Перов. Охотники на привале

Геннадий Мартынов
Эту картину знают.  Ну просто все. Хотя сам художник не рассчитывал на такую вот известность. Эта его картина была впервые представлена на  первой выставке художников Передвижников. Кроме этой картины, которая находится в Третьяковской галерее, художник сделал ещё два авторских повтора, которые практически ничем не отличаются  от оригинала. Один находится в р Русском музее в Питере. Другой –  далеко от Москвы. В городе Николаеве на юге Украины. Раньше центр судостроения. Верфи, которыми кормился чуть ли не весь город. Сегодня не знаю, что там осталось.

.  А потом были копии и репродукции. Тысячи! И где мы только не увидим эти охотников. И в гостиницах, и в ресторанах, и в простых жилищах и даже в шато  олигархов.
 
   Эта картина входит, я думаю, в десяток наиболее известных картин всей истории отечественной живописи. Таких, как например, «Троица», « Три богатыря» и «Явление Христа народу».  Непостижимая сила искусства. В нашем случае искусства живописи. Ведь нет же в этой картине ничего такого, чтобы поразить наше воображение. Просто ничего. Пейзаж такой серенький без всяких красот. И три охотника в некотором подпитии Вот и всё.

  Три охотника. Охотились  целый день Не без удачи. Но не такой уж обильной. Ну да это не главное.  Главное душевная беседа.  Сели, выпили – закусили, чем бог послал.   И языки развязались. А это уж как водится. Один рассказывает какую-то страшенную историю-байкку. Другой в центре чешет репу и ухмыляется. «Ты барин ври, да меру знай, не завирайся» - говорит весь его образ. А вот юноша напротив весь во власти рассказа и в мимике увлечённого собственным  повествованием  барина. Вся душа его ушла в пятки от   услышанного . Да так, что даже и прикурить позабыл.

     Вот это и всё. Тут и рассказывать перед этой картиной нечего. Я  много и не рассказываю, когда мы подходим к этой картине. Мы – это я и группа туристов – иностранцев. А иностранцы – это французы. Они и без меня тут всё понимают. И у них тоже есть выражение «охотничьи байки». Я уверен, что и у других народов тоже есть. Охотник, да ещё и рыбак,  – это уже по определению враль, хвастун и фантазёр. О чем здесь говорить. Говорить действительно не о чём, а вот смотреть надо.
   
   Никого эта троица не оставляет равнодушными.  Какой бы национальности ни был зритель.

                ***** 
  Художник Перов. А надо сказать, что Перов был вовсе даже и не Перов. Это такое прозвище, которое он получил, будучи ещё мальчиком. Дело в том, что у мальчика был чудный каллиграфический почерк. Его отдали в обучение местному дьячку.  Вася крепко и уверенно держал перо в руке, из-под которого выходили  удивительные  ровные красивые буковки.  Ну, дьячок и дал ему такое шутливое прозвище Перов. И как в воду глядел. Вырос из маленького мальчика великий художник с известной всем фамилией Перов.

    А по рождению Вася был совсем не из простых . Был бы он дворянского звания по факту рождения. Бароном он был бы. Да вот случилась печальная нескладуха в жизни.  Родителем его был губернский прокурор барон Григорий Криденер. Представляете. Да только родился он незаконнорожденным.  А потом барон женился – таки на его матери. И были у него после этого братья и сестры, унаследовавшие от папы титул и фамилию. А  Вася нет. Зато сегодня Василия Перова знают  все, а всех прочих Криденеров больших и маленьких – никто.

    Да ведь ничего нового в этом и нет. Вот и Фет был тоже незаконнорожденным. И Герцен тоже. Они должны были бы носить другие фамилии и титулы. Да что там. Сама прекрасная Елисавет тоже рождена вне брака. И только по этой причине не стала королевой французской. Хотел  папенька, будучи в Версале, выдать её замуж за Людовика 15. Да там в ответ на любезное предложение пардон сказали, незаконнорожденная!  И тем не менее все они, незаконнорожденные,  в жизни состоялись.  По самой полной.

