Маленькие Трагедии А. С. Пушкина и Моральные А 14

Григорьевич Стас
«Маленькие Трагедии» А. С. Пушкина и
Моральные Абракадабры 1991, часть 1, В

«СКУПОЙ РЫЦАРЬ»






Дальнейшее — как вершина напряжения: Альберт во имя отрицания убийства Отца готов воплотить эту же идею в жизнь. Предел формализма: идёт «искать управы» у Герцога. Поступок, заслуживающий воды, не вина. Что и получает от Ивана. (?Иван???)
Эволюция Формы: 1. Бешенство «за повреждённый шлем», 2. Планируемая акция с ядом, «по склянке за червонец», 3. Повесить Соломона, и дальнейшее желание просто отобрать у него деньги, 4. Управа на отца у Герцога.                Rem.2020: («Честно: даже у отца (Филиппа) больше чувств к сыну — когда во время его разговора с Герцогом он (Филипп) обзывает сына (Альбера) «молодым оленем»!» - комментарии реальных школьников). Трудно не согласиться.
Интересная симметрия: Соломон: I. Относительность жизни — человеческого существования, II. Безусловность денег.                Филипп:  I. Безусловность денег,  II.  Относительность жизни — человеческого существования.
Но: Соломон это понимает, Филипп с ужасом осознаёт.
Почему?  Соломон — Судья (разрубите уже младенца и отдайте 2 спорящим матерям).
  «Опредмечивание действительности», как философская категория (Филипп) и «Распредмечивание действительности» (Альбер).
По большому счёту, как еврей, Соломон больше интересуется жизнью и человеческими отношениями (!), любит саму жизнь, он — выраженный биофил (и его сверхциничный совет Альберу — искреннее желание помочь молодости (дать дорогу новому), но принятие идеи безусловной власти денег абсолютно извращают элементарные  моральные нормы человеческих (гуманных) отношений между людьми. Of Course.
С Филиппом всё гораздо хуже, в отличие от Соломона он — выраженный некрофил.
(см. работы неофрейдиста Эриха Фромма по некрофилии, а также его «Иметь или быть».
SO: задолго до появления З. Фрейда и его ученика Э. Фромма эти эффекты  поучительно схвачены А. С. Пушкиным в «СР» из «МТ».
1991: «Забегая несколько вперёд:
Тема рабства (ученичества) встречается 1 раз в «СР»: «как алжирский раб, как пёс цепной» (Альбер об отце, сидящем в подвале на сундуках с золотом). Последний парадоксальным образом, сидя на сундуках, видит себя «неким демоном», правящим «послушной ему державой». Обратная пропорция: чем ниже опущен, тем больше и изобретательнее амбиции («Психология маньяков»).                Далее, Сальери, весь построенный согласно концепции «бескрылых чад праха» и выносящий на её основе суд над Моцартом, Мечтающий Раб, «но в тишине, но в тайне» страстно желающий стать властелином над себе подобными по природе «мерзко приземлённой». «Нет хуже и страшнее холопа, дорвавшегося до власти». Абсолютно бездарного ученика, ставшего, наконец-то, учителем.                Далее, Гуан, бывший «долгое время разврата покорный ученик».               
Очень важная очередная объединяющая сюжетная деталь всех частей «МТ»  — самый последний поступок (самое последнее действие) героя. Альбер забирает перчатку («принимает вызов (на бой) старого Отца). Далее: Сальери бросает яд в бокал Моцарта (NC), Гуан протягивает руку Командору — это «7 грех Гуана», по скрытому смыслу поступок, равный самоубийству. Хотя фрейдистский анализ, скорее, назвал бы это актом онанизма, также как  у Н. В. Гоголя «Посмотреть на Вия» для Фомы  («Миргород»- «Вий», Н. В. Гоголь)— не что иное, как акт мастурбации (= самоубийству). И сам сюжет «Вия» строится на основе Параноидального Сюжетного Вращения «вокруг да около» собственного члена, которое закономерно завершается соблазном и падением (поражением). То есть, можно сказать, что везде самое последнее действие — это добровольное САМОУМЕРТВИЕ, если бы не вспомнилось, что самоубийство в основе самоценно, самозамкнуто — то есть, лишено всякого смысла по определению (как слепой игровой момент). У героев А. С. Пушкина всё замотивировано: Альбер добирается до отцовских ключей (!?!), Сальери доводит мнимую идею «избранности остановить Моцарта» до конца («как отмазка» - комментарии реальных школьников), Гуан, протягивая руку («мастурбация» - фрейдисты), бросая вызов (Судьбе? Богу? - опять самоубийство как протест: «Бесы» Ф. М. Достоевского) — на самом деле этим актом утверждает факт владения Доной Анной и совершенного не- раскаяния в своих жизненных установках».