и приезжает время от времени, не очень-то нужны внуки — говорит: "Я ещё молодая для бабушки. Целыми днями возиться с ним? Нет уж. Помочь время от времени - пожалуйста, а так нет".
Лидия хорошо знала бабушку Вани и Саши. Родились в одном посёлке — только на разных улицах, и работали когда-то вместе.
Да и обратиться куда-то нельзя — придут, заберут ещё: «Кто её знает эту опеку. У нормальных людей вон детей отбирают, а тут... — думала Лидия и вспомнила разговор с Ваней: “…Тётя Лид, вы только никому не говорите про маму, а то вдруг нас заберут и разлучат с Сашкой, а мы друг без друга не сможем…” — мальчик умоляюще посмотрел на неё. — Ну, нет уж. Я рядом, буду помогать», — решила Лида. С тех пор почти каждый день приходила, помогала готовить, убирала, когда Ваня не успевал сам. Он старался всё сам делать: и стирать научился, и убираться, за продуктами ходил, даже трёхлетнего Сашу сам мыл, хотя мальчишке всего 11 лет. «Я уже взрослый», — говорил. «Какой он взрослый? Ещё совсем ребёнок», — думала Лида.
– Мама, я в школу. Ты оставь посуду, я сам вымою, когда приду.
***
Хотя он и понимал, что с ней происходит, но всем всегда говорил: «Мама болеет». Все во дворе знали, что происходило с их семьёй, но молчали. Кто-то один раз предложил сообщить о них, но другие отговорили — знали страх Вани о разлуке с братом, и помогали кто чем. Кто-то принесёт овощи и фрукты: «Со своего огорода», кто-то в гости на ужин пригласит, кто-то одеждой поможет. В общем, заботились всем миром. Иногда приходила дочка тёти Лиды и одноклассница Вани Варя, помогала с Сашей и с учёбой. Ваня старался учиться хорошо, но из-за занятости не всегда справлялся с учёбой, учителя это замечали, ругали, но что он мог поделать? Только всё также боялся, чтобы они не узнали про маму. На собрания за маму ходила или бабушка, когда приезжала к ним, или тётя Лида, и обе, как и Ваня, говорили, что мама очень занята, а никто из учителей особо не интересовался, так это или нет.
Вику тоже часто пытались образумить: «Что ты детей мучаешь? Посмотри на сына, он и о тебе заботится, и о младшем брате, весь дом на нём держится, а ты всё пьёшь! Какая ты после этого мать?!» И один раз это помогло. Ваня с удивлением, придя однажды из школы, увидел мать готовившей на кухне. Мама даже улыбнулась и поцеловала
– Садись, сынок, сейчас будем обедать, — сказала опять ставшая прежней мама.
Вика даже обещала сыну, что больше не будет пить.
Счастью Вани не было предела. Ночью, когда все спали, он тихо подошёл к окну и произнёс: «Господи, сделай так, чтобы всегда было так как сегодня, чтобы всё стало как прежде».
Но как-то снова придя из школы, мальчик увидел, что на кухне вместе с мамой сидели две её подруги, курили, на столе стояла почти пустая бутылка водки. Ваня вбежал на кухню со словами: «Мама, зачем ты опять! Зачем они пришли!?»
– Ни фига себе! Ты чего себе позволяешь, молокосос, — проговорила одна из подруг матери и ударила Ваню по лицу.
Мама на это только отвернулась.
– Мама ты же обещала! — крикнул Ваня и, уже не скрывая слёз, выбежал из кухни.
Ваня со слезами рухнул на кровать. И теперь он окончательно понял, что больше так, как прежде не будет. Прежняя мама больше не вернётся. Как ни странно, это успокоило мальчика, и, чтобы отвлечься окончательно, он начал делать уроки. Да и тёплые чувства к матери, с тех пор, постепенно, стали остывать. Ваня и сам не понял почему это происходит.
С тех пор Вика всё чаще стала приходить домой поздно и всегда от неё пахло алкоголем.
– Мам, я тебе ужин на столе оставил, — как всегда заботливо говорил Ваня.
– Иди ты со своим ужином. Как вы мне все надоели! — прокричала Вика. — Жизнь мне испортили! Кому я нужна теперь с вами вместе!
Ваня увёл в комнату плачущего Сашку. Он старался, чтобы Саша не видел маму в таком состояние, но не всегда это получалось.