В детские годы Василия семья часто переезжала. А потом  отца уволили со службы и нужно было устраиваться по-новому. В 10 лет мальчик переболел оспой, что сказалось на его зрении — полностью оно так и не восстановилось. Каково это для художника.

   Уже в детстве Василий решил стать художником. Его отправили учиться в Арзамас. Но из школы его отчислили за тарелку горячей каши, запущенную им в однокашника. Кинул он этой тарелкой, видимо, не в того, кого надо. И кто его знает настоящую историю сегодня. Да только случай нашли настолько  серьёзным, что выгнали Васю из училища.
 
 В 19 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Тяжелые наступили времена. Зимой он даже пропускал занятия — не в чем было выйти на в мороз. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь. Если бы не помощь одного из преподавателей, неизвестно, стал ли мальчик Вася художником 
.
   Но несостоявшийся барон стал-таки, несмотря на все превратности судьбы, художником. И каким! А ведь был момент, когда молодой Перов уже учился в знаменитом Училище Живописи на Мясницкой, а папаша его разорился вчистую. И оставили его без копейки на жизнь. Он даже и угол не мог снять. И на одежду денег не было. Не было денег  даже и на кусок хлеба. Да вот судьба хранила. Сначала приютила его женщина, много старше его. Посмотрите  ранний автопортрет будущего  художника , и вы поймёте почему.

   А потом  снова судьба повернулась лицом.  Позвал его к себе домой, предоставив и кров, и стол, преподаватель того же училища Е.А. Васильев. Видимо увидел в этом студенте  большого художника.   Скажем ему спасибо. А то стал бы Перов простым учителем рисования где-нибудь  в провинции. Да и то в лучшем случае.
       
       Остался он в училище. Позже он был удостоен большой золотой медали. И это ему давало право на бесплатную заграничную пенсионерскую поездку. Женившись, он воспользовался этим правом. Уехал он в Париж. В зале слева от картины «Тройка» можно увидеть несколько его работ, написанных во время пребывания в Париже. У французов они, понятно, вызывают особое внимание. Но вот не жилось ему за границей. Он просится домой и пишет письмо  в Училище, в котором сообщает о своем желании прервать свое пенсионерство в Париже. Удивительно, что пишет этот полунемец. Вот прочтите, что он пишет:

    « Посвятить изучению страны чужой несколько лет я нахожу менее полезным, чем по возможности изучать и разрабатывать бесчисленное богатство  сюжетов  как городской, так и сельской жизни нашего отечества»

                *****
  Но вернёмся к охотникам. Какой оживлённый разговор. А вы знаете, что все трое вовсе не фантазия художника. Это все реально существовавшие лица. Но они не профессиональные охотники. У них другая профессия. Они все трое врачи. Они очень хорошо знали друг друга и ходили на охоту вместе не раз.  И у них,  конечно, были имена. И понятно также, что и художник Перов их хорошо знал. Познакомимся и мы. 

 Вот  наивный молодой человек, весь во власти потрясающего рассказа  барина. Это врач Нагорный. Ему 26 лет. Интересно, что он женился на Варваре Васильевне Толстой. Да, она была племянницей великого писателя. Он женился на ней через год после написания картины.  То есть, тогда, когда он стал личностью довольно узнаваемой в Москве, благодаря этой картине. И он, несомненно, был в доме Толстого в Хамовниках.
 
   А Толстой и сам был охотником. Вспомним, с каким знанием дело он описывает  охотничьи эпизоды. Например, в романе «Война и мир». Все помнят, как  в имении Ростовых, Толстой даёт замечательною живописную  картину   псовой охоты на волка. Описывает  так, как мог её описать только участник такой охоты. Там есть забавный эпизод, когда егерь  в запале охотничьего азарта едва не огрел своего барина кнутовищем.

    А ещё и в «Анне Карениной» есть описание охоты Стивы Облонского и Кости Левина.  Ну как можно было такое описать, не будучи самому охотником. Прочтите и убедитесь в этом.
   
