1. 1. Цены на ресурсы не учитывают их дефицитности

Иван Деревянко
Технологическая эксплуатация начинается с неопределенных цен на природные ресурсы. Поскольку эти ресурсы даны природой и принадлежат всем людям страны, то цены на них вроде бы и ничего не стоят, поэтому устанавливаются практически по наитию, и, как правило, минимальные, исходя из тех небольших затрат, которые необходимы для их разведки и учета.

Прежде всего, ресурсы надо учитывать. Для того, чтобы успешно управлять чем-то, в частности, государством необходим всеобщий учет ресурсов. Количественный учет начинается с классификации, которая является подсистемой, и отображает все, начиная с самых общих естественных систем и кончая конкретными системами искусственного происхождения. Каждый классификационный вид имеет уровни качества, которые имеют собственные единицы измерения. Но такая мера не позволяет сопоставить значимость различных ресурсов, поскольку абсолютные единицы измерения имеют разную природу, потому и разные предельные значения по уровням качества.

Если общее количество каждого из имеющихся ресурсов принять за единицу, то отношение единицы к общему количеству ресурса даст относительную величину, которая и определяет значимость этого вида ресурса. Если же количество используемого за год ресурса отнести к его наличному количеству, то это будет комплексный показатель интенсивности использования этого ресурса. Обратное соотношение покажет сколько лет можно будет пользоваться этим ресурсом.

Однако, ресурс ресурсу рознь. Ресурсы бывают доступными, труднодоступными и разведанными. Их значимость для государства неодинакова. Естественно, для доступных ресурсов она должна быть максимальной, меньшей – для труднодоступных и еще меньшей для разведанных. А это уже вектор, величина которого определяется, как сумма составляющих. Если же эти три величины соотнести друг к другу, а полученные две цифры тоже соотнести друг к другу, то получится относительная векторная величина, которая в данном случае характеризует равномерность ввода в эксплуатацию имеющегося ресурса. Это тоже очень важная для государства характеристика.

Все природные ресурсы без исключения подразделяются на три группы качества: высококачественные, качественные и низкокачественные. Если количества одного ресурса в этих группах качества соотнести таким же как в предыдущем случае образом, то получится относительный показатель качества всего ресурса.
Есть еще одна очень важная характеристика ресурсов. Это их территориальное размещение: компактное, локальное и разреженное. С экономической точки зрения использование ресурсов этих групп может быть эффективным, допустимым и неэффективным. Если же количества в этих группах соотнести подобно предыдущим случаям, то можно получить относительный показатель эффективности использования данного вида ресурса.

Кроме того, ресурсы должны быть оценены по степени пригодности в различных сферах применения. Например, драгоценные металлы в зависимости от своих свойств могут использоваться для изготовления ювелирных изделий или как денежный эквивалент в банках, а может быть применен как конструктивный элемент в изделиях или как химический элемент в энергетике. А это уже тензор, у которого четыре составляющих и свои правила определения относительного тензорного показателя, независимого от общего количества ресурса, но зависящего от изменения его составляющих.

Тем же тензором характеризуется превращение природных ресурсов в сырье, сырья в материалы, материалов в детали изделий. Общее же количество ресурсов остается постоянным. Точно также характеризуется возможность использования вторичных ресурсов: что можно передать комиссионной торговле, что можно отремонтировать, а что отдать на запчасти или на утилизацию.  Эта же характеристика нужна при организации новых производств, когда необходимо сопоставить имеющиеся в регионе энергетические, технические, материальные и людские ресурсы.

Так что учет ресурсов, это не такое простое дело, как многим кажется. Математиков надо привлекать. По величине дифференцированного показателя дефицитности ресурсов можно сравнивать их значимость, а, следовательно, назначать цены и устанавливать налоги для предприятий, в ведении которых находятся природные ресурсы. Этот метод оценки должен применяться для тех ресурсов, которые не могут быть повторно использованы, например, для энергетических материалов, таких как нефть и газ.

Конечно, прямые затраты надо считать, и они должны облагаться постоянным и одинаковым для всех предпринимателей налогом, причем дважды. В первый раз налог входит в прямые затраты держателя природных ресурсов, а второй раз он добавляется к прямым затратам, но в них не входит, уменьшая прибыль. Этот налог платят покупатели ресурсов. Оставшаяся часть прибыли облагается дифференцированным налогом.

Если природные ресурсы могут быть использованы вторично, изъятые из бывших в употреблении предметов потребления, то цена на первичные ресурсы устанавливается в соответствии с затратами на сбор и предварительную обработку вторичных ресурсов. Но разница между ценами и прямыми затратами может быть существенной, поэтому разница между ценой и себестоимостью может сильно колебаться. Следовательно, должен налагаться дифференцированный налог на прибыль, который учтет эту разницу.