– Саша, ты не плач. Просто мама болеет, и кричала она не на нас. У неё на работе есть плохие люди, вот она на них и кричит, — успокаивал как мог брата Ваня.
И такие упрёки Ваня стал слышать всё чаще и чаще. Из-за этого Ваня не раз оставлял Сашу ночевать у тёти Лиды. Она никогда не отказывала, понимала всё.
***
Ваня помнил маму и совсем другой. Когда она не ещё не «болела». Помнил, как весело они делали ремонт в квартире, перепачкав друг друга краской. Как катались с ней на аттракционах в городском парке. Ваня был обычным ребёнком: беззаботно гулял во дворе, гонял на своём любимом велосипеде, ходил в гости к друзьям. Всё было хорошо, только отца не хватало Ване.
Своего отца Ваня не помнил, точнее не совсем не помнил, а просто не мог вспомнить его лица. Родители развелись, когда мальчику только исполнилось 4 года. Почти два года отец, хотя и изредка, но приходил. Они вместе ходили гулять в парк, разговаривали о чём-то, а потом они уехали с бабушкой на море.
Море произвело на мальчика сильное впечатление, на всю жизнь. Даже когда купал брата, не раз говорил тому: «Вот закончу школу, стану совсем взрослым, пойду работать, и мы с тобой поедем на море. Знаешь, Сашка, какое оно огромное, красивое. Тебе там понравится». А вернулись с моря почему-то уже в другую квартиру. И папа больше не приходил. Мальчик не раз пытался спросить об отце и маму и бабушку. Мама отвечала, что папа уехал очень далеко. А бабушка всегда ругалась: «Что ты пристал со своим папой, иди у мамы спрашивай». И даже фотографий не осталось — мама сказала, что они пропали, когда переезжали. А мальчик всё ждал. А однажды мама пришла домой не одна.
– Дядя Витя, — представился, протягивая руку мальчику, мужчина.
– Ваня, — тихо и скромно ответил Ваня.
Дядя Витя протянут Ване небольшую коробку конфет и большую коробку.
– Ух ты, какая машина! — не смог сдержать восторга мальчик.
– Ну, давайте пить чай, а потом мы её с тобой опробуем, — сказал дядя Витя.
Весь вечер, пока пили чай и разговаривали — Ваня даже не запомнил о чём они тогда говорили, все его мысли были о лежавшей в коробке машине. Радости не было предела, когда наконец-то дядя Витя сказал: «Ну что, пойдём открывать коробку?» Потом все вместе со смехом гоняли эту машину по комнате. Дядя Витя стал чаще заходить в гости. Ваня даже стал ждать его, сидя у окна, и в один прекрасный день он у них остался насовсем. А через некоторое время мама сообщила Ване, что у него скоро появиться братик или сестрёнка. Ваня ждал момента появления нового члена семьи с радостью: «Буду ходить с ним гулять, потом будем играть вместе», — рассуждал Ваня, тогда он уже знал, что будет братик.
Когда, наконец-то, родился Саша, радости мальчика не было придела.
– Вот вырастишь, я буду тебя защищать, — серьёзно рассуждал Ваня.
– Теперь у меня настоящая семья, — улыбаясь проговорил как-то утром Ваня.
***
Дядю Витю он давно хотел уже назвать папой, но всё не решался. Он помогал Ване делать уроки, гонял с ним мяч во дворе, пока Саша спал в коляске, когда Саша подрос, вместе ходили в парк и зоопарк. Всё было, так как мечтал мальчик. Была семья, был папа. Правда, всё чаще Ваня стал слышать, как мама кричит на дядю Витю. И один раз дядя Витя не пришёл домой. Вернулся он только через неделю, поиграл с Сашкой, помог сделать уроки Ване. И ушёл... Больше Ваня не видел дядю Витю. Он всё ждал и надеялся, что тот придёт, но время шло, а его всё не было. Он также спрашивал у бабушки где он, а бабушка отвечала тоже, что и про отца Вани. Он спрашивал у мамы, где дядя Витя, но мама только отворачивалась и молчала. Так и не узнал Ваня, куда пропал тот, кого он хотел назвать папой. А мама с тех пор часто стала приходить домой поздно и начала «болеть», как говорил всем Ваня.