    Персонаж в центре картины – тоже врач. Его зовут Василий Владимирович Бессонов. Врач и любитель охоты. Перов написал ещё одни портрет Бессонова. Хороший портрет. Он даже   экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с картиной «Охотники на привале». Тут, правда, среди трёх охотников он менее всех  похож на врача. Такой мужичок-хитрован,  с ухмылкой слушающий своего барина. Он как бы говорит: «Ну, барин, даешь. Во накрутил».

    Ну а теперь главный персонаж картины, хотя он и находится  не в центре. Но всё внимание к нему . Он тоже по жизни врач.

 В его облике художник передал образ Д. П. Кувшинникова, который был известным московским врачом, большим любителем ружейной охоты. Василий  Перов сослужил отличную службу медику. Он еще больше прославив его. После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников Д. П. стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. Благодаря этой картине популярность врача сильно возросла. А это так важно для любого врача. Особенно для врача-частника.  Круг клиентуры его тоже хорошо возрос.

    Кувшинников  жил  в квартире в Малом Трёхсвятительском переулке. И эта квартира  стала местом, где собирались писатели, художники, артисты. Здесь часто бывал В. Перов. А нам важно то, что здесь бывали Чехов и Левитан.   Такая артистическая московская богема. Выражаясь по-современному, собирались  потусить в квартире доктора Кувшинникова. А хозяйкой званного салона была его жена, Кувшинникова Софья.
                ***** 
  А ведь   не случайно здесь были упомянуты имена Чехова и Левитана. Потому как доктор Кувшинников, правда, под другим именем послужил прототипом для доктора Дымова. Да, того самого из маленького шедевра Чехова  «Попрыгунья». И главная героиня рассказа, та самая дамочка – хозяйка салона, это жена доктора и в жизни, и в рассказе. Остается добавить, что молодой художник-обольститель Рябовский – это уж сам Исаак Левитан. Они и в жизни были любовниками. Такой создался треугольник.
 
    Вообще-то рассказ должен был называться по-другому. «Великий человек». И понятно почему. Жена Дымова увлекалась поискам великого и знаменитого, неважно в какой области. Художниками, музыкантами, актёрами. В её салон призывались только самые известные люди московской богемы.  Такая экзальтированная дамочка, которую тянет к «прекрасному» — к миру богемы. Героиня практически не замечает своего супруга, предпочитая общество художников, актеров, литераторов.

  А вот настоящего, обещавшего стать великим врачом, она и проглядела. Супруга своего. Узнала она об этом  тогда, когда дни его были уже сочтены.  Драма.
 
     Бедная Софья Петровна Кувшинникова. Эта её так выставил на весь белый свет доктор и писатель Чехов.  И, главное, за что? Этого не понимал и настоящий художник, то есть Левитан,  которого тоже писатель показал так, что просто хуже и нельзя. Так выпятить все его дурные и некрасивые черты!  Словом, была прилюдно задета его честь и честь любимой женщины. Как такое можно было простить.  И дуэль едва только не состоялось. К счастью для всей нашей культуры.

   Чехов сделал в рассказе акцент на семейных отношениях и изменил название на известное нам сегодня. В основе печальной  истории реально существовавший любовный треугольник.  Полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, интересовавшаяся различными искусствами. А у  несчастного Осипа Дымова, был совершенно иной прототип - Илларион Иванович Дуброво, известный московский врач.

   А история была такова.  К именитому врачу Дуброво обратились однажды  за помощью: семнадцатилетняя дочь дворянина Куроедова страдала от дифтерита. Чтобы помочь больной, Дуброво использовал метод, описанный в рассказе. Он отсасывает,  рискуя жизнью,   дифтеритные пленки, и заражается, заболевает тяжелой формой дифтерита. И умирает через шесть дней
 
                *****
     И у художника  Рябовского, ветреного красавца, тоже был свой прототип. Реальное лицо. Близкий друг Чехова Исаак Левитан. А это уже скандал. Вся Москва узнала в героях рассказа реальных персонажей – супругов Кувшинниковых и художника уже знаменитого Левитана.

  И это несмотря  на старания писателя  скрыть истинные имена. Он был близким другом семейной пары и Левитана тоже. То есть, он хорошо знал предмет того, что он описывал.
 
