Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Часть 1

Рената Платэ
Любовь Пречистой к нам струилась
И к чистоте Небес звала…
Она от нас не отдалилась,
Она средь нас всегда была.
А. Ерёмин (эпиграф)

Сегодня, 5 сентября, когда мы публикуем нашу статью об утраченной Успенской церкви на Расстанной улице, д. 27, (Расстанный проезд, д. 7) ещё длится последний день одного из самых чистых и светлых праздников православной Руси – Успения Пресвятой Богородицы. В православии этот праздник относится к числу самых значимых (двунадесятых) и имеет один день предпразднества и восемь дней попразднества. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост, а сам день Успения Пресвятой Богородицы – 28 (15) августа настолько значим для русской церкви, что его даже называют Богородичной Пасхой.
На древнерусском языке слово «успение» означает засыпание, сон, успокоение, причём по отношению к Богородице слово «Успение» всегда пишется с заглавной буквы. Сам переход Марии, Матери Божией, из земной жизни в мир небесный происходил необычно, а перейдя в горний мир Богородица не только не оставила людей в одиночестве, но и объяла их своих Покровом. На иконах Успения изображена Дева Мария, лежащая на покрывалах. Вокруг неё стоят апостолы и другие святые, в центре — сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на руки пречистую Душу Марии, изображённую в виде новорождённого младенца, символизирующего новое рождение в Вечную жизнь.
Успению Пресвятой Богородицы на Руси возводилось множество монастырей и церквей. Что касается Северной столицы, то до наших дней сохранился один из самых красивых петербургских храмов – храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1895-1897 годах по проекту архитектора Василия Косякова на бывшей набережной Большой Невы (набережная Лейтенанта Шмидта, д. 27). Также во имя Успения Пресвятой Богородицы стояла Успенская церковь на Сенной площади (Спас-на-Сенной). Эта церковь была построена в 1758 году, в течении 19 века перестраивалась, в 1961 году её взорвали. Изменили и облик Успенской церкви, построенной в конце 19 века на территории подворья Важеозерского Спаса-Геннадиевского мужского монастыря, в церемонии закладки которой участвовал сам о. Иоанн Кронштадский. Эту церковь закрыли в 1929 году, перестроив здание под заводской цех.
Но наш сегодняшний рассказ пойдёт об удивительной красоты Успенской церкви на Расстанной улице, которая располагалась на нечётной стороне улицы, немного не доходя до центрального входа на Литераторские мостки, справа. Эта церковь простояла всего 17 лет! Она была возведена в неорусском стиле и открывала собой весь архитектурный ансамбль церквей Православного Волкова кладбища. Нет сомнений, что её видели такие удивительные поэты Серебряного века как Александр Блок, Анна Ахматова, Даниил Андреев. Но начнём свой рассказ по порядку: 8 июня 1901 года Санкт-Петербургской епархией был утверждён проект новой Успенской церкви, разработанный архитектором А. Д. Шиллингом. Средства на постройку этого трёхпридельного храма с хорами выделила вдова табачного коммерсанта, потомственная почётная гражданка Татьяна Васильевна Колобова, данные о проживании и деятельности которой (фабрика «Бобров и Колобов») в адресных и купеческих книгах значатся по Боровой и Воронежской улицам. Будущий храм решили поставить перед Спасской и Всехсвятской церквями, предполагая возведение высокого пятиглавого храма, жертвовательница которого посвящалась памяти умершей сестры Анны и имела бы фамильный склеп Колобовых. Однако, через некоторое время Шиллинг отстранился от участия в возведении церкви и воплотил его архитектурную идею, украсив новыми деталями, уже известный нам главный епархиальный архитектор Санкт-Петербурга Андрей Петрович Аплаксин. Это происходило в 1910 году и несколько изменённый Аплаксиным проект соединил в себе черты неорусского стиля с элементами вошедшего к этому времени в моду «модерна». Строительные работы длились 14 месяцев и стоили 65 тысяч рублей. В 1912 году новый Успенский храм уже возвышался на гранитном цоколе и был окрашен в белый цвет.

В возведённом Успенском храме Андрею Петровичу Аплаксину удалось сохранить общий стиль и силуэт церквей XVII века, при этом архитектор несколько вытянул церковные главки куполов, что придавало особую утончённость и возвышенность облику храма. Согласно новым возможностям «модерна» массивные и столь же вытянутые навесы над крыльцами зрительно утяжеляли нижний объём здания, словно предваряя вертикальную устремлённость всей композиции. Это символизировало библейскую идею христианства: от старения и смерти в земной жизни Успение Пресвятой Богородицы вознесло Её на небо в Вечную жизнь. Наружные стены храма должны были покрывать росписи на тему «Воскресение мёртвых», а для поиска общей концепции внутренней росписи Андрей Петрович Аплаксин в 1911 году совершил служебную поездку в Италию, где всегда особо ярко прослеживалось живописное и религиозное поклонение Деве Марии.
Для того, чтобы «прочитать» архитектуру храма Успения Пресвятой Богородицы, созданную великим, не побоимся этого слова, православным архитектором Андреем Петровичем Аплаксиным, более чем интересно обратиться к опубликованному в журнале «Зодчий» его докладу, который назывался «Русское церковное искусство и его современные задачи», и прозвучал на IV съезде Русских Зодчих в Санкт-Петербурге в январе 1911 года («Зодчий», №3, 1911 г.). На этом докладе присутствовал сам Великий Князь Пётр Николаевич Романов, известный своим покровительством художественным наукам. Свой доклад Аплаксин начал с того, что русское искусство зародилось на глубоко религиозной почве, и на протяжении своего развития оно испытало византийское, романское и флорентийское влияние, сохранив при этом свою исключительную самобытность. Суть же проблемы современного церковного строительства заключается в следующем: широкому развитию храмового зодчества необходимо создание и определение целостности национального образа. Андрей Петрович Аплаксин совершенно справедливо заметил, что идея Храма не должна исчерпываться только его архитектурной концепцией, внешним содержанием, как это зачастую происходит, а должна базироваться на непосредственном изучении истории русского искусства и православия. Главная задача архитектора – это уловить дух и настроение древнерусского храма, передав его в своих творениях. Поэтому, эти, столь значимые для истории архитектуры слова, помогают нам глубже понять тайну особой красоты и притягательности храма Успения Пресвятой Богородицы на Расстанной улице, которая поражает своей красотой и напевностью, запечатлённой даже на старых чёрно-белых фотографиях. Не скованный соседними постройками храм словно устремлён в небо и, безусловно, он является вершиной творчества Андрея Петровича Аплаксина, предваряя создание им знаменитой Казанской (Воронежской) церкви Пекинского подворья, которая украшала наш город вплоть до 1967 года.