Ваня жалел мать. Как мог, он старался помогать: научился готовить, ухаживал за братом, воспитывал его сам. Хотя, как и всем мальчишкам, ему тоже хотелось играть в футбол с друзьями, гонять на велосипеде. Не раз, смотря из окна на играющих на улице друзей, Ваня вздыхал, но понимал, что кроме него дела дома никто не переделает и говорил себе: «Ты уже взрослый», — пытаясь таким способом, как он считал, себя приободрить. Сашка рос на удивление смышлёным, и главное, здоровым мальчиком, болел редко, уже умел сам одеваться, и очень был привязан к брату. Иногда приезжала бабушка — тогда Ване становилось полегче, часть дел ложилось уже на её плечи, и Ваня даже успевал поиграть в футбол во дворе. Но бабушка уезжала и всё возвращалось.
***
Ваня, как и сказал, после школы зашёл купить продукты и, нагрузив полные сумки, пошёл домой. Проходя через сквер, находившейся недалеко от дома, и с трудом неся тяжёлые сумки, Ваня решил передохнуть на лавочке напротив недавно открывшегося нового кафе. За небольшим заборчиком, огораживающим сквер, остановилась машина, из которой вышли трое, двое мужчин среднего возраста и молодая девушка. Ваня, как и любой мальчишка, любил машины и в этот раз, засмотревшись на большую машину из которой вышли эти трое, произнёс: «Вот это машина. Класс!» — с восхищением смотря на джип. Один из мужчин, заметив мальчика, внимательно посмотрел на него и остановился. Ваня, заметив это, испугался: «Чего он так на меня смотрит?» И быстро, как только мог, с тяжёлыми сумками на перевес пошёл домой. Придя домой и вспомнив о мужчине подумал: «А вдруг он из службы, которая детей отбирает? Или с маминой работы?» Они уже не раз приходили к ним домой, потому что Вика всё чаще стала опаздывать или вообще забывала, что ей надо на работу.
Ночью, переволновавшись, Ваня долго не мог уснуть. Ему почему-то казалось, что где-то уже он видел этих мужчин, но вспомнить так и не мог. На следующий день мальчик снова ходил, через сквер, в магазин, но больше ни мужчин, ни машины не видел. Ходил он в сквер и с Сашей. Ваню всё также беспокоила мысль, что он где-то уже видел этих мужчин, но так и не вспомнив, мальчик забыл о них. После этого случая прошло несколько дней и вдруг, кто-то позвонил в дверь: «Наверно, это тётя Лида», - подумал мальчик и пошёл открывать дверь.
Часть 2
Максим проснулся раньше обычного. Опять он вспомнил о мальчике, увиденном накануне вечером в сквере напротив кафе, куда они с братом и его новой девушкой, заехали перекусить. Максим, как ни силился, всё никак не мог вспомнить, где он мог видеть этого мальчишку, а то что он его знал или видел, Максим был полностью уверен. Перебирал в уме всех знакомых. И вдруг резко вскочив, схватил телефон и начал звонить брату.
Юрий ещё спал, когда вдруг зазвонил телефон. Судя по музыке звонка, звонил брат. Юрий нехотя взял трубку и начал отчитывать Максима, за то, что тот не дал ему выспаться.
– Макс, тебе, что заняться нечем, ты чего в такую рань названиваешь?
– Слушай, Юр. Ты, когда последний раз видел Вику? — зачем-то напомнил о больной для брата теме Максим.
– Нашёл кого вспомнить! Ты только за этим позвонил!? — прокричал в трубку Юрий.
– Я вчера, по-моему, видел Ваньку твоего. Я уверен — это он был. Он на Вику похож.
На том конце долго никто не отвечал.
– Юр, ты меня слушаешь? — снова проговорил Максим
– Слушаю… — как-то тихо и грустно ответил Юрий. — Я столько лет хотел его увидеть. Думал, он далеко. А он здесь, рядом. Ты понимаешь! Он здесь рядом! А я, вернувшись, даже не попытался его найти.
– Юр я всё знаю. Ты не виноват! Я его найду, — и добавил после паузы: — Аньке скажешь?
– Естественно. Сын для меня важнее.
***
В комнату вошла Аня. Новая девушка Юрия, с которой они приезжали в кафе с тот день, когда Максим увидел Ваню.
– У меня сын нашёлся, — сказал ей Юрий.
– Какой сын? — удивлённо спросила Аня.
– Одиннадцатилетний! — раздражённо крикнул Юрий.