Прототипы — это очень скользкая  тема. Обычно  автор не хочет, чтобы прототип был узнаваемым. К примеру, художник Рябовский, списанный Чеховым со своего приятеля Исаака Левитана, вроде бы не совсем похож на реального художника.  Если Левитан пейзажист, то Рябовский делается анималистом и жарнистом. Левитан радикальный брюнет — Рябовский голубоглаз. Левитану 32 года — Рябовскому 25.

  Но ведь тут всё шито белыми нитками. Все всё поняли. И надо было быть совсем слепыми, чтобы не увидеть подлинную связь.  Дама пишет красками, муж у нее доктор, и живет она с художником. Скандал и ссора, которая едва только не довела до дуэли. Но ссора на долгие годы. Они помирились, но тогда,  когда обоим жизненный срок уже был отмерен.
 
                *****
 Есть, конечно, несоответствия между реальными персонажами и их прототипами. Например,  Софья Петровна Кувшинникова  — любительница искусств, хозяйка салона – действительно была художницей.  По-видимому, хорошей, поскольку  одну из ее работ приобрел даже сам Павел Третьяков.

    Но в  отличие от Дымова  врач Дуброво вовсе не был подающим надежды молодым человеком — речь идет о признанном светиле медицины. Да и впечатления два доктора – реальный  и сочиненный - производили очень разные.  Реальный врач был не просто врач. Он был  военврачом, участником русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов и человеком во всех отношениях бывалым, который отличался, скорее, не кротостью и застенчивостью, а решительностью и брутальностью. У него уже был орден Святого Владимира.  На выбор профессии ещё в детстве повлияло то, что  три его маленьких  брата умерли как раз от дифтерита.  Получается так, что он тоже умер от дифтерита, спасая семнадцатилетнюю девушку.

    И в жизни было тоже не совсем так, как в рассказе.  Бросил-таки Левитан свою ученицу и пассию Кувшинникову.  Ушёл он  к  другой.  К Турчаниновой. Его не остановила  даже и попытка суицида Кувшинниковой.

    И с мужем попрыгуньи, доктором Дымовым,   всё было по – разному. В рассказе такой мелодраматический финал, не свойственный перу Чехова. Умирает он, спасая ребёнка.  А вот доктора Кувшинникова миновала сия печальная участь. Без переживаний, конечно , не обошлось. Да и как без них, если жена так нескрываемо становится любовницей известного художника.

                *****

    Но вернемся к трём охотникам. Да, картина стала знаменитой едва ли не с первых дней её появления на выставке Передвижников. Понятно, что сегодня почти никто не знает  истории, о которой было рассказано выше. Да и не надо, чтобы знали. Вот картина. И этого достаточно.
               
    Ну а раз картина стала известна, то и пошли отклики людей известных и знаменитых. Отклики противоречивые.

 Великий критик Стасов высоко оценивал картину и сравнивал её с охотничьими рассказами Тургенева.  Мы помним, как Тургенев вступил в большую литературу как раз благодаря своим «Запискам охотника»

    А Салтыков-Щедрин критиковал её: писателю показались излишне «наигранными лица героев». И здесь тоже есть своя правда  Есть что-то от театра. Он критиковал художника за неестественно выглядящими лицами охотников, как будто играют актеры, а не живые охотники.

   Ну и пусть. А сколько других картин можно было бы процитировать и обвинить в сценичности. И это не мешает этим картинами считаться великими. А портрет, или автопортрет, это разве не постановка, рассчитанная на зрителя?

     Достоевский  тоже высказался по поводу картины в своём  «Дневнике: писателя»:

    «Картина давно уже всем известна: „Охотники на привале“; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски.

                *****
    Картина «Художники на привале" была написана в поздний период жизни и творчества В. Перова. К этому времени как-то странно изменился дух и природа его творчества.  Уже было сказано, в юности он был студентом  в Училище Живописи.   Получил Большую золотую медаль, которая давала ему право на долгую  заграничную командировку. И он воспользовался этим правом и уехал в Париж.  Если вы зайдете в зал Перова, то слева вы увидите несколько картин, исполненных им в Париже. Особенно одна большая «Продавец песенников» И я непременно подвожу французскую группу к этой картине. Вот говорю, узнаете Париж 19-го века. Узнаёте? Я знаю, как это приятно так неожиданно увидеть уголок родного отечества.
 
