Жили при коммунизме и не замечали

Игорь Холда
   Как-то услышал от одного моего знакомого фразу: «Жили при коммунизме и не замечали». Подумал и мысленно с ним согласился.   Да считалось, что в СССР мы жили при социализме. Где:  «От каждого по способностям и каждому по труду».  Жили, не тужили.   Главное, не боялись завтрашнего дня, не хотели смены строя. Могли думать о высоких материях. Это сейчас голова забита тем, как выжить и что завтра будет, на что-то другое просто, как правило, не хватает времени и душевных сил. 
  А что же при коммунизме?  Принцип коммунизма: « От  каждого по способностям, каждому по потребностям».  Самое главное здесь надо понимать, что потребности должны быть разумными и не противоречить интересам общины (коммуны).  Людьми это недопонималось,   казалось, что коммунизм недостижим, ведь сначала одного хочется, а потом большего и большего и большего. Человеческая природа спервоначала поражена  этим грехом.     Например, разве может так быть, чтобы у каждого, кто только захочет, был межпланетный корабль. И т.д. и т.п.  А фактически, жили уже при коммунизме и были счастливы. Что же такое коммунизм?  Коммунизм, с моей точки зрения – аналог  Рая на земле. Ведь именно в Раю на небесах «последние станут первыми». При советском социалистическом строе на первое место ставился труд, человек труда, а не чиновники, книжники, законники, «фарисеи и лицемеры».   Коммунизм, -  от слова «коммуна», то есть «община».  Общинность  на Руси была издавна.  Крестьянская община. Ведь недаром, слово крестьянин происходит от слова христианин. Жизнь крестьян наиболее близка к житиям святых. Их работа их быт также. Русская культура бескорыстная, общинная, возвышенная.
  «Н.Г. Чернышевский считал, что сельская община обеспечивает кратчайший путь к социализму, минуя капиталистическую частную собственность на землю… Даже самый опустившийся житель деревни мог найти в общине поддержку: земля всегда оставалась за членом общины или его наследниками, ее нельзя было продать или проиграть. Право на надел оставалось незыблемым.
  Община спасала русского крестьянина не только от разорения, но и от нравственного упадка. Известно, что сельские общины были защитой самым уязвимым слоям населения: детям-сиротам, одиноким женщинам и старикам. Считалась грехом не подать голодающему члену общины, даже если тебе самому завтра придется голодать, т.е. поделиться действительно последним. Община содержала общественные хлебные склады, больницы, школы, богадельни и другие подобные заведения. Трудолюбие ценилось как одно из основных достоинств человеческой личности»  Артамонова Т.А. Интернет.
  Разрушение крестьянской общины при помощи про западно-настроенного Петра Столыпина было спланировано в начале 20 века российской элитой для возможности усиления эксплуатации крестьянства. А то трудно было налоги собирать. Люди друг друга поддерживали (по этой же причине Хрущев разрушил коллективные хозяйства (колхозы) в середине 20 века). Так или иначе, все это привело  социалистической революции в 1917 г.  В 1917 г. 85 % населения поддерживало «красных» и, если бы не интервенция американцев, французов, немцев, японцев белочехов и прочих, то не было бы и гражданской войны. Армия России к 1917 г. находилась в стадии разложения. При столыпинском капитализме люди не знали что защищать, за что сражаться. Процветало дизертирство, братание с воинами противоположной стороны.   Патриотизм был тогда, когда существовала крестьянская община. Люди понимали, что они Родину , свое защищают. Например в Отечественную войну 1812 г.  А как во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  советские воины защищали свою Родину, свою (общинно-социалистическую) собственность. Таких подвигов и в таком количестве, какие совершали во время ВОВ советские люди, в другие войны не совершали. 