Природные ресурсы не безграничны, поэтому их надо экономно расходовать и справедливо оценивать. Для этого необходимо снижать спрос на предметы потребления, изготовленных из природных ресурсов, за счет их вторичного использования через комиссионную торговлю, ремонт, переработку и утилизацию. Причем, вторичные ресурсы должны быть дешевле аналогичных первичных. К сожалению, и комиссионная торговля, и ремонт, и переработка, и утилизация производится далеко не всех бывших в употреблении предметов потребления.

Как к этому относятся чиновники из руководства государства показано на конкретном примере в статье http://proza.ru/2020/05/21/737. Поскольку бывшими в употреблении предметами потребления никто не хочет заниматься государство должно установить жесткие правила их использования. За счет этого будут более рационально использоваться природные ресурсы, и государство сможет продавать их по более высоким ценам, устранив причины первичной технологической эксплуатации. При этом образуется щадящий режим для экологии, появляются дополнительные рабочие места, а предметы потребления становятся доступными для малообеспеченных людей.

И первичные и вторичные ресурсы оцениваются по степени распространенности. Естественно, стоимость этих ресурсов должна быть разная, а если она одинакова, то это тоже особый вид технологической эксплуатации государства. Налоги тоже должны быть разные.

Природные ресурсы должны иметь разную стоимость в зависимости от их назначения. Например, породы деревьев в лесу могут предназначаться для культурных целей, в частности для облицовочных работ. Их цена должна быть наивысшей. Не все породы могут применяться в химических производствах, а те, которые пригодны для этого (балансовая древесина), должны иметь чуть меньшую стоимость, чем ценные породы, но большую, чем все остальные. Существуют породы, которые обладают хорошими механическими свойствами и применяются в конструктивных целях. У них должна быть своя цена, но меньшая по сравнению с балансовыми породами. Все остальные породы пригодны только на топливо и их цена должна быть наименьшей.

При сдаче лесных делянок лесозаготовителям лесоустроители должны указать соотношение породного состава по их ценности и назначению. По этим данным определяется, исходя из затрат на сбор и переработку вторичных ресурсов, стоимость леса, так называемую, попенную плату. Этого не делается, поэтому государство теряет свой доход от этой технологической эксплуатации.

Учету также подлежат и денежные ресурсы населения. Не все граждане хотят, чтобы их накопления были прозрачными, поэтому просто так денежный учет вести практически невозможно. Но нужно. Экономика это требует. Если ты честно заработал деньги, то тебе нечего скрывать их количество. Следовательно, это надо сделать принудительно, например, поменяв деньги на соответствующий эквивалент. Это делалось уже не раз, и людям приходится менять свои накопления. Если при этом наличные деньги сделать минимально необходимыми, а все остальные зачислить на карточки, то денежный учет движение денег становится не таким уж сложным.

Ну а если кто-то кому-то помог с мелким ремонтом квартиры и получил за это вознаграждение наличными, то как это учесть? Да, никак. Во-первых, общее количество наличных денег остается постоянным, и какая разница у кого они уменьшились, а у кого увеличились. Во-вторых, они честно заработаны, и не представляют никакой опасности экономике государства. В-третьих, это такая маленькая сумма для государства, что ее можно отнести к неучтенным средствам по аналогии с безвозвратными потерями любого производства.
 
Краткая суть учета количества ресурсов и их изменчивости при воспроизводстве и использовании заключается в следующем. Сначала учет производится по всей номенклатуре в абсолютных единицах измерения, а затем количество ресурсов переводится в относительные единицы. Это позволяет судит о значимости ресурсов, их дефицитности и спросе на них.
Следующим этапом является учет стоимости всех ресурсов по всем группам качества по действующим ценам. Полученная сумма распределяется по номенклатуре ресурсов в соответствии с их значимостью, затем распределение этой суммы производится по качеству, на основе чего определяется новая цена ресурсов по группам качества в соответствии с их значимостью, дефицитностью и спросом.

Таким образом, объективно существует система цен на природные ресурсы, но она не используется. Энергетические ресурсы не оцениваются по степени их дефицитности. На ресурсы с возможностью повторного использования назначаются цены не по затратам на сбор и первичную обработку вторичных ресурсов. Цена на природные ресурсы не учитывают степень их распространенности. Нет влияния предназначения природных ресурсов на их цену.

Почему экономисты об этом молчат? Кому же хочется пропагандировать непопулярные меры? Мороки с учетом ресурсов, со вторичными ресурсами, с распространенностью и предназначением много, а при наличии большого количества ресурсов в стране, проще купить дешевые природные ресурсы, а изготовленные из них предметы потребления продать подороже. Так эксплуатируется государство, а в его лице те предприятия, которым государство поручило использовать природные ресурсы, и, в конечном счете, негативно отражается на простых людях.



Дорогие читатели!
Кто не имеет возможности комментировать мои статьи в «Проза.ру», прошу писать мне на электронную почту: iwan.vander45@gmail.com.



#технология, #эксплуатация, #цены, #дискриминация, #налогообложение, #прибыль, #затраты, #амортизация, #евростандарты, #торговля, #сбалансированность.