    А по возвращение в Москву  он пишет картины совершенно в духе художников-передвижников. Сострадание простому люду и жесткой критики пороков общества.  И церкви тоже.  Как от него досталось попам!  Посмотрите, к примеру, «Сельский крестный ход на Пасху». Это уже не картина, а карикатура. Меня при этом удивляет, как цензура допускала к просмотру «Чаепитие в Мытищах». А Мытищи – это по дороге к Сергиеву Посаду и главному православному монастырю.
 
  А кто же не знает  «Тройку» Перова. Полное название картины «Тройка.
Ученики мастеровые везут воду». Говорим о слезинке ребёнка, а тут целый поток горьких детских слёз.

     Но случилась большая трагедия в личной жизни художника, потрясшая его. Она повлияла на всё его дальнейшее творчество. От эпидемии умерли жена и двое детей, остался жив только сын Владимир. И потому характер его картин тоже изменился. У него было достаточно горя и печали внутри его души, чтобы выплёскивать его ещё и наружу. Простые люди стали героями его картин, без всякого обличительного пафоса. Вот так и появился чудный «Рыболов». Меня трогает тот факт, что это была первая картина Перова, которая мне запомнилась с  детства.  Кажется,  мне было тогда лет пять. А ещё были написаны как бы в тему «Птицелов», «Голубятник». И конечные портреты Достоевского, Островского. В лицах мы увидели великих людей России. Вот и «Охотники на привале»  появились тоже в это время.

                *****
   И ещё несколько слов о картине. Здесь ведь не просто одна жанровая сценка. А ещё и пейзаж, и натюрморт. Пейзаж был написан другом Перов и мастером как раз в описании картин природы.  Саврасов написал пейзаж.

   А натюрморт – так вот он вблизи охотников. Охотничьи трофеи. Как без них. Но только настоящий охотник нашёл бы здесь несколько досадных ляпов. К примеру,  отличное ружье и наверное очень дорогое лежит так  небрежно в траве, что непозволительно. Да это просто и невозможно. Ни один уважающий себя стрелок не допустит такой небрежности. А вот ещё и охотничий рожок. А рожок использовали только при псовой охоте. А тут рядом никакой стаи гончих псов нет.  Да вот ещё обувка не та.  Каблук  высокий, что на охоте неудобно. Очевидно, что никто из охотников не мастер, все они — дилетанты.

Краски пейзажа и заяц-русак в числе добычи говорят, что события происходят поздней осенью. Однако рябчик, лежащий тут же, делает очевидным, что и сам художник привирает нам: не могли быть на одной охоте убиты и лесная птица, и заяц — обитатель полей и степных зон. А может, всё это было сделано намерено? Очевидно, что никто из охотников не мастер, все они любители.

                *****
  Последнее время  его жизни было не самым лучшим. Он, как говорят писатели, исписался. Состояние души близкое к депрессии.  Он правил ранние работы, искал новые идеи. Те сюжеты, которые сделали ему имя — жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищета, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе, — больше не увлекали художника. Он был разочарован.
 
    Перов хотел  проявить себя в исторической живописи, в жанровых сценах, но многие его задумки остались на стадии эскизов. Последней работой художника стало масштабное полотно «Никита Пустосвят». Это обширное полотно и сегодня находится в зале Перова. Очень большое полотно.  Не меньше «Трех богатырей». Оно занимает чуть не половину правой стены. А вот известна эта картина  не так чтобы очень. Жаль.

  В 1872 году Перов женился вторично. Под конец жизни Василий Георгиевич стал заниматься литературой, писал рассказы. В 1882 году во время своей любимой охоты он  простудился, болезнь развилась в чахотку, от которой художник скончался в 48 лет.

 Похоронили художника на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.  В известные годы кладбище Данилова монастыря ликвидировали. Но несколько могил всё-таки сохранили. Да и как не сохранить. Вот и останки художника Перова перенесли на погост Донского монастыря.  Могила находится там слева от главного собора.