  Идеи общинности  ( коммунизма)  присущи русским.  Я помню жизнь в 60-е, 70-е годы . Человек человеку был, как правило, «друг, товарищ и брат».  Не боялись того, что будет завтра. Было действительно бесплатное образование. Трудоустройство на работу после получения того или иного уровня образования. Возможность сменить работу. Заработная плата служащего не могла быть выше заработной платы высококвалифицированного рабочего. Причем зарплата была гарантирована. Не как сейчас. Масса свободного времени. Возможность получения (бесплатно) дополнительного образования. Возможность думать о чем-то высоком, а не о том, что будет завтра.  Бесплатное медицина. Человека принимал врач в тот же день, как он обращался.  В больницу отправляли тотчас, как возникала потребность, и лежали там подолгу, а не выписывали людей сразу же после операции.  Отдыхали практически бесплатно в домах отдыха, получая путевки в профкоме.  Участие в работе администрации  трудовых коллективов, профсоюзов, комсомольских , партийных организаций. Чего сейчас нет. Когда-то, в конце восьмидесятых, я вывел формулу: « Степень  демократизации общества обратно пропорциональна степени концентрации собственности в данном обществе».  Вот фраза из газеты «Моя семья» ( источник Интернет) . «Самые недооцененные фразы наших читателей: «Была на последнем звонке у дочки. Все плакали. Дети сейчас понимают, что самое хорошее время в их жизни закончилось. Впереди – капитализм».  В наше время ничего подобного не было. Перспектив была масса. Можно просто пойти работать на завод, быть уважаемым, и все что надо, например, квартиру, получить бесплатно.
  Много чего сейчас нет. Например, выборности судей. Дешевых билетов на поезда, которых была масса.  Зато сейчас масса судебных исполнителей. Вспоминаю, как где-то в восьмидесятом году заходил к товарищу на работу  (он работал судебным исполнителем при  районном суде в  городе).  Судебных исполнителей было всего три или четыре. Занимались они, в основном, отцами алиментщиками (писали письма). Скучали. Все были в гражданской форме. Не видел там никаких машин с вооруженными людьми, как сейчас. В школах порядок наводили уборщицы, сторожа. Не было никаких вооруженных охранников.  Да их вообще нигде не было (нужды не было в этом), в сберкассах (своего рода тогдашние банки), например. Помню  что вооруженного, скучающего лейтенанта я видел только в областном отделении Госбанка. И все. Сейчас, где их только нет. Времена такие и обстановка.  Мы не видели никаких наркоманов вокруг. Их не было. Они были  в странах капитализма.  Мы могли совершенно бесплатно заниматься  в различных кружках в школе, в домах пионеров, в Домах и дворцах культуры, в Дворцах спорта. Совершенно бесплатно ездить на различные соревнования – спортивные, радиомехаников, по авиамоделированию, запуску авиамоделей, пошивочные и многие другие.  На учебные олимпиады ( областные, районные, республиканские , всесоюзные) предварительно победив на предыдущем этапе . Сейчас все это в том числе и дорога – за собственные деньги. Хочешь участвовать плати и участвуй.   Бизнес и ничего более.  В СССР, как членов общины, нас учили быть честными, быть порядочными. Сейчас главное – не нарушить законы, устанавливаемые кем-то.   Трудовые коллективы при социализме были большие, и их было много. Это сейчас стараются  хозяева, чтобы как можно меньшее число людей работало как можно подольше  и получало поменьше. А ведь большее число работников может ту же работу сделать проработав шесть часов с двумя выходными в неделю.  Деревня в СССР «стояла на ногах» и процветала. В деревнях прекрасно жилось. При Сталине  - старались сохранить деревню. В частности, паспорта не сразу давали, но однако, если человек хотел уехать он всегда уезжал.  Моя мама из деревни Лапшанга Нижегородской области. У нее не было никаких проблем с получением образования, окончания института в Москве и устройству на работу по специальности, причем с переездами по своему желанию.  Сейчас деревню разрушают, потому, как ею труднее управлять, там община крепче. Ну и голод, его боязнь – весомое средство элитарного управления.
  Вспоминаю семидесятые, и не припоминается, чтобы чего-то, что хотел, я   не смог бы исполнить.   Еще одним доказательством того, что мы прекрасно жили – постоянный рост численности населения. Люди не боялись рожать детей в отличие от сегодняшнего дня.
