Так говорила моя маленькая внучка. Из кн. Старая ф

Эдуард Нейбург
Аннотация: Однажды, разбирая свои старые завалы, я наткнулся на листки с записями высказываний моей внучкой, когда она была маленькой.

Однажды, разбирая свои старые завалы, я наткнулся на листки с записями разных необычных случаев, которые происходили с моей внучкой, когда она была маленькой. Здесь я не буду приводить всю свою находку, а дам только ее высказывания.
Мою внучку звать – Аня, ее старшую сестру – Лирит (или Лира), а их маму - Юля. Как-то так получилось, что "перлы" Лиры я не записывал (и очень жалею об этом), но зато высказывания Ани старался не пропускать. Итак:

3 года и 4 месяца.
- Аня: Муха не кусается, и жук не кусается. Значит муха – это жук.

3 года и 4 месяца. Аня сидит на горшке и царапает ногу пальцем.  Ей говорят, чтобы не царапала, т.к. будет больно, она отвечает:
- Какая разница – всё равно я когда-нибудь умру.

3 года и 4 месяца.
- Аня: Мама, почему я не ем крылышки (куриные)?
- Юля: не знаю.
- Аня: потому, что мне их никто не даёт.

3 года и 4 месяца.
- Аня: Мама, я ем, чтобы расти, а зачем ты ешь?
- Юля: чтобы были силы поднимать тебя.
- Аня: тогда я ем, чтобы тебя обнимать.

3 года и 4 месяца.
- Лира: Мама, почему меня комары кусают, а Аню нет?
- Аня: (стоит рядом и говорит) - Потому, что они меня не знают

3 года и 4 месяца. Аня и Лира спорят кто старше. Обе хотят быть старше. В конце концов Аня говорит Лире:
- Всё равно, когда ты умрёшь, я буду старше.

3 года и 5 месяцев. Ане предлагают покушать что-то вкусное. Она говорит, что не любит это. На вопрос – пробовала ли она это – отвечает, что нет. Ее спрашивают:
- Откуда же ты знаешь, что это не вкусно?
- Аня: а мне объяснили”.

3 года и 5 месяцев.
- Аня: Собачки и кошечки писают и какают на улице. И я, когда гуляю в парке, писаю и какаю. Я как собака.

3 года и 6 месяцев. Аня пришла с улицы и ей говорят, чтобы она помыла руки. Она отвечает:
- Не буду мыть руки на иврите.

3 года и 6 месяцев. Аня почистила зубы, умылась, стоит возле умывальника и балуется с водой. Ей говорят, чтобы она отошла, и она отвечает, что она ещё не помыла язычок.

3 года и 6 месяцев. Аня ложится спать и говорит:
- Мама, ты меня не поцеловала. Очень жаль.

3 года и 7 месяцев. 
- Аня: Мама, когда я умру, я буду голодная?

3 года и 7 месяцев. Аня идёт с горшком в туалет и говорит:
- Едик, идём посмотришь, как я буду писать – это дело серьезное.

3 года и 7 месяцев. Аня принесла рисунки и просит сохранить их надолго. Её просят надписать – кто рисовал. Писать не умеет. Показали, как пишется слово “Аня”. Надписала только один рисунок, а остальные не хочет. На вопрос – почему отвечает (после раздумывания): “А я ошибусь и напишу - Лирит” (так зовут ее старшую сестру).

3 года и 7 месяцев. Давно взяли Ане и Лире билеты в театр. Накануне укладывают их спать, и Аня всё время зовёт кого-нибудь, чтобы к ней подошли. Ей говорят: “Если будешь плохо вести себя, то не пойдешь завтра в театр“, а она спрашивает:
- А послезавтра?

3 года и 7 месяцев. Аня говорит своей бабушке:
- Одна – это бабуля, а много – это бабушки.

3 года и 7 месяцев.      
- Аня: Бабуля, ты всё время что-то делаешь.
- Бабушка: ну кто-то же должен делать.
- Аня: надо чтобы все делали понемножку.
- Бабушка: ну вот ты пойди и убери у себя.
- Аня: а я о себе не говорила.

