Хоккеист Владимир Вахнин

Галина Никонорова
            Ещё юношей Володю заметили и пригласили в заводской комитет инструкторов по спорту, позднее послали учиться в Екатеринбург, добывать "корочки". Тогда в городе набирал популярность футбол, бокс, хоккей. Володя начал тренировки в хоккейной команде города, в составе которой уже были такие ассы, как Вадик Рязанцев, Коля Певцов, Суворов, Катаев Владимир, Катаев Александр, Пасканов Аркадий, Юрий Белкин, Николай Ермаков, Александр Шатов, Борис Федунов, Виктор Быков, Аркадий  Харалгин, Владимир Титов, Владимир Балашов, Ермаков Николай.
 
       Он сразу же показал свои спортивные качества: силу, ловкость, выносливость и маневренность. Отличался от всех ростом, широкими плечами и вскоре стал ведущим в своей команде. Хоккеем буквально заболел.
Кумиром его стал легендарный исполин Александр Рагулин. Рост его 185 см., вес 105 кг, защитник ЦСКА, чемпион мира десятикратный, чемпион Европы девятикратный, трёхкратный победитель Зимних Олимпийских Игр(заработал 22 медали, больше всех хоккеистов). Прозвище "Сан Палыч" у своих, и у канадцев "Большой Рог". Кроме команды ЦСКА, болел ещё и за земляков Свердловского "Автомобилиста".

       Своя команда потихоньку начала показывать высокие результаты не только в городе, но и на выезде. В команде Володя был защитником, как и Рагулин, и играл под номером "5". Дома, в морозильной камере холодильника, всегда лежали шайбы "для скорости". А в квартире, одна треть одной из комнат, часто занимали клюшки. Мы, его родные, все любили футбол и хоккей. Особенно его жена Тамара( в девичестве Курочкина) и наша мама.
О растущем авторитете команды стали появляться публикации в местных газетах. Описан случай, когда во время матча после столкновения игрока с моим братом,  Вахниным Владимиром, у соперника вылетела золотая коронка... после искали на льду всей командой.

       Его жена Тамара, хрупкая, нежная, красивая, преданная и верная, как декабристка, часто ездила вслед за ним, когда они уезжали на игры в наши уральские города. Болельщики его любили и свои и чужие. Приглашали, жали руки, просили автограф, шайбу или клюшку, которой отыграл матч - на подарок. В шеренге игроков он сильно выделялся выправкой, мощью какой-то( ещё форма добавляла объёма). Одним словом своим внешним видом он не портил вид команды, а наоборот.

       В спорте был первый. Практически после каждой игры" забирал" приз - кубок. А шайбу и именной кубок, с выгравированной надписью " Лучшему защитнику"(и не только) его жена Тамара подарила краеведческому музею города Красноуральска Свердловской области.

      Было у него не мало завистников и шептунов, но преданность спорту была непреодолимой. Позднее он сам стал тренировать свою команду, хотя присылали с Н-Тагила и Свердловска. Команду сплотил.  Поблажек никому не давал. Ввёл строгую дисциплину: никто не курил, не пил даже пиво! Любимчиков не было. Слабаков и маминых сынков на дух не переносил.

      Когда исполнилось тридцать лет, ушёл из спорта, вернее перешёл на  судейство. Ездил по городам, судил хоккейные матчи. После удаления желчного пузыря со спортом пришлось повременить. Дома, в семье, большое количество грамот, подарков, ценных призов и кубков. Можно было бы открыть маленький музей.

      Так Володя усердно и преданно наращивал авторитет сборной команды по области. Из любимых видов спорта ещё у него был биатлон( стрельбу и скорость любил), вело-мото гонки, футбол( играл сам с успехом), бокс, волейбол, баскетбол. Но до конца оставался верен своему хоккею. Был яростным болельщиком и заразил всех нас этой любовью. Даже наша мама( а Тамарина свекровь), не могла быть равнодушной во время матча. Она, забываясь, шумно, громко выплёскивала эмоции, топала ногами и махала руками. " Дрожали стены, метались молнии, в ход шли и руки и ноги" - скажет мне Тамара по окончании передачи.

      Не любил канадца Фила Эспозито, сожалел, что не было возможности с ним сойтись на льду. Внешне они, кстати, были чем-то похожи.