  Почему  же  произошел «переворот»?  Что использовали пролезшие наверх всяческие проходимцы.  То есть те, которые знают, что где сказать, где промолчать. Сегодня они «белые», завтра «серые», послезавтра «красные» ( в кавычках).  Ну, конечно, отсутствие альтернативных выборов. Сталин не раз ставил данную проблему, но основная масса «высших» была против и отговаривала его. Уже при Хрущеве многое было сделано для ослабления советской общинной системы. В частности, ликвидированы колхозы.   Брежнев многое восстановил, но в тоже время именно тогда начало формироваться то, что сейчас без зазрения совести называется «элитой».  Появился  т.н. «блат» ( знакомство). Старались защитить своих. Где-то хапнуть, что-то взять. Но все это было, конечно , в совсем небольших размерах, с сегодняшними несоизмеримо. Крупных воров  госсобственности просто расстреливали.  И советская идеология была сильна.  Мы даже не могли подумать о возврате капитализма. Это была какая-то нелепость, возврат в какую-то тину, где один будет выжимать соки из многих других. Внешне Л.И.Брежнев был человек советский и социалистический. Но за порядком, законностью следил слабо. Работал мало.
   В любом случае,  семидесятые вспоминаются сейчас как годы советского социализма. Спокойные.  Используя слабость вождя тогда наверх провылазило много всяких и разных нехороших «врагов народа», врагов России и просто перевертышей, которым все равно, лишь бы им хорошо было. Ослаблялись идеологические основы, во многих людях укреплялось то, что называлось потребительством, когда голова занята только тем, чтобы больше, больше и больше у него было. А во всем нужна мера.  Мера, - моя самая любимая филосовская категория – тот разбег количественных и качественных характеристик предмета, при которых предмет еще остается самим собой. Человек, в частности, остается человеком.  Не страдает человеческая  общинность. 
  Во время т.н. перестройки специально разными ( в т.ч. хозрасчетными ) способами ослабляли предприятия, реализацию их товаров.  И этим настраивали людей на требования перемен. Основная масса людей требовала только наведения порядка, законности, введения альтернативных выборов. Об изменении строя, тем более на капиталистический, никто и не думал.  И не верил даже в то, что это происходит даже во время переворота.  Людям просто хотелось, чтобы был наведен порядок.
  Столыпину не удалось внедрить капитализм и таким образом уничтожить русскую общину, а следовательно и Россию. Сейчас это происходит. Община уже практически уничтожена.  Человек человеку сейчас «волк».
В частности это происходит и при помощи т.н. либерализма, когда права отдельной личности ставятся  выще прав той или иной человеческой общности.   Никакая мера, особенно «элитами» не соблюдается.  Самый   главный  порок в либерализме, требование постановки на первое место свободы личности, - разбитие естества, неестественность. Всему должна быть мера, в том числе и свободе личности. Задача того либерализма, который мы имеем – уничтожить человеческую общность.  Сохранить общности, только так называемые, «элитарные».  Уничтожению русской общинности, в частности, способствовало удаление из паспорта графы национальность.  Это было направлено именно против тех, кто считал себя русским. Интернационализм был возможен только при социализме.  Сейчас процветает национализм  тех или иных наций. Это элиты допускают в целях развала России.
  Обществу нужна идеология. Не получается без нее. Коммуна, общинность,- вот что должно стать идеологией общества и конституционной идеологией, если мы хотим сохранить Россию. Сильная центральная власть с развитым местным самоуправлением.  Государственная (общественная) собственность и планирование на крупных предприятиях, ограничение импорта.  Можно попробовать и  мелкобуржуазный социализм, но размер частной собственности в любом случае должен быть ограничен. Как и использование наемной рабочей силы. Везде должна быть мера и законность.   
  Вообще , считаю, что олигархам надо как можно чаще читать самую мудрую вещь А.С.Пушкина  - «Сказку о рыбаке и рыбке». Рано или поздно они или их потомки будут «у разбитого корыта». Потому надо создавать общество, в котором, человек был бы уверен за будущее своих потомков. Что они будут счастливы, довольны жизнью, не бояться завтрашнего дня.  Что у них будет возможность любить ближнего ( не видеть в каждом соперника), Родину и т.д.  Социалистический строй был удивительным явлением в истории человечества.