Прощание с айфоном

Рашит Мухаметзянов
     -Дедушка, ты мне должен помочь, - услышал я голос Алисы в телефоне.
   
     -Что случилось и почему ты говоришь шёпотом и с Дашиного телефона?

     - Я из туалета говорю, чтобы мама не услышала, она не разрешает мне пользоваться айфоном и хочет завтра купить мне  простой кнопочный телефон. Представляешь? Я буду одна в классе с таким: ни  интернета, никаких приложений и соцсетей. Отговори её, пожалуйста.  Я даже не представляю как буду жить! Помру от тоски!

       -Понятно, ты так и не вняла маминым увещеваниям, что надо поменьше сидеть, уткнувшись в телефон. Она же тебе обещала, если будут тройки за четверть, то отнимет айфон.  Вот и расплата наступила. Сколько у тебя троек?
 
    -Практически одна.

     -А на самом деле?

     - Я же сказала, что одна. А вторая из-за ошибки учительницы.

     -Поясни.

    - Я думала, что у меня будет твердая четверка по русскому, а она поставила тройку. И не дала шанс исправить оценку. Так ты маму уговоришь?

    - Поговорю, но учти, у мамы решающий голос, а у меня совещательный.

      После этого выслушал и жалобы дочери.

    -Даже не знаю, что делать. Из-за коронавируса все пошло кувырком. До него дети учились нормально, а из-за карантина и удалёнки  расслабились, появились тройки. Сидят часами в интернете.  Пообещала отнять у них айфоны и планшеты. Дашка повзрослее, вроде бы, взялась за ум, да и раньше особо в нём не зависала,  а Алиска становится настоящим зомби. Прячется в туалете и сидит там,  пока её не выгонишь.  Если не проследить за ней, до полуночи  не отлипает от  телефона.  Далеко всё зашло.  Уговорами не поправишь.  Она в четвертом классе, со следующего года резко возрастет нагрузка в школе. Надо принимать радикальные меры.  Завтра  куплю ей кнопочный, пусть с ним ходит, а айфон отняла.

    -Думаешь, это выход?

    -Нет, это только первый шаг. Из-за работы упустила момент, когда у них появилась эта зависимость.  Да и у меня она тоже есть, как появляется свободная минутка, лезу в фейсбук. Надо самой прекратить  так глупо расходовать время,  общаться побольше с детьми. Слышала, что некоторые семьи, придя домой, отключают телефоны и пользуются только домашним. Может быть, тоже попробовать, хотя с моей работой это  вряд ли получится?…

    -Я тоже заметил, что  интернет слишком много времени отнимает у меня впустую – ничего страшного, если что-то в новостной ленте пропущу или не загляну в соцсети. Захожу теперь только по необходимости – скачать книгу и почитать или изредка пообщаться с друзьями. Я и тебе советую, сама в первую очередь подай пример, открывай компьютер или смартфон только для работы или по необходимости.

     -Да-да, я уже решила. Всерьез сейчас над этим думаю, как ребенка освободить от зависимости …

     -Проблема в том, что от интернета и смартфонов никуда не денешься. Они уже стали фактом нашей жизни.  Ведь ничего плохого нет в том, что пользуясь смартфоном или планшетом  они учат, к примеру, английский, читают какую-то книгу, смотрят хороший фильм, слушают музыку. Надо приучать детей пользоваться ими разумно, не в ущерб  развитию.  Главное, чтобы  они не сидели часами в  засасывающем болоте соцсетей, в играх, во всяких, как они называют, прикольных приложениях   и так далее.   Все это, как шелуха, засоряет мозги и память, через полчаса  можешь и не вспомнить о чем ты прочитал….  Надо найти всему этому интересную полезную замену.  Возможно, на первом этапе  кнопочный телефон поможет ослабить зависимость. Но этого мало.

        Утром внучке  купили кнопочный телефон. Первым она позвонила мне.
   
    – Дедушка, я очень тобой недовольна: вчера  слышала как ты с мамой обсуждал какие  она должна мне  трудности создавать из-за телефона.  Я  обиделась на тебя  и не буду ничего  рассказывать про свою жизнь. Потому что ты, оказывается, лазутчик.
 
     -Разве я не говорил, что поговорю с ней? Мы  относимся к  тебе как к заболевшему ребенку тяжелой формой телефонной зависимости. Ты потом сама будешь нам благодарна, когда от нее освободишься.

     -Ой-ой! Хватит меня уже убеждать в этих глупостях. Нет у меня никакой зависимости, а есть необходимость пользоваться телефоном. Вот и всё!

      После этого  внучка не звонила целую неделю. А дочь сообщала с фронта  начавшейся борьбы   одну сводку за другой.

       Алиса начала  сразу же хитрить. Нашла старый смартфон, реанимировала его и с ним отправилась к подружке Полине, чтобы вместе готовить уроки.  И так три  дня подряд. Столь усердная приверженность к совместному приготовлению уроков была случайно раскрыта старшей сестрой. Даша  обнаружила в инстаграме, ватсапе и прочих сетях истинную причину отлучек Алисы  из дому.  По праву старшинства  пристыдила её за обман и тут же была  тоже зачислена в лазутчики. Ссора сестер помогла и маме догадаться о причине разлада – старый смартфон был надежно перепрятан. 

     Затем Алиса начала уговаривать  купить для её комнаты отдельный телевизор.  Просматриваемых фильмов на английском языке совместно с мамой ей недостаточно, а  со старшей сестрой не совпадают вкусы.  Сам же телевизор и выдал Алису, когда мама поинтересовалась в ее отсутствие, чем  она занимается, закрываясь ото всех на защелку. Новейшие марки  «Самсунгов» вполне могут «летать» по интернету.  Этим и воспользовалась  внучка. Были слёзы, но дверь Алиске запретили закрывать.
 
      Затем незаметно исчезла копилка, её содержимое  было использовано для покупки б/у смартфона.  Алису  и тут выдал гаджет - оставленная дома  кнопочная трубка.
 
    -Даже не знаю что  еще от неё ожидать, - пожаловалась мне дочь.
 
   -Крепкий орешек, - согласился я. – Может быть, все же  начать приучать к  самоконтролю, к режиму ограниченного пользования айфоном ?

     - Я тоже над этим думаю. Влезла в эту тему и поняла, что телефонная зависимость  всеобщая  проблема и не только для детей.  Никто  конкретно не знает как  её побороть. Если выправится с оценками, буду давать ей айфон на час утром и вечером, а по выходным побольше. Хочу также вместе с детьми по субботам и воскресеньям ходить по музеям, театрам и вообще чем-нибудь интересным заниматься с ними. Это больше пользы принесет, чем мои призывы  взяться им за ум…

       Спустя неделю наконец  соизволила позвонить и сама Алиса.
 
    - Мне мама сказала, что она с тобой посоветовалась и ты  ох, ох, ох одобрил новый режим пользования телефоном. Спасибо, конечно. Хотя бы так, а то надо мной уже в классе смеются из-за кнопочного.  Такой лишь у меня.  Только, дедушка, я очень недовольна, что  вы надо мной ставите эксперименты…

      Судя по всему, борьба  будет  еще долго  продолжаться. С  неочевидным успехом…