НАТО и война в Югославии

Владимир Гордейчук
Из статьи "Истоки Второй холодной войны":  http://proza.ru/2020/02/12/1635,  раздел 4



Одно из государств-наследниц монархии Габсбургов - Югославия в первый раз распалась в 1941 г. после военного поражения и вследствие внутренней слабости централизованного полиэтнического государства. Во второй раз - в 1991-1992 годах Югославия/СФРЮ распалась  в результате развития процессов национального возрождения [15] на фоне крушения советско-коммунистического мира, которым сопутствовали сепаратистские движения хорватов, словенцев, боснийских мусульман и других этнических групп.

Эта фаза распада повлека за собой войну между государствами-наследниками и внутри самих этих государств в 1992 – 1999 годах, ставшей  осуществлением национального самоопределения военным путем не только национальных меньшинств, но и великодержавных устремлений бывшей государствообразующей нации – сербов и сербского государства - Сербии. В основе этих устремлений лежал великосербский проект президента Сербии Слободана Милошевича “Великая соединенная Сербия”, который, как и его предшественник - проект Великой Сербии, изложенный в 1843 – 1859 годах ее премьер-министром Илией Гарашаниным в программе “Начертание”, предполагал объединение всех южнославянских земель, которые он считал сербскими, только говорящими на диалектах сербского языка, под властью сербского правительства [16].

Триггером распада Югославии явилась дезинтеграция советско-коммунистической системы, до поры до времени придававшей ей относительную устойчивость.
Война государств – наследников СФРЮ - за независимость сопровождалась проявлениями геноцида и военными преступлениями, осуществляемыми главным образом сербскими военными и гражданскими руководителями. Так, бывший президент Сербии Слободан Милошевич умер в тюрьме в Гааге, не дождавшись завершения судебного процесса по его делу, лидер боснийских сербов Радован Караджич и генерал армии боснийских сербов Ратко Младич получили пожизненный срок именно по статьям геноцида и преступлений против человечества. Всего за время существования международного Трибунала по бывшей Югославии было проведено 142 судебных процесса: 92 против сербов, 33 против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев. Эти данные подчеркивают тот факт, что именно сербские “собиратели земель” были главными поджигателями этого конфликта и самыми крупными исполнителями геноцида и других преступлений против человечества.

У Запада был моральный императив пресечь этнические чистки, геноцид и другие преступления против человечества, поэтому военные операции НАТО в бывшей Югославии следует рассматривать как превентивные акции. Эти операции не могли обойтись без серьезных издержек, в том числе гибели мирных граждан и массовых разрушений мирных объектов, но, как показала история Второй мировой войны, цена попустительства экстремизму и фашизму оказывается значительно более высокой и даже катастрофической. [14]

Основными театрами югославской войны, в которой решающее участие приняла НАТО, были:  Сербия и Босния и Герцеговина в 1992 – 1995 годах и Сербия и Косово в 1998 – 1999 годах.


4.1. Война в Сербии и Боснии и Герцеговине

С момента основания в апреле 1949 года и до завершения Первой холодной войны в ноябре 1990 года НАТО позиционировала себя как исключительно оборонительная организация, провозгласившая, что нападение на одну страну – члена альянса рассматривается как нападение на всех. Однако с распадом СССР и окончанием Первой холодной войны Альянс начал активную политику по обеспечению мира и за его пределами, что вызывало непонимание и  нарастающую в российской элите и раздуваемую российскими реваншистскими кругами ненависть к Западу.  Особое недовольство российского истеблишмента вызывало сопровождавшие эту активность планы и действия по расширению НАТО.
 
Начало всего этого надо искать в связи с  войной в Боснии в период 1992-95 годов - самой кровавой войне в Европе после Второй мировой.

Во время боснийского конфликта в СБ ООН был достигнут консенсус о том, что необходимо положить конец военным преступлениям, совершаемых сербскими националистами в Боснии и Герцеговине при прямой поддержке президента Сербии Слободана Милошевича, которые ставили своей целью этническую зачистку сербских районов Боснии от боснийских мусульман и присоединение этих  районов к  Сербии.
 
С 16 июля по 22 ноября 1992 года страны НАТО провели первую операцию “Maritime Monitor” (“Морской монитор”) в Адриатическом море на территории бывшей Югославии с целью контроля за соблюдением бывших союзных республик санкций СБ ООН. При этом НАТО испытало свои возможности по оперативному планированию и реализации военных операций многонациональных сил, включая развертывание и боевое применение оперативных группировок на территории вероятного противника.
 