– А чего ты на меня орёшь? Думаешь, я скандал тебе закачу? Я ведь знаю, что у тебя сын был. Ты же сам мне рассказывал, забыл уже? На всех женщин теперь в обиде будешь, из-за того, что жена такая попалась, и жизнь не складывается? Сам себе таких выбирал. Или ты думаешь, что я тоже как они, твои предыдущие, с тобой ради денег? И много я твоих денег потратила за всё время? Да будь они не ладны! Живи, как знаешь! – выкрикнула Аня и, выходя из комнаты, громко хлопнула дверью.
Юрий промолчал.
«А ведь с Аней мне, похоже, наконец-то, повезло. Денег на наряды и на всякие побрякушки не просит, рестораны и тусовки не любит, хотя и молодая — всего 25. Тихая, скромная. Наверное, и правда никак не могу отойти от первого опыта семейной жизни, — на этой фразе как-то горько усмехнулся Юрий, — Наверное, и правда сердцем закаменел. Эх, Юрка, что ты делаешь со своей жизнью? Чего тебе всё не хватает? Чего ты на всех злишься? Правильно Анька сказала — сам я виноват. Наконец-то счастье подвернулось, бери в руки и не отпускай. Нет, всё чего-то ждёшь. Дурак ты, дурак», — мысленно обращался к самому себе Юра.
  ***
Вечером Максим снова поехал — уже на своей машине — на то место. Увидев Ваню, не решился к нему подойти: «Подойду, испугается ещё. Он и в прошлый раз испугался. Только испорчу всё». Максим проехал на машине в ту строну, куда пошёл мальчик. Уже выйдя из машины, проследил в какой дом он зайдёт.
– Так, дальше дело техники, — тихо проговорил Максим. — Завтра попробую разузнать номер квартиры.
Но из-за возникших неотложных дел пришлось отложить поиски на несколько дней.
Через несколько дней Максим, подъехав к тому дому, решил спросить у игравших во дворе мальчишек
– Ребята, вы местные? — спросил он.
– Местные, а что? — ответил один из ребят.
– Да тут где-то должна жить Виктория Фёдорова. Меня её дальние родственники просили посылку передать для неё, а я точный адрес не знаю. Сказали где-то здесь живёт, — соврал Максим. — Уже несколько соседних улиц объехал. Никто не знает.
– Виктория Фёдорова? — удивились мальчишки. — Здесь тоже вроде такой нет.
– Ну, у неё ещё сын Иван? — опять спросил Максим
– А! Так её не Фёдорова фамилия. Это Ванька — Фёдоров, а она —Соколова, — ответили мальчишки.
– Ну, наверное, она и есть. Вот, даже не сказала родне, что замуж вышла. А мне теперь ищи её по всему району. И в какой квартире они живут?
– В 45й. Вот в этом подъезде, — ответил один из мальчишек, показав рукой на подъезд, напротив которого они стояли.
– Ну, спасибо, ребята. А они сейчас дома, не знаете? — опять спросил Максим. Он не хотел сейчас без Юрия заходить к ним.
– Нет, наверное. Ванька ещё не приходил. В магазин, наверное, зашёл, а его мама поздно приходит. Она болеет, — хихикнули ребята.
 – Ну, ладно, попозже заеду.
– Мы можем Ваньке сами передать, если очень нужно.
– Да не надо. Я завтра вечером сам заеду.
Максим решил сразу ехать к Юрию и с ним уже не завтра, а сегодня приехать к Вике.
***
Вместо тёти Лиды на пороге стояли те двое мужчин, которых Ваня видел несколько дней назад у кафе напротив сквера.
– Вы, наверное, с маминой работы? — спросил Ваня первое, что ему пришло в голову.
– Нет, мы не с маминой работы. Мы…
Ваня не дал им договорить. Потому что после слов, что они не с маминой работы, внутри у него всё похолодело. «То чего боялся больше всего, то и произошло», — подумал Ваня.
– А у нас всё есть. Холодильник у нас полный. Мы хорошо живём. А мама просто много работает, приходит поздно и очень устаёт. Но она не пьёт. Она просто устаёт очень, — в испуге проговорил Ваня.
В этот момент в тамбур вошла тётя Лида с Сашей и Катюшей.
– Здравствуйте, — Лидия посмотрела беспокойством на мужчин. — А вы кто?
Сашка, расталкивая взрослых, подбежал к Ване и прижался к нему.
– Я — Ванин папа, — проговорил один из мужчин.