Краеугольный камень гармонии и согласованности храмовых проектов архитектора Аплаксина состоит в его многотрудной работе по изучению и замерам церквей древней Руси. В созданный им декор Успенской церкви была введена владимиро-суздальская архитектурная тема – это высокий аркатурно-колончатый пояс и вертикально членившие стены пилястры с резными капителями. Всё это и составляло по-настоящему русское (неорусское) явление стиля в архитектурное пространство нашей страны. После, оно было абсолютно несправедливо названо «псевдо» русским, что и повлекло за собой одну из причин сноса многих памятников архитектуры того времени.
Службы в храме начались 4 мая 1913 года и этого же 1913 года сохранились наши уникальные фотографии, представленные в этой статье, среди которых есть фотография внутреннего убранства церкви. Благодаря этому изображению, где справа чётко видна икона «Успение Пресвятой Богородицы», и мысленно входя во внутреннее пространство храма, мы невольно вспоминаем стихотворение Александра Блока «Успение», которое по своей поэтике и музыкальности удивительно точно совпадает с сюжетом главной иконы храма:

Её спелёнутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.

Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.

Златит далёкие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.
……….

И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарёю
Златятся нимбы без числа.

Это стихотворение Александр Блок написал в Италии, куда, как мы уже упоминали выше, ездил и архитектор Андрей Аплаксин. В своих строках великий поэт не называет напрямую имени Богородицы, но описанные им события полностью совпадают с описанием кончины Божией Матери, а православной церковью это стихотворение признано одним из наиболее каноничных. Архангел, появившийся во втором четверостишье, – это архангел Гавриил, три царя – умершие волхвы, а золочения нимбов – это сияние нимбов над ликами апостолов, которые благодаря ангелам явились на Успение Богородицы. Фотография внутреннего вида храма позволяет нам также увидеть икону благославляющего Христа во главе иконостаса и заметить ясно видимую деталь, что на иконе Успения Пресвятой Богородицы ткань, лежащая во гробе и ниспадающая с него, написана не пурпурным цветом, как этого требовала традиционная иконография Успения, а – белым, что соответствует общему мотиву белого цвета внешних стен храма.
Однако, несмотря на столь удачное и вдохновенное воплощение Андреем Аплаксиным идеи неорусского стиля в возведении Успенской церкви, освящение храма затягивалось и произошло оно только в 1918 году. Это было связано с административными вопросами именно изменения первоначального проекта постройки. В Государственном Историческом архиве нашего города хранится важный документ «Дело об осмотре Колобовской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волковом кладбище для её освящения (рапорт протоирея Писаревского Николая, акт об осмотре церкви архитектором Маковским К. В. – указ Петроградского Епархиального совета) от августа 1918 года» (Ф. 678, Оп.1, Д. № 368). Очень надеемся, что во второй части нашей статьи мы расскажем наиболее подробно об этом документе, а также других делах, связанных с историей церкви. Успенский храм простоял совсем недолго, в 1929 году он был закрыт и разобран. Во время Великой Отечественной войны рядом с его оставшимся фундаментом, было поле, куда свозили трупы умерших ленинградцев. Строительство же на этом участке и, предположительно, на фундаменте Успенской церкви началось с 1958 года, но об этом тоже наш следующий рассказ. А пока в тёплые сентябрьские дни мы предлагаем прогулку по Расстанной улице, направо, в сторону её утраченного строения под номером 27:

Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждёт твоих шагов.
А. Блок (эпиграф)

Пройди дорогой ласковой, осенней,
Забыв про боль и увяданья тлен, –
Тогда неотразимей, неизменней
Вернётся облик чудотворных стен.

Как будто бы из радости вселенской,
Мелодией забытых полуснов,
Воспрянет мир утраченной Успенской
Под звон её небесных куполов.

Ты спросишь, что нас ждёт за этой дверью,
За давностью очнувшихся церквей,
Избранничество в путь единоверья
Или знаменья высшего елей?

Дремучих схем и планов очертанья,
Страницы богословских древних книг,
Иль прошлых лет тяжёлые страданья
Средь распрей, наговоров и интриг?

За этой дверью есть один Сказатель,
Он благодатью зодчество хранит,
Средь белых стен, приделов и распятий
Над ним огонь Всевышнего горит!

Он нам сберёг всё таинство видений,
Где нежный свет мозаик, алтарей,
Он – красоты благословенный Гений
И память наших истинных царей!