С 1992 по 1995 годы СБ ООН принял несколько резолюций, предоставлявших НАТО мандат на установление беспилотной зоны над Боснией с целью защиты мирного населения от сербских бомбардировок, а также мандат для защиты введенных по решению СБ миротворцев ООН в Боснию и Герцеговину. Россия поддержала эти резолюции, понимая, что в данной ситуации невозможно было солидаризоваться со своими сербскими “братьями”, поскольку было очевидно, что именно они играли главную роль в разжигании конфликта.   

Одним из самых известных и кровавых событий Боснийской войны явилась резня, или геноцид в Сребренице, которая была взята армией боснийских сербов 11 июля 1995 года. Международный трибунал по Югославии установил, что было убито до 8000 взрослых мужчин из числа боснийских мусульман. Расследование установило, что убийства совершили солдаты Армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича.

Резкое обострение конфликта сербов с боснийцами и хорватами вынудило  НАТО — под мандатом ООН – с  30 августа по 20 сентября 1995 года провести  операцию “Deliberate Force” (“Осознанная Сила”) по принуждению сербов к миру посредством массированных бомбардировок более 300 сербских объектов в Сербии и Боснии. Эта операция, вместе с наступлением боснийско-хорватских войск, явилась решающим фактором, принудившим Милошевича к миру. Через два месяца сербский президент прилетел на американскую военную авиабазу в Дейтоне, где было подписано мирное соглашение между Сербией и другими участниками конфликта. СБ ООН резолюцией №1031 от 15 декабря 1995 г. поручил НАТО сформировать миротворческие силы для прекращения конфликта в Боснии и Герцеговине, в которых участвовал и не подчиняющийся командованию НАТО российский воинский контингент. Европейские страны, прежде всего Германия, приняли деятельное участие в обустройстве почти 350 тысяч беженцев, в основном мусульман. В результате комплексных военных, миротворческих и гуманитарных мер Запада в Боснии и Герцеговине, в которой в течение 3 лет межэтнической кровавой войны погибло более 200 тысяч человек, надолго установились мир, стабильность и безопасность.
 
Однако под давлением крайне недовольных поражением Сербии коммунистов и националистов в российском руководстве Ельцин 5 января 1996 года уволил министра иностранных дел РФ либерала Андрея Козырева и назначил вместо него близкого к национал-патриотическим кругам Евгения Примакова. Это назначение знаменовало собой ужесточение политики российского руководства по отношению к НАТО и в целом к Западу, что отразилось на позиции России относительно действий, предпринимаемых НАТО по умиротворению конфликтующих сторон в югославской войне.


4.2. Война в Сербии и Косово

В автономной области Косово, входившей в состав Сербии, и в которой значительное большинство населения – по данным переписи 1981 года - 77.5% составляли албанцы и меньшинство, около  20%, – сербы, после распада Югославии начали развиваться сепаратистские движения в албанской среде. Албанцы ставили своей целью выход края Косово из состава Сербии и присоединение его к Албании. Косовские сербы при поддержке Сербии стали на тропу войны и репрессий против албанцев по недопущению такого сценария.
 
28 сентября 1990 года сербский парламент лишает автономный округ Косово статуса автономии. 17 марта 1991 года власти Сербии приостанавливают действие конституции в округе Косово и запрещают использование населением албанского языка. Сербы начинают в Косово этнические чистки, направленные против албанцев.
 
13 августа 1992 года СБ ООН квалифицирует эти чистки как военное преступление.

Конфликт резко обостряется в 1998 году, когда масштаб этнических чисток резко возрастает. Милошевич и его националистические соратники начали повторять те же военные преступления в Косово, которые были совершены в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах. В связи с этим  23 сентября 1998 года СБ ООН принимает резолюцию №1199, предписывающую Белграду немедленно прекратить военные действия и отвести войска из края Косово. Кроме того, резолюция призвала Армию освобождения Косово отказаться от насилия и потребовала проведения немедленных переговоров правительства Сербии с руководством Косово. Эта резолюция была проигнорирована Милошевичем.

24 октября 1998 года СБ ООН принимает очередную резолюцию, требующую от правительства Сербии выполнения всех предыдущих решений ООН о прекращении этнических чисток. Сербия отказалась, как и все предыдущие, выполнять эту резолюцию.

6 февраля – 18 марта 1999 года была предпринята последняя попытка решить конфликт дипломатическим путем на мирной конференции с представителями сербов и албанцев, а также с участием посредников:  американской, британской и французской делегаций в Рамбуйе (Франция). Непреодолимой проблемой для обеих сторон было то, что албанцы не желали принимать решение, которое сохраняло бы Косово в составе Сербии, в то время как сербы не хотели, чтобы статус-кво автономии Косово, которым она обладала до 1990 года, был восстановлен. Кроме того, сербы были непримиримы против любой роли международного сообщества в управлении регионом, включая предложение, при котором вместо войск НАТО будут использоваться миротворческие силы ООН.
 