3 года и 7 месяцев.  Аня сидит на горшке в кровати и говорит:
- Боже мой, боже мой. ПИсать ночью – это так невоспитанно.

3 года и 8 месяцев. Аня подбросила мяч в комнате и разбила стеклянную вазу. Её стали ругать, а она говорит:
- Он сам виноват. Откуда я могла знать, куда он полетит если я подниму руки? (Наверное, она сказала “подниму руки“ в смысле “подброшу мяч “).

3 года и 11 месяцев. Аня подошла к столу и принесла с собой игрушечную машинку. Ей говорят: “Поставь машинку на стол – он твёрдый“. А она не хочет расставаться с ней и отвечает: “А колени тоже твёрдые – я её поставлю на колени“.

3 года и 11 месяцев. Аня пишет и пыхтит.
- Юля: что ты пыхтишь. 
- Аня: это не я. Это моя жизнь пыхтит.

4 года и 1 месяц. Аня хочет войти в комнату, где спит бабушка. Её не пускают и говорят, что Бабушка там спит, а она отвечает:
- Ну и что. Я её поцелую, и она проснётся. (Кстати, до этого она так и делала часто).

4 года и 1 месяц. Бабушка во время обеда сказала Ане и Лире: “Если всё съедите, то получите сюрприз”. После этого я спрашиваю у Ани:
- Как ты думаешь, какой это сюрприз?
- Аня: раз на кухне, значит что-то съедобное.
А Лирочка добавила:
- Раз даст после обеда, значит – что-то сладкое.

4 года и 6 месяцев.
- Аня: на дубах растут дубинки.

4 года и 8 месяцев. Аню ведут в бассейн на плавание. На улице жарко.
- Аня: Я вся вспотела. Сейчас залезу в бассейн и немного обсохну.

4 года и 8 месяцев. У Ани спрашивают: “У кого есть горб?”. Она отвечает:
- У горбинки.

5 лет. Просит на завтрак сварить ей яйцо, но только не жёлтое. И добавляет:
- Потому что я не люблю желток.

5 лет и 4 месяца. С Аней недавно учили прошедшее время в русском языке. Она стоит перед зеркалом, рассматривает платье с воротничком, какие носили раньше и говорит:
- Какая я прошедшая.

5 лет и 5 месяцев. Аня учит таблицу умножения и хочет проверит мои знания. Я отвечаю ей неправильно, чтобы подыграть ей. После нескольких таких ответов она внимательно смотрит на меня и спрашивает:
- Эдик, ты глупый?

6 лет и 2 месяца. Уже поздно. Аня ложится спать, я подошел к ней, и она начинает быстро и неразборчиво (для меня) пересказывать книгу, которую она закончила читать. Я не слушаю её и, когда она заканчивает, говорю: “Ну, хорошо”. Она смотрит на меня и говорит:
- Что же тут хорошего, ведь он же умер.

7 лет и 4 месяца. Мацу делают как хлеб, только он недопухший.

Прошли годы. Аня выросла, блестяще кончила школу (была третья из 1600 учеников региональных школ) и учится в университете (выбрала один из тех, кто прислал ей приглашение) – она решила лечить людей.
Накануне своего 18-летия Аня с грустью произнесла: «я теперь большая, у меня детство закончилось».
А ведь когда-то она так мечтала стать взрослой! ;
*   *   *

Дорогие мамы и папы, а также бабушки и дедушки!
Не пропустите этот интереснейший период, когда ребенок начинает осмысливать мир вокруг него и высказываться по этому поводу. Это длится всего лишь от двух до пяти лет, как заметил еще Корней Чуковский.
Но у каждого малыша свое вИдение и понимание, особенно у вашего – он ведь не как все ;.
Вот до сих пор не могу себя простить, что не записывал за старшей внучкой - все некогда было. Куда торопился уже и забыл, а надо было записывать, записывать. Ведь это-то на всю жизнь – и мою, и ее, и детей-внуков ее.
Вы даже не представляете, какое удовольствие получите вы и ваши родные, когда будете снова и снова перечитывать эти ваши записи через 20, 40 и … лет.
Поверьте мне!

Декабрь, 2019