– Папа? — тихо переспросил Ваня.
«Неужели, это мой папа?» — никак не мог поверить в такое мальчик. Но всё боялся подойти к нему и спросить: «Вы, правда, мой папа?». Он испугался, что папа опять пропадёт, что уйдёт также, как ушёл когда-то дядя Витя. Но всё-таки решился, подбадривая себя: «Иван, ты уже взрослый. Ты должен быть мужчиной».
– Вы, правда, мой папа?
– Да я твой папа, — и, повернувшись к Лидии, сказал: – Я понимаю, что так сразу вы мне не верите, вы же меня не знаете, но я документы могу показать.
Юрий достал паспорт
– Вот, — и протянул его Лидии
«Фёдоров Юрий Николаевич», — прочитала Лида
– А вы? — спросила Лида у Максим.
– А я вот… — Максим тоже протянул паспорт. — Я брат Юрия. И, соответственно, дядя Вани.
Лида просмотрела паспорт Максима.
– Подождите, я только дочку домой отведу, — сказала тётя Лида. — Я — Ванина соседка. Я помогаю ему. Я сейчас приду.
Юрий не мог оторвать глаз от сына. Да, это его сын, он это сразу понял: «На Вику похож, — подумал он. — Сын! Сынок! Как долго я этого ждал. Как долго я ждал этой встречи. Если бы ты только знал!». Но, подойти, обнять, прижать к себе этого мальчишку боялся. Боялся ещё больше напугать и так напуганного всей этой ситуацией ребёнка.
А Ване хотелось броситься к этому мужчине, но он также боялся. Всё ещё боялся, что как только он привяжется к нему, папа уйдёт, как когда-то…
***
– Саша! Ванин отец пришёл! — крикнула мужу Лида, вбегая в квартиру.
– Как отец? — только и смог удивлённо произнести Александр в ответ на слова жены.
– В каком смысле «как отец»? Ну, отец у него же есть? Вот он и пришёл, — проговорила удивлённая реакцией мужа Лида.
– А он точно его отец? — с сомнением произнёс Александр.
– Он мне так сказал и документы показал. Юрий Николаевич Фёдоров. Ванька ведь тоже Фёдоров, а по отчеству Юрьевич.
 – А может его бывшей тёще позвонить? Её спросить? У тебя же есть её телефон, — спросил жену Александр
– И чего у неё спрашивать? Знает ли она Юрия Фёдорова? И так понятно, что отец у Ваньки Юрий Фёдоров. Или мне его сфотографировать и ей отослать — он не он, мол. Да и опять она разорётся. Зараза!
– Ладно, пойдём, всё выясним, — ответил Александр, направляясь к соседям.
***
– Здравствуйте! — сказал Александр, подходя к квартире Вани. — Значит, вы папа и дядя Ивана?
– Да, я отец Вани. Здравствуйте, — ответил Юрий. — Послушайте, я готов экспертизу сделать, чтобы доказать это. Я, правда, его отец. Может, пройдёмте в квартиру. Я всё объясню.
Долго сидели в квартире мужчины и Лида.
– Вань, ты иди с Сашей к нам. Уроки сделаешь вмести с Варей. Да и Саша без тебя к нам не пойдёт. Испугался большой компании, успокоишь его, — сказал ему дядя Саша.
Как не хотелось Ване побыть рядом с отцом, он понял, что старшим надо поговорить наедине.
«Ты же взрослый, должен понимать, что, если так сказал дядя Саша, значит так будет лучше», — вздыхая, подумал Ваня.
Юрий рассказал, что уехал ради них на север, заработать денег. Вика всё время упрекала его, что он мало зарабатывает. Когда развелись, угрожать начала, что совсем лишит отцовства и сына увезёт, если я ей не заплачу большую сумму денег. Она и с матерью своей из-за этого часто ссорилась. Подруга Вики вышла замуж за обеспеченного человека. «Он кучу денег приносил домой», — как любила повторять Вика
… – Чему завидовать-то. Посмотри, как они живут. Он об неё просто ноги вытирает. Гуляет от неё. Разве это счастье? — говорила мать Вики.
– Ну и что, зато он богатый, – отвечала Вика матери. — А у меня что за муж? Много он на своём заводе зарабатывает? Ты посмотри, как мы живём! — кричала она.
– Сейчас все так живут.
– А я так не хочу жить! Я не хочу, как все! — кричала на мать Вика.