В итоге 18 марта 1999 года албанская, американская, французская и британская делегации подписали так называемые “Рамбуйские соглашения”, которые признавали Косово как  автономную провинцию в составе Югославии, в то время состоявшей из Сербии и Черногории, разрешали ввод контингента НАТО численностью 30 000 военнослужащих для поддержания порядка в Косово и разрешали беспрепятственный проход войск НАТО по всей югославской территории. Эти соглашения сербская и российская делегации подписать отказались. В результате переговоры завершились провалом.
   
Следуя этой логике Россия впервые решила не поддерживать в СБ ООН инициативу НАТО по принуждению конфликтующих сторон к миру. Альянс оказался перед дилеммой: либо поддаться российскому давлению в СБ ООН, либо предпринять необходимые меры без мандата СБ ООН, чтобы снова принудить Милошевича к миру, на этот раз - в Косово. По словам Лаврова, страны НАТО приняли решение в пользу второго варианта и попытались провести его через СБ ООН. Поняв, что "ничего не получится (вследствие обструкции России и Китая – В.Г), они пошли на одностороннюю “агрессию" против суверенного государства в нарушение Устава ООН, принципов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и всего того миропорядка, который был создан по итогам Второй мировой войны".
 
Лавров умолчал о том, что Устав ООН, принципы ОБСЕ, как и принципы указанного миропорядка, оказались беспомощными в деле реального урегулирования крайне опасного и сложного конфликта и пресечения не прекращающихся акций геноцида, этнических чисток и военных преступлений в самом центре Европы, совершаемых главным образом этим “суверенным” государством при очевидном попустительстве России и Китая.
   
На необоснованность приведенных выше обвинений Лаврова указала уже после окончания операции на открытом заседании СБ ООН главный прокурор учрежденного СБ ООН Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге Карла дель Понте, сделавшая заявление о том, что в действиях стран НАТО в отношении Югославии в период с марта 1999 года нет состава преступления и что обвинения в адрес политического и военного руководства блока несостоятельны. Главный прокурор сообщила также, что решение не начинать расследование обвинений в адрес блока окончательное, и оно было принято после тщательного изучения экспертами трибунала материалов, представленных правительством Югославии, Комиссией Государственной Думы РФ, группой экспертов в области международного права и рядом общественных организаций.
 
Итак, для предотвращения гуманитарной катастрофы с угрозой наплыва сотен тысяч беженцев в Европу и распространения пожара войны на весь балканский регион и за его пределы, Альянс, на этот раз без мандата СБ ООН, 24 марта 1999 года начал проводить вторую воздушную операцию по принуждению к миру - "Operation Allied Force" ("Союзная сила"), на этот раз в Сербии и Косово, которая завершилась 10 июня 1999 года выводом воинских подразделений сербов из Косово и установлением над ним протектората войск НАТО и администрации ООН. В ходе этой операции погибло более 2000 мирных жителей и около 750 тысяч жителей бывшей Югославии стали беженцами.
 
Однако главные задачи натовской операции были достигнуты:
1. Прекращены этнические чистки и акции геноцида в Косово и установлено перемирие между сербами и косовскими албанцами.
2. Возвращены в свои дома в Косово сотни тысяч высланных лиц и беженцев.
3. Создана основа для политической стабилизации, демократии и экономического развития как в Косово и Сербии, так и в остальных республиках бывшей Югославии.

После завершения войны Россия проголосовала за резолюцию 1244 СБ ООН, которая, среди всего прочего, создавала под командованием НАТО миротворческие силы “КФОР” с участием до 2003 года российских войск, при условии их неподчинения НАТО. И до настоящего времени эти силы численностью примерно 4000 солдат из десятков стран гарантируют мир и стабильность между сербами и косовскими албанцами.

Вместе с тем эта операция НАТО, осуществленная вопреки противодействию России, вызвала с ее стороны шквал непрерывных и продолжающихся по сей день обвинений, причем не только в отношении косовской операции, но и в отношении ранее поддержанной ею в СБ ООН боснийской операции. Особую ярость кремлевского руководства вызвало то, что первый этап расширения НАТО - официальное включение в состав альянса Чехии, Венгрии и Польши - произошел всего лишь через месяц после начала бомбардировки Белграда и Косово.  Это было расценено им как свидетельство агрессивной природы расширяющегося НАТО и агрессии Альянса против России.



ЛИТЕРАТУРА


[14]   Зубок В. М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от
        Сталина до Горбачева.  М.: Российская политическая энциклопедия, 2011.
[15]   Samuel P. Huntington. THE CLASH OF CIVILIZATIONS, 1996.
[16]   Гарашанин И. Начертаниjе // Sharkinovich H. Boshnjaci od Nachertanija do
        Memoranduma.-Podgorica, 1997.