      Предлагали Володе возглавить "Дворец спорта", но не пошёл. Постоянно увлекался охотой, рыбалкой, любил лес. За городом, в посёлке Никольский, был не большой домик, там было всё для этого. Кругом лес, реки. У него были мотоциклы, лодки, ружья, сети, бредни. Любимые инструменты - нож и брусок, " оселок", как он его называл. Бывало, на рыбалку уезжал на Север, привозил много рыбы: тазами щук, налимов и других. Но так как такое количество было избыточным, то раздавали соседям. Приносил домой дичь: уток, рябчиков, куликов, вальдшнепов, тетеревов, зайцев. Заячьи и ондатровые шкурки выделывал сам.
Однажды принёс маленькую заблудшую овечку всю в репье. Хотелось оставить дома для детей, вместо кошечки.
 - Но нет, мучить животное не дам! И отвёз кому-то в деревню.

       Приносил грибы, шишки, сок берёзовый. Его кумиром был не вымышленный герой, Дерсу Узала, таёжный супер охотник.  К лесу относился с почтением, бережно. Помню, в лесу забрал у своей дочери Маринки из рук корзину переполненную грибами, - рассказывает его жена Тамара, - часть отсыпал на землю со словами:
 - Не жадничай.
Думаю, верил в лесных духов, но никогда этого не говорил. Всегда ходил по лесу один, ничего и никого не боялся. Мог и по кладбищу ночью один пройтись свободно, а нам говорил:
 - Живых бойтесь.
  Был вынослив и закалён. Однажды весной он взял меня на охоту, - рассказывает его жена Тамара. Река разлилась, не видно берегов, и, казалось, что эта равнина сплошь из ледяной каши. Он в резиновом комбинезоне, с вытянутыми вверх руками, с ружьём, заходил в это месиво и шёл вброд на другую сторону. Так делал несколько раз и всё-таки простыл. От холода у него оказалась обездвижена нижняя часть тела! Но сказал: я встану! Так и случилось, поднялся через несколько дней!

        Прекрасно ориентировался в лесу. Ходил быстро, шаг был широкий у него и мы всегда боялись не поспеть за ним. Но знали, что мы все у него "на прицеле" и никогда не потеряемся. Но не любил коммунистов и партийных, особенно когда увидел в зарплатной ведомости " мёртвые души".
Любимые поговорки и пословиц знал много: "свинья не родит бобра, а всё поросёнка", "сначала, деточка, не убейся..., а потом, деточка, - не убей!" , "Живы будем - не умрём!". Любил юмор.

        Охотничьи правила "открытия" и "закрытия" соблюдал, не наглел. Сборы на охоту имели ритуальный характер. Домашние старались разойтись по углам, не мешать ему. Он вставал посредине комнаты и начинал с закрытыми глазами перечислять : порох взял, капсюля взял, пыжи взял...и так далее. Природная хитрость и смекалка, позволяли ему выходить из самых сложных ситуаций.

       Много читал, разного: и книг и журналов. Однажды подхожу к их дому, летом это было. А из открытых окон и из балкона его квартиры на 2-ом этаже вижу дым. Дверь в их квартире всегда была не заперта на ключ. Захожу. Володя сидит на кухне за столом, весь в дыму, с книгой, зачитался. А рядом, на столе, на маленькой электроплиточке жарится рыба, на обед.
 - Вовка, ты что, совсем уже... сидишь! Не видишь, что твоя рыба сгорела?
 - О! Как-то не заметил. Привык у костра быть.
 - Что читаешь-то? На столе, стопа журналов "Рыболовство и рыбоводство", "Охота и охотничье хозяйство", " Техника молодёжи", "Советский спорт", " Юный натуралист". Историческое очень любил, особенно где факты, а не выдуманные истории. Не любил романы и фантастику. Был реалистом. Любил открывать журнал и читать с конца. Любил книги и фильмы о войне.
 
        Уважал старшего брата Пашу, Вахнина Павла Михайловича, военврача, участника войны и его боевые награды. Говорил:
 - Если бы мне пришлось воевать, я тоже бы стал героем Советского Союза! За Отчизну бы сумел постоять.
Павел 1922 г.р. лейтенант медицинской службы в РККА с 1941 года.
Участник ВОВ и войны с Японией. Когда весь наш народ радовался долгожданной победе, разгромив фашистские полчища, на восточных рубежах нашей страны развязала войну против нас Япония. Павел участвовал в военных операциях по разгрому и этого врага.
И 14 августа 1945 года , в возрасте 24-х лет совершил  героический поступок в боях по разгрому японских войск. Награждён орденом Красной Звезды.
Фотография героя и орден - в городе Москве, в Главном Храме Вооружённых сил России - в проекте "Дорога памяти.
Всё, что касалось войны Володя жадно впитывал. Любимая песня - День победы.
Фильм " Белое солнце пустыни" считал лучшим. Нравился ему таможенник Верещагин. Часто напевал: " Девять граммов в сердце постой- не зови..."
Володя был настоящий мужик, мужчина, патриот своей страны, преданный сын Родины. Его нет в живых как и старшего брата Павла.
Светлая память.
Вечный покой им.