– Ты бы хоть о ребёнке подумала.
– А я о нём и думаю, — оправдывалась Вика. О ребёнке она совсем не думала, только о себе, для себя денег хотела — вырастит, поймёт…
– Я почти все деньги им переводил, на себе экономил, звонил постоянно, а она на звонки не отвечала, а потом на том конце провода и вовсе сказали, что такие здесь больше не живут, — рассказывал Лиде и Александру Юрий. — А когда приехал — пытался у подруги её и тёщи бывшей расспросить. Вы знаете, её мать?..
– Знаем. К сожалению, знаем, — перебила Юрия Лида.
– А в кого Вика такая пошла? Что она, что мать… — махнул рукой Юрий. — А её подруга сказал, что у Вики давно уже другая семья, и Ванька её нового мужа папой называет. И тёща туда же: «Какой ты отец? У Вани уже новый папа. Оставь их». Я и решил: «Ну, как я приду к нему и скажу, мол, я твой папа». Ребёнок ведь ещё. Папа есть, и тут какой-то дядя вваливается и говорит: «Здравствуй, я твой папа». Зачем ребёнку жизнь ломать. Думал, вырастит — найду его, расскажу всё, а там пусть сам решает кто прав, кто виноват. Но увидеть я его хотел. Хотя бы адрес узнать, издалека на него посмотреть, но везде только на равнодушие натыкался. Подруга Вики ещё добавила, что она с новым мужем уехала куда-то на Дальний Восток, а куда не знает — мол, мы поссорилась перед отъездом.  Да и мать её тоже туда же: «Мы в ссоре с ней. Видеть её не хочу! Пусть живёт, как знает!» В общем, все кругом перессорились, а о ребёнке никто и не думал совсем. Вот так вот, — горько вздохнул Юрий. — У Вики только одно чувство всю жизнь было — зависть. И только одна любовь — к деньгам.
Все какое-то время сидели молча.
– А знаете, ребята, вы вовремя появились, — прервал молчание Александр. — У Вики ни сегодня — завтра отберут Ваньку с Сашкой. Она же обречена. На неё теперь уже ничего и никто повлиять не может. Совсем спивается. Даже в школе уже зашевелились. Мы-то всё пытались и на Вику повлиять, и как-то оттянуть это событие, но сами понимаете – когда-то это должно было случиться. Сколько верёвочке не вейся… Мы уже с Лидой думали — может нам самим опекунство на них оформить? Вы вовремя появились. Значит так. Делай там что надо: экспертизы всякие, собирай давай все необходимые бумаги и забирай к себе Ваньку. Только учти. Ванька Сашку от себя не отпустит. Он его, фактически, растит, он ему и мать, и отец, — и Александр пристально посмотрел на Юрия. — Отец Сашки и правда практически заменил тебя, но ненадолго. Повесился. Из-за Вики повесился. Слабый был. Мы Ваньке, естественно, про это не рассказывали. Вот такие дела.
***
– Вань! Вань! Вставай.
– Ты чего так рано встал? — Ваня с улыбкой посмотрел сидевшего на краю его кровати Сашку.
– У тебя сегодня выпускной. Тебе ещё собраться надо, — проговорил нетерпеливо Сашка.
Ваня, улыбаясь, посмотрел на брата.
– А я с тобой на выпускной пойду! — похвастался Сашка. — Мне папа разрешил. Мы все вместе пойдём.
– Так молодёжь, подъём! — шутливо скомандовал, хлопнув в ладоши, Юрий. — Хватит дрыхнуть. И ты вперёд, умываться, мама уже завтрак приготовила, — Юрий тихонько шлёпнул смеющегося Сашку. — Иван, давай вставай!
– Мама, мама! А мы уже встали! — прокричал Сашка, увидев входящую в комнату Аню.
Аня улыбнулась, обнимая смеющегося Сашку.
– Сынок, вставай. Я уже завтрак приготовила, — сказала Аня, выходя из комнаты.
Ваня с улыбкой посмотрела на маму. Аню он уже давно считал, да и называл, мамой. Потому что только она окружила его долгожданной материнской любовью и лаской.
– Ну, вот теперь ты уже совсем взрослый. Вступаешь во взрослую жизнь.
Юрий посмотрел с гордостью на старшего сына.
– Да, взрослый. Вот и начинается настоящая взрослая жизнь, — сказал сам себе Иван, когда все ушли из комнаты.